Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Методика анализа продуктов деятельности
Содержание:
- 13 октября 2023
- 7 минут
- 1087
Именно по ним в определенной мере возможно судить о некоторых особенностях деятельности, которая и привела к созданию таких продуктов, а также о включенных в данную деятельность психических процессах.
Текст как один из распространенных продуктов деятельности человека
Одним из наиболее распространенных продуктов человеческой деятельности можно назвать текст. Кроме классического анализа (понимание, интуиция, осмысление) в психологической науке повсеместно применяют формализованные методы изучения текстов, в частности, процентный контент-анализ. Суть данной методики состоит в выделении в тексте его ключевых понятий (либо прочих смысловых единиц) с дальнейшим подсчетом их частоты и процентного соотношения по разным частям текста и общим объемом изложенной информации.
Но самое пристальное внимание из всех продуктов деятельности психологи всегда уделяли детским рисункам, а также творчеству душевнобольных. Метод анализа продуктов деятельности можно считать вспомогательным методом исследования, так как он показывает надежный результат исключительно в совокупности с прочими методами (среди которых наблюдение и эксперимент).
Исследование детских рисунков
Для смены этапов развития рисунка характерна действительно устойчивая последовательность. Рисунок ребенка значительно меняется, постепенно проходя следующие стадии: каракули (в возрасте двух-трех лет), некие схемы (четыре-восемь лет) и отсутствие схем (восемь-двенадцать лет).
До достижения трехлетнего возраста ребенок просто водит по бумаге карандашами, и его в полной мере удовлетворяют получающиеся каракули. В данной ситуации ему важен сам интересный процесс, а не результат рисования. Уже к четырем годам он начинает изображать что-либо. Где-то с шестилетнего возраста малыши не понимают пространственного изображения, и потому рисуют так называемые фризовые композиции, либо просто вид сверху – видение чего-либо в горизонтальном плане. Они еще не способны корригироваться взрослыми, и создают рисунки, которые полностью соответствуют их собственному возрастному развитию.
К центральным мотивам детских изображений можно отнести фигуры человека, которые ребенок начинает рисовать где-то с трех с половиной лет. Сначала дети изображают голову – круг либо овал, затем к ней дорисовывают ноги, получая так называемого цефалоида – головоногого человека без тела. Со временем добавляется изображение рта, глаз, бровей, носа, а руки крепятся либо к голове, либо к ногам. Изображение самого туловища появляется примерно в пятилетнем возрасте. В шесть лет изображаются такие элементы, как волосы, уши, а первые признаки одежды рисуются словно прозрачными. В семь лет начинают уточняться пропорции – ноги располагаются ближе друг к другу, руки прикрепляются к туловищу в нужном месте, изображается подобие шеи. В восемь лет дети уже способны нарисовать профильные человеческие фигуры. В девять стараются нарисовать движение, но рисунки все еще остаются плоскостными. К десяти-одиннадцати годам уже замечаются попытки наложить тени, придать нужную форму определенным предметам, а также попытки охвата перспективы. В дальнейшем происходит усовершенствование техники рисунка, и изображения уже в большей степени отображают увлечения и интересы конкретного ребенка.
Анализ творчества душевнобольных людей
Патологический рисунок допустимо рассматривать в качестве источника медицинских данных, так как есть довольно тесное взаимоотношение между состоянием психической деятельности и творческими особенностями человека.
В рисунках душевнобольных часто замечаются нарушения пропорций. Но их простая констатация не вполне достаточна для верного заключения. Так называемые диспропорции, а также деформация вполне способны определяться исключительно особым желанием автора рисунка заострить внимание на определенных деталях, сделать на них акцент, то есть могут быть оправданы в чисто художественном отношении (экспрессионизм, гротеск). В детских рисунках такие нарушения пропорций могут обуславливаться не заболеванием, а какими-то особенностями возрастного развития, выражением идеи повышенной значимости определенных персонажей.
Стремление к декоративности также способно вытекать из замысла художника, но также способно становиться и патологическим художественным признаком (при шизофрении), когда холодное нагромождение украшений превращается в смысл рисунка.
В изображениях болеющих шизофренией нередко прослеживается стереотипия, то есть повторение одинаковых мотивов, форм, интервалов, оттенков и так далее. Но если стереотипное повторение изображения несет монотонный, однообразный и довольно скучный статичный характер с внимательной прорисовкой мелких деталей – это обычно следствие психомоторных изменений, которые наблюдаются при эпилепсии и органических заболеваниях мозга. При шизофрении стереотипия несколько более легкая и разнообразная, а также подвижная.
Навигация по статьям