Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук
Ролевые игры
Существует классификация методов работы с дошкольниками и младшими школьниками. Данная классификация методов применима как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми.
Один из методов работы с дошкольниками и младшими школьниками – это ролевая игра. Роль воспринимается как функциональная форма, которая принимается индивидом во время реакции на определенную ситуацию, в которой есть другие индивиды. Доказано, что для того чтобы обеспечить психическое здоровье важно иметь адекватное ролевое развитие.
У детей существуют нарушения ролевого развития. Самое распространенное среди них – это ролевая ригидность, когда ребенок не может перейти из роли в роль. Другое отклонение – ролевая аморфность, это ситуации, когда ребенок не может принять любую роль. При отсутствии ролевой креативности ребенок не может продуцировать новые образы, принимает патологические роли.
Исходя из этого, становится ясно, что при любом ролевом методе работы ребенку необходимо принять роль, проиграть роль противоположную обычной, проиграть свою роль в гротескном варианте. Роли могут иметь разное содержание и статус.
Существует три группы ролевых методов:
ролевая гимнастика, в которую входят ролевые образы и ролевые действия;
психодрама;
ролевые ситуации.
Освоение ролевой гимнастики начинается дошкольниками с изучения различных ролевых действий, которые с взрослением ребенка приобретают более сложный характер.
Для группы старших дошкольников и группы младших школьников используют ролевые образы животных (волка и цыпленка, льва и зайца), различных сказочных персонажей (Баба Яга, Иван Царевич, Змей Горыныч), семейных и социальных ролей (директор, врач, учитель, мама), различных неодушевленные предметов (шкаф, стол, лодка). Изобразить роль при этом необходимо, используя мимику и жесты, а также можно использовать голос.
При ролевом методе психодрамы в качестве примера можно разыграть расправу с пугающими объектами. При этом можно использовать смену ролей, когда ребенок по очереди играет то нападающего, то того, на кого нападают или создается ситуация подвига и подключается эмоциональное сопереживание к объектам нападения.
Особый интерес дети проявляют к пальчиковым драматизациям, это когда разыгрываются этюды или сказки исключительно пальцами.
Во время ролевых ситуаций учащиеся могут столкнуться с ситуациями, которые релевантны случаям характерным для реальной деятельности. И в данной ситуации ребенку необходимо изменить свои установки. Таким образом формируются условия для создания новых и эффективных коммуникативных умений.
Метод психогимнастической игры
Данные изменения возможны как в целой группе, так и в отдельных участниках. Но при формировании психологического здоровья изменения, которые предусматриваются социально-психологическим тренингом, могут быть недостаточными и не соответствовать возрастной специфике детей. Так как создание самопринятия и принятия других людей являются необходимыми изменениями. Для организации изменений разработана структура самосознания личности, созданная В. С. Мухиной. Согласно данной структуре в самосознании человека выделяется его имя, притязание на социальное признание, социальное пространство (нрав, обязанности) и психологическое время человека. Исходя из этого, можно сказать, что психогимнастическая игра способствует принятию у детей следующего:
своего имени;
своих свойств характера;
своего прошлого, настоящего и будущего;
своих обязанностей и прав.
Коммуникативная игра, как один из основных методов работы с детьми
Коммуникативные игры бывают трех групп:
игры, которые направлены на формирование у детей умения увидеть в другом человеке достоинства и уметь давать другому человеку вербальное или невербальное поглаживание;
игры, которые способствуют углублению осознания области общения;
игры, которые учат сотрудничать.
Игры, которые направлены на развитие произвольности
С дошкольниками важно играть в игры, которые способствуют созданию у них произвольности. Для того чтобы создание произвольности происходило осознанно, дошкольнику вводят такие понятия, как «сила воли» и «хозяин своих чувств».
Игры, развивающие воображение
Существует три вида игр, которые развивают воображение:
вербальные;
невербальные;
«мысленные картинки».
