Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Разновидности наглядных средств обучения
Содержание:
- 09 июня 2023
- 11 минут
- 1745
Средства наглядности – это значимая составляющая системы средств обучения.
Но, несмотря на все достоинства наглядности, неправильное ее применение способно подменить учебную цель ярким средством, а также стать очевидным препятствием на дороге к глубокому овладению нужными знаниями, познанию существенных закономерностей и связей. Принцип наглядности был сформулирован и обоснован Я.А. Коменским, который утверждал, что: «…все, что возможно представлять для последующего восприятия чувствами, а конкретно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – для восприятия слухом, запахи — для восприятия обонянием, вкусовое – для восприятия вкусом, осязательное – для восприятия с помощью осязания. Если какие-то предметы доступно воспринять не одним, а несколькими чувствами, то пускай они сразу охватываются несколькими чувствами». Данный принцип абсолютно справедлив и в настоящее время. Он отражается в разнообразии видов наглядности и их возможных классификаций.
Подходов к систематизации наглядных средств обучения существует довольно много. Рассмотрим следующие из существующих классификаций. Согласно первой, сформулированной Л.Ф. Меняевым, наглядные средства делятся на такие группы, как объемные пособия (то есть коллекции, модели, приборы, аппараты и прочее), печатные пособия (то есть плакаты, картины, графики, портреты, таблицы и так далее), проекционный материал (то есть видеофильмы, кинофильмы, слайды и прочее).
По другой классификации, представленной Г.М. Коджаспировой, наглядные средства можно поделить на предметные и изобразительные. В качестве носителей предметной наглядности выступают натуральные объекты, а также их заменители, которые образовывают ясные впечатления и представления о конкретном предмете. Изобразительная наглядность, при этом, делится на такие виды, как словесная, символическая и образная. Учитель способен сформировать яркий образ не просто с помощью видимых вещей, он имеет для этого выразительные языковые средства. Использование «словесного рисования», то есть живое и образное описание каких-либо событий с применением точных деталей обстановки, отрывков из художественных произведений с красочным и ярким изображением образов главных персонажей либо быта той либо другой эпохи, государства, крылатые фразы, емкие эпитеты – все это и есть наглядные средства, цель которых – это формирование представлений, эмоциональных впечатлений, ярчайших образов. К образным средствам причисляют муляжи, макеты, картины, модели, рисунки, иллюстрации; к символическим – чертежи, схемы, символы, карты.
В.Ф. Шаталов создал методику интенсификации обучающего процесса, которая включает в себя новейшие приемы преподавания, подготовки наглядных пособий и их последующего использования. Важнейшая составляющая в ней – это опорные сигналы. По сравнению с классической наглядностью, это не некие изображения, а своеобразные коды вещей, процессов, явлений, событий, понятий, которые располагаются в определенной последовательности и пространстве, образуют какую-то картинку, плакат либо иллюстрацию, а также способствуют более скорому и прочному запоминанию. Психологической базой этой методики называют мнемотехнику.
Классификация наглядных средств по их точному содержанию считается одной из самых распространенных. Относительно данного критерия можно выделить следующие наглядности:
- Естественная монументальная наглядность – это реальные монументальные памятники прошлых лет и некие памятные места (к примеру, пирамиды Древнего Египта, Колизей, новгородский Софийский собор, московская Красная площадь и прочее).
- Настоящие предметы материальной культуры, то есть археологические находки, предметные остатки – орудия труда, зерно, кости, плоды, деньги, оружие, какие-то украшения и прочее.
- Специально созданная предметная наглядность – это некие макеты, модели, реконструированные предметы обихода и труда.
- Изобразительная наглядность – это учебные картины, а также репродукции.
- Условно-графическая наглядность – это схематически изображенные рисунки, аппликации, карты, схемы, диаграммы, графики, печатно-раздаточные материалы и прочее.
- Технические обучающие средства – это кинофильмы (либо некие кинофрагменты), диафильмы, аудиозаписи, диапозитивы, авторские видеозаписи, компакт-диски и т.д.
