Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Разновидности воображения
Содержание:
- 20 апреля 2023
- 18 минут
- 3292
При классификации воображения по степени активности и осознанности личностью новых образов выделяют активный и пассивный вид воображения.
Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не могут быть воплощены в жизнь, программ, не имеющих реализации. Это различные фантазии, грезы, мечты, сны и галлюцинации. Герой романа Н. В. Гоголя «Мертвые души» Манилов является ярким примером пассивного воображения. Это человек, рисующий себе выдуманную жизнь, в которой он успешен, ему завидуют. Но картины из воображаемой жизни Манилова не имеют места в действительности.
Активное воображение подразделяется на воссоздающее и творческое.
При создании образа по описанию человек наполняет знаковое поле (словесное, числовое, графическое, устное и т.д.) знаниями и опытом, которые он уже имеет. Высокий уровень знаний и опыта способствует созданию более яркого и богатого образа. Но помимо знаний и опыта на полноту, содержание и яркость образа влияет и художественное мастерство автора.
Рассмотрим, схематически виды воображения:
Рисунок 1. Виды воображения
Феномен развития воображения
На протяжении долгого времени в науке существовало мнение, что невозможно научить воображению. Французский психолог Г. Рибо говорил, что не существует «методов изобретения», если бы они были, то человечество приступило бы к фабричному выпуску изобретателей.
Иногда воображению дают название «прихотливая способность», тем самым указывая на то, что в действиях воображения нет явного детерминизма. Именно по этой причине воображение награждают самопроизвольностью. Ведь человеку не подвластно заставить себя что-то воображать или нет. Процесс воображения происходит вне зависимости от человека.
Со временем данная точка зрения была опровергнута. Г. Уоллес, английский ученый, на основе изучения того, как выдающиеся ученые совершают открытия, вывел четыре этапа в процессе творчества:
- этап подготовки, когда зарождается идея;
- этап созревания, в процессе которого происходит концентрация, сбор знаний, которые имеют прямое или косвенное отношение к теме открытия, сбор недостающих данных;
- этап озарения характеризуется интуитивным схватыванием искомого результата;
- завершающий этап проверки.
Исходя из этого, можно сделать заключение, что любому сложному процессу и воображению можно научиться, изучив отдельные приемы. Существует масса приемов, развития воображения. К примеру, Леонардо да Винчи предлагал рассматривать облака, пятна, трещины в стенах и искать в них сходство со знакомыми предметами окружающего нас мира.
Приемы создания новых образов
Психология выделяет следующие приемы, используя которые можно создать новые образы: агглютинации, акцентирование, типизации и схематизации. Работа данных приемов возможна благодаря мыслительным процессам синтеза и анализа.
Прием агглютинации служит ярким примером аналитико-синтетического характера воображения.
В народных представлениях образ русалки состоит из образа женщины, зеленых водорослей и рыбы. Аналогичным способом созданы образы кентавра, сфинкса, избушки на курьих ножках и т.д. Леонардо да Винчи говорил о данном приеме, что если человек захочет сделать естественным вымышленное животное, к примеру, змею, то наделить его необходимо головой овчарки, кошачьими глазами, ушами филина, носом борзой, бровями льва, висками старого петуха и шеей водяной черепахи.
Л. Н. Толстой, известный русский писатель, говорил, что свою героиню романа «Война и мир», Наташу Ростову он наделил чертами своей жены Софьи Андреевны, сестры Татьяны.
Важно отметить, что агглютинация применима и в техническом процессе. Так, появился троллейбус, танк-амфибия, аэросани, аккордеон, гидросамолет и др.
К аналитическим процессам создания образов относится и акцентирование, заключающееся в выделении определенной черты образа. К примеру, можно изменить величину образа и сделать объект непропорциональным. При помощи акцентирования выделяется самый важный элемент конкретного образа. Данный прием часто используют карикатуристы. Так, у болтуна может быть длинный язык, а у любителя поесть объемный живот.