Основа вербальной игры состоит в придумывании детьми завершений определенной непривычной ситуации. К примеру, что может случиться, если учитель запрыгнет в класс на одной ноге? Либо во время вербальных игр коллективно сочиняются сказки или подбираются разные ассоциации к определенному слову.
Во время невербальных игр детей просят по-разному, максимально интереснее изобразить определенное живое существо или неживой предмет. Данный метод имеет пересечения с ролевыми играми.
Когда дети играют в «мысленные картинки», им предлагается под музыкальное сопровождение придумать картинку, после чего рассказать о ней группе. Усложнить задание можно тем, что предложить детям определенную тему для картинки или вдобавок к музыке добавить кинетический раздражитель (ребенку могут дать подержать пушистый хвост или кусочек мрамора). Особенность «мысленной картинки» в том, что она может ожить. Автор картинки должен выбрать детей на роли героев, предметов картинки, определить их места, движения, диалоги. Когда ведущий говорит «раз, два, три, картинка оживи», все герои и предметы должны начать проигрывать свои роли. После чего дети аплодируют автору и актерам картинки.
Задания, формирующие у детей эмоциональную грамотность
Существует ряд заданий, который помогает формированию у ребенка эмоциональной грамотности. Данные задания подразумевают обучение ребенка определению эмоциональных состояний на основе мимики, жестов, голоса. Помимо этого задания помогают ребенку понять дуальность чувств, научиться обращать внимание и ценить чувства другого человека во время конфликтных ситуаций.
Важность подобных навыков объясняется феноменом алекситимии в качестве предпосылки психосоматического расстройства.
Данное явление определяет необходимость формирования «эмоциональной грамотности» у детей до подросткового возраста, который является кризисным этапом в развитии человека.
К. Е. Изард разработал теорию фундаментальных эмоций, которая является теоретической базой, на которой основываются задания, формирующие у детей эмоциональную грамотность. Согласно этой теории, эмоции являются основной мотивационной системой человека, а также личностными процессами, которые определяют смысл и значение человеческого существования. Изард выделяет десять основных эмоций. Каждая из этих эмоций определяет различные внутренние переживания и сопровождается разными внешними выражениями данных переживаний. Первым шагом в работе внутри данного блока становится знакомство ребенка с фундаментальными эмоциями, доступными его возрасту. При этом применяются технологии «Незаконченного предложения» и «Рисунка чувств». Ребенку предлагают представить себя иллюстратором детской книги и нарисовать рисунок на определенную тему. Это может быть гнев, страх, радость и т.д.
Дискуссионные игры
Групповая дискуссия является одним из основных способов, который используется в социально-психологическом тренинге. При ее помощи возможно реализовать принцип «субъект субъектного взаимодействия», определить разные мнения на определенную проблему.
Но метод дискуссий имеет ряд специфических особенностей во время использования его для детей. Обычно младшие школьники еще не умеют вести дискуссии, кроме того, для них непривычно принять мнение взрослого, а не выработать свое собственное.
Поэтому разработаны особые игры, при помощи которых возможно вести дискуссию.
Данный пример иллюстрирует то, что игровая форма может повысить эффективность дискуссии у детей.
Методы эмоционально-символического характера
Основа данных методов лежит на представлениях К. Юнга и его учеников. Они считали, что создание символов служит отражением стремления психики к развитию. А если превратить символы и образы фантазии в осязаемые факты при помощи рисования, сочинения стихов и рассказов, лепки, то это влияет на личностную интеграцию.
Существуют две главные модификации эмоционально-символических методов, которые были предложены Дж. Аланом:
обсуждение разных чувств в группе. Это может быть радость, гнев, обида, страх, печаль, интерес. В качестве необходимого этапа обсуждения необходимо использовать детские рисунки, которые выполнены на тему чувств. При этом, важно отметить, что во время рисования иногда происходит исследование и обсуждение чувств и мыслей, не поддающихся раскрытию во время вербального общения;
направленное рисование, которое является рисованием на конкретные темы. Возможно использовать рисование во время прослушивания терапевтических метафор. Детям предлагается нарисовать любой рисунок, навеваемый метафорой. Использование направленного рисования возможно на первом этапе работы, предшествующей серийному рисованию. Это способствует облегчению процесса самораскрытия детей и процессу принятия решений.
