Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Анима и Анимус. Архетип Персона. Тень. Индивидуация
Содержание:
- 24 октября 2023
- 8 минут
- 1558
Анима
Анима – это бессознательная женская сторона личности мужчины.
Противоположным понятию «анима» является понятие «анимус» – мужская часть психики женщины. Эти термины были введены К. Юнгом (1875 – 1961) для обозначения архетипов.
Анима и анимус рассматриваются как комбинации архетипических образов, которые содержится в культуре и проявляются в мужском и женском началах.
Анима можно наблюдать в таких проявлениях мужского характера, как сверхчувствительность, утрата мужественности, переменчивость настроения, плаксивость и т.д.
Анима включает в себя принцип Эроса, так как проявление анимы в мужской психике фиксируется через его отношение к женщине.
4 образа анима
Архетипическая анима проявляется в четырех образах, которые носят название женских имен: Ева, Елена, Мария, София. Эти образы мужчина проецирует на женщину. Чаще всего они проявляются в сновидениях.
Ева воплощена в образе Матери-Земли. Во сне Ева предстает как женщина - крестьянка, которая кормит детей, ухаживает за ними. Этот образ имеет положительные и отрицательные стороны. Положительная сторона олицетворяет начало, поддерживающее жизнь (питание, забота). Отрицательная сторона проявляется в ограничении, сдерживании развития (перекармливает).
Елена представляет собой сексуальный образ. В сновидениях предстает в виде фотомодели или актрисы из фильма. Положительный аспект образа – источник восхищения, отрицательный - манипулятор своей обаятельностью в ущерб другим.
Мария - воплощение девственности и духовной матери. Во сне появляется в образе учителя. Положительная сторона - образ независимой личности, отрицательная – личность, которой свойственна отстранённость и требовательность.
София - образ мудрости. В сновидениях предстает пожилой женщиной. Положительный аспект выражен в наличии ума и мудрости, отрицательный - в использовании своей мудрости в разрушительных целях.
Анима рассматривается как психический компонент, который находится ниже порога сознания, комплементарен Персоне и состоит с ней в компенсаторных взаимоотношениях.
Архетип Персона
Архетип Персона обозначает часть психики, обращенную к социуму.
Персона представляет собой идеальную картину мужчины, на которую реагирует анима. Насколько мужчина играет сильную личность снаружи, настолько внутри он оказывается слабой женщиной. Так как внутренний мир скрываем от окружающих, а мужчина, чем меньше он способен признать свою слабость, тем больше отождествляется с персоной, то антипод персоны - анима остается незаметным и проявляется, например, в том, что мужчина ведет себя как «подкаблучник».
Анима – это внутренняя установка, Персона – внешняя. Анима обычно содержит те черты, которых лишена Персона. Например, мужчина - тиран, который с внешней стороны – жестокий и недоступный, но внутренне реагирует на малейшую проблему, подвержен капризам. Анима такого мужчины воплощает в себе те общечеловеческие свойства болезненной впечатлительности и слабости, которых совершенно лишена его внешняя установка, его Персона. По утверждению К. Юнга, если персона интеллектуальна, то анима будет сентиментальна.
Анима претерпевает изменения на протяжении жизни мужчины.
Первая половина жизни характеризуется стремлением освободиться от чар материнской анимы. Молодые мужчины могут пережить полную утрату анимы без всякого ущерба. На этой стадии развития главное — быть мужчиной.
После середины жизни потеря анимы выражается в снижении подвижности и человеческой доброты, в результате чего чаще всего возникает сварливость, упрямство, неряшливость, безответственность, раздражительность, склонность к злоупотреблению алкоголем.
В позднем возрасте недостаток связи с анимой сопровождается депрессиями, диссоциациями, хроническими болезнями, трудностями в принятии решений.
Анимус
Анимус представляет собой бессознательную мужскую часть личности женщины и персонифицируется в принципе Логоса. Анимус проявляется в жестком и самоуверенном характере женщины, которая может постоять за себя и принять волевое решение.
Анимус – это психический компонент, который находится ниже порога сознания и действует из бессознательного.
Анимус, как и анима, рассматривается в качестве архетипического образа.
К. Юнг выделил четыре стадии в развитии анимуса:
- 1 стадия - возникновение в сновидениях или фантазиях женщины мускулистого человека с физической силой - атлета.
- 2 стадия - анимус предоставляет женщине инициативу и способность к планируемому действию. Он стоит за желанием независимости и стремлением сделать собственную карьеру.
- 3 стадия - анимус предстает "словом", персонифицируемым в сновидениях и образах профессора или священника.
- 4 стадия – анимус является воплощением здравого смысла.
Тень
Тень - бессознательный аспект психологической структуры личности, ее отрицательная сторона, которая отвергается сознательным эго.
Тень - это те личностные качества, которые человек не хотел бы иметь в себе.
В психике каждого человека есть тень и, чем больше эта тень осознается, тем больше шансов исправить те негативные качества, которые человек имеет. Если теневая сторона изолирована от сознания, то имеется возможность ее проявления в неожиданный для человека момент. Именно из сильно увеличенной тени формируются неврозы.
Индивидуация
Индивидуация - процесс, который участвует в производстве психологической индивидуальности и становлении личности. Юнг считал, что индивидуация является самосозиданием и самовоплощением. Он утверждал, что индивидуации и осознания своего Я – это разные процессы.
Юнг разделил понятия «индивидуализм» и «индивидуация», определив индивидуализм как подчеркивание мнимого своеобразия в противовес коллективным требованиям, а индивидуацию как результат ассимиляции в сознании личного и коллективного бессознательного.
Индивидуация – это процесс перехода бессознательного в сознательное через духовное развитие. В процессе индивидуации человек осознает свою психологическую уникальность, реализует свои задатки и способности.
Процесс индивидуации включает в себя четыре этапа:
На первом этапе процесса индивидуации происходит раскрытие Персоны. Человек рассматривает ее как полезный инструмент, а не как часть себя. Хотя Персона выполняет значимые защитные функции, она выступает маской, которая скрывает самость и бессознательное. В итоге получения знаний об ограничениях и деформациях Персоны человек становится независим от культуры и общества.
На втором этапе человек знакомимся с Тенью, происходит борьба с ней. Человек может освободиться от воздействия тени в том объеме, в каком он понял реальность темной стороны.
На третьем этапе происходит столкновение с анимой или анимусом. Человек относится к этим архетипам как к реальным. Он понимает, что фигуры анимы или анимуса автономны и могут воздействовать на него в том случае, если он игнорирует их или просто принимает их образы за свое собственное личное создание.
Четвертый этап - развитие самости. Целью процесса индивидуации является формирование самости. Самость перемещает эго в основу психики. Знание о самости приносит в психику единство и способствует интеграции сознательного и бессознательного.
Навигация по статьям