Дальнейшие развитие акцентирования возможно только при распространении его на весь объект. Это возможно сделать при помощи двух способов:
- увеличение объекта в сравнении с действительностью (гипербола);
- или, напротив, уменьшение объекта (литота);
Данные приемы нашли широкое распространение в былинах и сказках, когда герой имеет могучее телосложение, рост его «выше леса стоячего, чуть ниже облака ходячего», наделен сверхчеловеческим способностями. Все это дает герою возможность победить целое войско недругов. В качестве примера можно привести образы лилипутов и великанов в книге Свифта «Путешествие Гулливера».
При гиперболизации можно изменить количество элементов предмета или сместить их. Так, в индийской религии существует образ многорукого Будды, дракона, имеющего семь голов, одноглазого циклопа и т.д.
При конструировании образов воображения возможен и синтетических подход. Это возможно в тех ситуациях, когда образы, из которых формируется фантастическое представление, сливаются, происходит сглаживание различий, в ряд сходств выходят на первый план и говорят о схематизации. Ярким примером схематизации являются различные национальные узоры и орнаменты, заимствующие свои элементы из окружающего нас мира.
Любой из нас может представить англичанина, итальянца, китайца или любого другого представителя иной нации. Но если попросить определить различия между ними, то многие могут испытать затруднения, потому как все эти образы находятся в нашем воображении как обобщенные схемы.
Схематизация выступает как подготовительный этап к более сложному приему творческого воображения – типизации.
Одна из задач художника во время создания образа – это передача более или менее осознанного замысла. Данный замысел определяет акцентирование определенных черт и подбор конкретных агглютинаций. Это приводит к тому, что одни черты опускаются, уходят из внимания, другие проходят процесс упрощения и освобождения от частностей, а третья группа напротив, усиливается. Таким образом, весь создаваемый образ проходит процесс трансформации. А. М. Горький писал об этом в свое время, что типы в литературе образуются при анализе тридцати – пятидесяти человек схожего рода и настроения. И в итоге получается один герой. Обломов, Онегин, Фауст, Отелло или Гамлет – все они обобщенные типы, а не списанные образы с одного конкретного человека.
«Мозговой штурм» как способ обучения творческому мышлению
Креативность служит необходимым качеством, служащим залогом успешной адаптации в нестабильном коллективе. И поэтому в современном мире тема обучения приемам и методам творческого мышления стоит как никогда остро. Сегодня разработана масса способов, позволяющих научиться творческому мышлению.
«Мозговой штурм» является одним из самых распространенных способов обучения творческому мышлению. Это понятие предложено А. Ф. Осборном, американским ученым, который взял вариант эвристического диалога Сократа как основу способа. Осборн предложил совместную генерацию идей. По его мнению, когда над идеей работает коллектив, а не один человек, результат в итоге получается более эффективный.
Обычные условия имеют ряд психологических, социальных, педагогических и других барьеров, которые сдерживают творческую активность человека. Творчество могут сдерживать и заставлять работать по шаблону жесткий стиль руководства, боязнь совершить ошибку, критика, слишком профессиональный подход к работе, давление со стороны более талантливых коллег, привычки, традиции, а также отсутствие положительных эмоций. А «мозговая атака» подразумевает диалог, которые способствует удалению преграды, высвобождению творческой энергии участников в решении творческой задачи.
Существует ряд модификаций «мозгового штурма». Прежде всего важно эффективно сочетать интуицию и логику. Во время генерирования идей необходимо снизить активность логики и вывести на первый план интуицию. Отсрочка логического и критического анализа полученных идей, отсутствие критики – основные правила, способствующие максимально эффективной работе интуиции.
Работа во время «мозговой активности» осуществляется в доброжелательном психологическом микроклимате, что, в свою очередь, делает условия работы раскованными, запускается активизация интуиции и воображения.
Эвристические вопросы как способ обучения творческому мышлению
Развить творческое мышление также можно с помощью эвристических вопросов. Данный метод еще называют методом «ключевых вопросов». Практика определяет их как наводящие вопросы, когда удачный вопрос педагога наводит ученика на верный ответ.
Древнеримские философы Квинтилиан и Сократ пользовались эвристическими вопросами во время своей практической и научной деятельности. Квинтилиан предлагал своим последователям, для того чтобы собрать полную информацию по необходимому событию, ответить на семь важных эвристических вопросов: Кто? Где? Когда? Зачем? Чем? Как? Что?