Релаксационный метод
В основе релаксационного метода лежит понимание релаксационного состояния в качестве антипода стресса со стороны его проявления, специфики формирования и механизмов запуска. При использовании релаксационного метода, применяются упражнения, которые основываются на методах активной нервно-мышечной релаксации, выведенной Э. Джекобсоном, различные дыхательные и визуально-кинестетические техники.
К дыхательным техникам относятся техники глубокого дыхания, ритмичного дыхания с задержкой.
Визуально-кинестетические техники основываются на использовании визуально-кинестетических образов.
Использование когнитивных методов
Основа когнитивных методов заключается в утверждении о каузальной функции когнитивных аспектов во время возникновения эмоциональных расстройств. Это подразумевает пересмотр мышления, отречение его от иррациональных понятий, иными словами, «умственного мусора», вызывающего эмоциональную боль. Многие авторы, которые работают в направлении когнитивной терапии, считают, что особо важную роль играет избавление человека от абсолютистского мышления, которое содержит убеждение, что весь мир и люди должны принадлежать личности или, напротив, сам человек должен принадлежать окружающим.
Также эффективным заданием является наполнение «мусорного ведра». В это ведро ребята складывают такие фразы, как: А можно так? Как надо? Я никогда не смогу. Меня не спрашивают никогда первым.
Также как и дискуссионные, когнитивные методы лучше использовать с школьниками младших классов.
Использование сказок
В современном мире метод использования сказок применяется все чаще и чаще.
Существует три ключевых вида работы со сказками:
ребенку предлагают прослушать конкретные сказки, которые определил взрослый, и нарисовать к ним рисунки или разыграть их;
ребенку предлагают сочинить сказку самому или при помощи взрослого;
ребенку предлагают использовать сказку в качестве игровой оболочки.
Разберем каждый вид более подробно.
При первом виде обычно используют сказки, которые называются терапевтическими метафорами. Этот термин применим при нейролингвистическом программировании, но использование его не подразумевает определенного подхода.
Существует несколько компонентов терапевтических метафор:
метафорический конфликт, либо возникновение ситуации, где герою становится нехорошо по причине имеющейся у него проблемы. Это может быть непохожесть на других или определенные страхи;
метафорический кризис, который выступает в качестве наступления невыносимых для героя обстоятельств, которые несут символику смерти;
поиск и нахождение ресурсов внутри себя предстают в качестве открытия героем в себе принципиально новых способностей, которые необходимы для решения существующего кризиса;
торжество и праздник является подходом к ситуации успеха, признания со стороны окружающих.
Как правило, метафора соответствует определенному симптому или трудной ситуации у ребенка. Снятие симптомов, разрешение трудных положений и систематическое предложение ребенку метафор приводит к пониманию им главной идеи метафоры, которая заключается в том, что во время сложной ситуации важно искать ресурсы внутри себя самого, и это гарантирует успех. Исходя из этого, ребенок формирует в себе механизм самопомощи.
Выше мы рассмотрели работу с терапевтическими метафорами. При использовании второго варианта, при котором ребенок самостоятельно или при помощи взрослого сочиняет сказку, важно помнить, что до начала сочинения надо предложить ребенку поиграть в игры, где ему представится возможность выплеснуть в игровом формате все свои агрессивные чувства. Это поможет тому, чтобы страх самовыражения, присутствующий у большинства детей при взрослом, уменьшился и в сказке, которая будет придумана, выявилась тематика, которая представляется для ребенка актуальной.
После игр с ребенком, ребенку можно предложить сочинить сказочную историю. И тут есть несколько вариантов:
1. Предложить ребенку нарисовать картину на свободную тему, а после сочинить по ней сказку. Взрослому в этой ситуации важно задавать ребенку уточняющие вопросы, которые направят сказку.