Подробнее рассмотрим создание видеосредства наглядности, называющегося авторская видеозапись, которая применяется в учебном процессе высшего учебного заведения. Это такая запись обучающего назначения, которая сделана не в профессиональной студии; она предполагает соединение деятельности и аудиовизуализации, и сделана не в профессиональной студии; она предполагает соединение деятельности и аудиовизуализации, из-за которого обеспечивается непроизвольное запоминание, а также включаются слуховой и зрительный анализаторы. Это дает студентам возможность в значительной мере усвоить нужный учебный материал. Авторская видеозапись создается, чтобы решать определенные обучающие задачи для конкретной группы студентов с учетом имеющихся у них интересов, психолого-педагогических особенностей, степени подготовки на конкретном отрезке времени. Организация деятельности по изготовлению авторских видеороликов и их дальнейшего использования в обучающем процессе высшего учебного заведения состоит из двух блоков: информационного и документального.
Информативный блок в изготовлении авторских видеороликов
Информативный блок создается на таких уровнях сложности: а) создание видеосредства учителем либо учительской группой, б) создание видеосредства учениками при ведущей организаторской роли педагога. В структуру информативного блока включают: непосредственное создание видеосредства (то есть определение учебной цели, последующее написание плана, разработка сценария, видеосъемка); использование видеосредства (нахождение уровня первоначальных знаний, навыков и умений, снятие языковых, а также технических трудностей, выполнение подготовительных упражнений, просмотр получившегося видеофильма, выполнение неких условно-коммуникативных упражнений, которые включают озвучивание, выполнение коммуникативных упражнений на базе данного видеофильма, выявление полученного уровня знаний, навыков и умений, а также сравнение получившихся результатов).
Документальный блок в изготовлении авторских видеороликов
Документальный блок тоже имеет два уровня сложности, такие как: а) документализация студенческих монологов, диалогов, полилогов, в которых основными действующими лицами выступают сами обучающиеся, б) документализация проектов, которые созданы самой студенческой группой. В структуру документального блока включены: создание видеосредства (нахождение учебной цели, разработка плана, написание сценария, разучивание определенных ролей, снятие психологических и технических сложностей, съемка пробного монолога, а также основная съемка: монолог, полилог, диалог, проект); использование видеосредства (нахождение степени сформированности первичных навыков и умений, просмотр первичной видеозаписи, анализ получившихся результатов согласно схеме: студент-группа-педагог, вторичная съемка, а также анализ ее результатов, нахождение достигнутого уровня сформированности умений и навыков, а также сравнение их с первоначальными результатами).
Информационная и познавательная функции наглядных средств
В учебном процессе наглядные средства имеют информационную и познавательную функции, то есть ознакомление с процессами и явлениями, которые не поддаются воспроизведению; с внешним обликом предмета в его нынешнем виде и в его историческом развитии; наглядное представление о сравнении либо изменении характеристик явления либо процесса; касательно устройства этого предмета и принципа его действия, его управления, технике безопасности и так далее. Группируясь вокруг речи учителя и взаимодействуя, наглядные средства должны обеспечить образование некого образного представления, полноценное раскрытие учебного материала, а также проиллюстрировать одну либо другую зависимость.
К наглядным средствам, которые применяются в процессе обучения, выдвигают следующие требования:
- Доскональное соответствие настоящему объекту либо явлению.
- Ясное осознание учителем цели, времени, а также места введения наглядности.
- Эстетическое оформление вида наглядных пособий (средств).
- Адекватность объекта либо его изображения поставленной обучающей задаче.
- Учет степени развития и обученности учащихся.
- Мера в применении наглядного средства на одном уроке; при применении нескольких наглядных средств на одном и том же уроке их стоит предъявлять по мере нужности, держа закрытыми для восприятия до момента применения.
- Наглядный объект не должен содержать в себе ничего лишнего, чтобы не создавать каких-либо побочных ассоциаций у обучающихся.
Навигация по статьям