Основа метода эвристических вопросов заключается на ряде закономерностей и принципов:
- Проблемность и оптимальность. Если верно поставить вопрос, то проблемность задачи может снизиться до оптимального уровня.
- Дробление информации предполагает ситуации, когда эвристические вопросы помогают разбить задачи на подзадачи.
- Целеполагание подразумевает формирование новой стратегии в виде цели деятельности при каждом новом эвристическом вопросе.
Основная задача эвристических вопросов состоит в стимулировании решения творческих задач.
- Важно хорошо понять определенную задачу, поставив перед собой ряд следующих вопросов: что остается неизвестным? Что уже есть? Какие условия? Как можно удовлетворить условия? Могут ли существующие условия определить неизвестное?
- Во время поиска идеи решения и во время формирования плана решения необходимо обозначить связь между тем, что есть и неизвестными аспектами. Задайте себе вопросы: знаете ли Вы что-то о родственной задаче? Могу ли я ей воспользоваться? Можно ли пользоваться ее методом решения? Нужен ли мне какой-то вспомогательный момент, для того чтобы получить прежнюю задачу? Могу ли я обозначить задачу по-другому, проще? Могу ли я поставить перед собой более простую задачу? Может быть, более общую или частную? Задачу, похожую на поставленную? Могу ли я решить часть задачи и удовлетворить часть условий? Что полезного я могу извлечь из данных? Использовал ли я все данные и условия? Принял ли я во внимание все понятие, которые содержались в задаче?
- Во время осуществления плана решения, важно контролировать все свои шаги. Считаете ли Вы осуществленный Вами шаг верным? Сможете ли Вы доказать, что совершили верный шаг?
- Контролируйте полученные решения. Задайте себе вопросы: могу ли я проверить результат? Могу ли я проверить ход решения? Могу ли я получить аналогичный результат, изменив ход решения? Как я могу проверить верность полученного результата? Могу ли я использовать полученный мною результат в какой-либо другой задаче? Смогу ли я решить задачу, которая обратная данной?
Главным достоинством метода эвристических вопросов является его простота и эффективность в решении различных задач. Эвристические вопросы важны для развития интуиции мышления, общей логической схемы решения различных творческих задач.
Методы развития детского творческого мышления
П. Торренс, ученый, который внес значительный вклад в формирование методов развития творческого мышления детей. Торренс предложил давать ребенку задачи на решение анаграмм во время первого этапа работы с детьми.
После анаграммы ребенку предлагалось развить все возможные обстоятельства, приведшие в случаю, который изображен на картинке, и дать прогноз его возможных последствий. Далее ребенку давали различные предметы и просили рассказать о всевозможных методах их использования.
Ученый предполагал что такого рода занятия позволят освободить личность от рамок, которые задаются обществом, и ребенок начнет мыслить нестандартно и творчески.
Джанни Родари, выдающийся итальянский писатель, в своей книге «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй» дал ряд ценных рекомендаций, как развить детское воображение. Так, например, писатель говорит о том, что развить словесное творчество ребенка возможно, предъявляя ему несколько плохо связанных слов для придумывания историй. К примеру, Золушка – самолет, трава – лед и т.д.
В завершении, стоит отметить, что даже самая совершенная методика развития творческого начала, ничего не сможет сделать без особых личностных критериев и громадного труда самого человека. Здесь от человека требуется любознательность и упорство. Важно увидеть проблему в том, что другим будет казаться ясным и понятным. Творческий человек может увидеть ситуацию под диаметрально иным углом зрения, чем большинство людей.
Если обратиться к биографиям выдающихся личностей, то можно увидеть, что они воспринимают процесс творчества как каждодневный тяжелый, а временами и рутинный процесс. Так, Бетховен сочинял музыку долгими часами, затем рвал написанное и переписывал заново. Томас Манн, лауреат Нобелевской премии, говорил, что он заставлял себя каждый день писать как минимум по три страницы. Исходя из этого, можно сделать вывод, что творчество и фантазия неразрывно связаны с систематическим трудом.
Навигация по статьям