2. Предложите ребенку сочинить сказку, не опираясь на внешние факторы. По ее названию или началу.
В данной ситуации важно записывать главные положения сказки. Для ребенка имеет значение, что взрослый фиксирует его фантазии. Это служит основой для поднятия его самооценки.
3. Ребенку предлагают сочинить сказку, используя игровой предмет. Например, выбрать из коробки с игрушками себя, а также героев своей истории и разыграть сказку. Для этого можно применить пальчиковые куклы или фигурки, которые вырезаны из бумаги. Ребенок должен придумать им имена, и если хочет раскрасить. Для многих детей полезно придумывать истории, используя маленькие фигурки в песке. Для другие особенно интересно сочинять истории, используя маленькие пробки с нарисованными фломастером лицами.
4. Предложите ребенку сочинить историю с конкретными игровыми правилами. К примеру, бросать кубик. Если выпадает нечетное число, то надо взять из колоды карточки с изображениями агрессивных персонажей и ввести одного из выбранных персонажей в сказку. Для большего интереса сказку надо сочинять по очереди вместе со взрослым. Кубик бросают тоже вместе, по очереди.
В данной случае сказка была применена как терапевтическая метафора. Также она позволила обсудить возможные варианты свободного сочинения сказки ребенком. Сказку можно использовать в качестве игровой оболочки. При таком развитии ситуации, ребенку предлагают принять роль какого-либо сказочного персонажа и выполнять действия, которые совершаются им в сказке.
В чем же основное преимущество игровых сказочных ролей? Они дают ребенку возможность совершить действия, которые в реальной жизни он сделать не может.
Преимущества рассмотренных методов работы с дошкольниками и младшими школьниками
В данной статье мы рассмотрели различные методы работы с дошкольниками и школьниками младших классов. Общая логика во время коррекционных занятий выглядит так. Для начала ребенку дается возможность порадоваться тому, какие действия он совершает во время занятий. Поэтому логично начать занятие с игровой разминки.
После завершения игровой разминки можно подтолкнуть ребят к проявлению чувств. При активном варианте детям в удовольствие проявлять чувство, которое находится у них на поверхности, а также осуществлять те действия, которые в обычной ситуации делать не разрешено. К примеру, проявить злость. При пассивном варианте дети получают удовольствие от аффективного стимулирования, то есть демонстрации подавленных чувств, находящихся на поверхности при помощи взрослого. Так, например, взрослый создает игровую ситуацию, где ребенок как будто испытывает страх.
Второй этап работы отведен помощи ребенку выразить и принять чувства и действия, которые глубоко подавлены. Во время третьего этапа ребенку оказывают помощь в принятии в себе подавленных чувств и действий и преображают их таким образом, чтобы они не могли помешать ни ребенку, ни окружающим. При последнем завершающем этапе проводятся работы с главными внутренними конфликтами. Данный этап направлен на создание позитивного новообразования, противоположного уже имеющемуся негативному.
Так, при работе с детьми, у которых есть одни и те же внутренние конфликты, но проявляющиеся либо в активном, либо в пассивном варианте, методы работы будут различаться исключительно только на первом этапе.
Во время работы с ребенком очень важно разрушать стереотипы привычного поведения, являющиеся следствием внутренних конфликтов. Важно предоставить возможность наработать свой личный опыт нового поведения и развить рефлексию личных поступков и действий. Так, например, работая с детьми, которые проявляют защитную агрессивность, важно работать над разрушением стереотипного восприятия ребенка традиционных объектов, имеющих агрессивный характер. Это может быть вампир, монстр и т.д. А также важно работать с собственными агрессивными действиями. К примеру, во время рисования агрессивного персонажа добавить ему не агрессивные элементы: бантики, книжки и т.д. Важно работать над развитием рефлексии агрессивного поведения, иными словами над способностями ребенка анализировать причины и следствия его поведения. Также важно помнить про развитие самоконтроля ребенка в ситуациях, при которых имеет место агрессивная реакция. Это может быть ссора, конкуренция и т.д.