Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Что такое «кодирование информации» в психологии
Содержание:
- 28 июля 2023
- 8 минут
- 446
Информация, которую необходимо передать оператору, представляется в качестве средств отображения в форме этого кода, который оператору нужно считать и затем декодировать. Именно из-за этого выбор оптимального кода – это главнейшая задача при проектировании информационной среды. Оптимальным считается тот код, который способен обеспечить максимальную скорость, а также надежность считывания и дальнейшей переработки информации. Для разных систем, разных задач и разной информации оптимальны свои коды.
Различение алфавитов по признакам
Кодирование основано на применении базового множества условных знаков – алфавита. Алфавиты можно различить по нескольким признакам, среди которых:
- Модальность. Это отнесенность знаков к конкретному типу ощущений.
- Категория. Это определенный аспект ощущения внутри модальности.
- Длина. Это число градаций, то есть число знаков в алфавите.
- Абстрактность. Знаки могут или иметь явный референт, или быть связанными с ним чисто условно.
Алфавиты характеризуются еще и мерностью (числом знаков), а также принципами компоновки составных знаков.
Выбор конкретной модальности
Выбор модальности обусловливается особенностями кодируемой информации, а также контекстом, в котором будет использоваться данная система. В большинстве случаев выбирается такой способ кодирования, как зрительное кодирование данных. Чтобы разгрузить зрительную систему оператора используют звуковые и/или вибротактильные сигналы. Не зрительные модальности применяют и в тех случаях, когда именно они являются наиболее естественными для отображения необходимой информации. Слуховая модальность, например, может применяться для передачи данных касательно временных трендов, так как именно слуховая система индивида обладает очень высоким временным разрешением. Слуховые и тактильные сигналы нередко используются для оповещения о нечастых, но важных событиях. В подобном случае применение зрительного представления было бы абсолютно не эффективным.
Внутри конкретной модальности есть различные способы кодирования разных признаков. К примеру, для зрительной модальности отображаемая величина способна кодироваться такими категориями, как цвет, форма, яркость, ориентация, размер. Кодирование формой и цветом зачастую предпочтительнее прочих типов кодировки. К примеру, данные виды кодирования делают возможной максимальную скорость визуального поиска и опознания каких-либо знаков. Отрицательным примером можно назвать кодирование яркостью – учитывая переменчивость условий восприятия, оператор может с достаточной надежностью различать только пару градаций данного признака (тусклый-яркий).
Значимым зрительным видом кодировки можно назвать применение буквенно-цифровых алфавитов. Их можно использовать для передачи значительных объемов разнородной информации, тем самым обеспечивая достаточно высокую скорость, а также надежность считывания информации. Большое число исследований были посвящены анализу оптимальной формы знаков данного типа. Простота считывания буквенно-цифровых знаков напрямую зависит от большого числа условий – например, шрифта, толщины линий, соотношения высоты и ширины символов и так далее. Наиболее общим требованием можно назвать то, что видимый размер таких знаков должен быть не меньше, чем пятнадцать-тридцать угловых минут.
Для слуховой модальности допустимо применить кодирование на основе категорий тембра, темпа, частоты, громкости, высоты. Кодирование качественных признаков довольно эффективно осуществляется при помощи тембра, восприятие которого является категориальным. Кодирование количественных признаков более эффективно осуществляется при помощи уже высоты и частоты. Кодирование на основании громкости редко употребляется из-за довольно очевидных практических ограничений. Осуществляя выбор конкретного вида звукового кодирования нужно учитывать звуковое окружение оператора. Это напрямую связано с разнообразными эффектами наложения звука, которые и приводят к так называемой маскировке значимых для оператора звуковых сигналов.
Степень абстрактности кода
Важнейшим критерием при выборе способа кодирования можно назвать степень абстрактности кода. Определенный код естественным образом связан с передаваемым с его помощью содержанием. Касательно абстрактного кода такая связь довольно условна и определяется исключительно конвенцией. Очевидным преимуществом определенного кода можно назвать легкость, с которой происходит декодирование информации (данные уже содержатся в знаке, который нужно только найти и опознать). Кодирование на основе определенных кодов довольно широко применяется для визуальной и звуковой модальности.
Основным преимуществом абстрактных кодов выступает их способность к передаче абстрактной информации, и при этом высокая степень однозначности их трактовки; их заметный недостаток – это необходимость их предварительного изучения, а также регулярного декодирования во время работы. Применяя как абстрактное, так и конкретное кодирование, стоит обязательно ориентироваться на естественные отношения между значениями отображаемых показателей и знаками кода. К примеру, повышение высоты звукового сигнала, как правило, ассоциируется с повышением температуры. Еще одной значимой проблемой при выборе конкретного способа кодировки можно назвать определение оптимальной длины алфавита. Ее превышение в теории повышает количество передаваемых данных. К примеру, значимая для принятия решений информация может передаваться с более высокой точностью. Но увеличение длины кода значительно усложняет распознавание знаков (различение градаций), а также замедляет обработку информации индивидом в общем. Альтернативным способом увеличения длины алфавита также является увеличение мерности кода, то есть применение знаков не одной, а уже нескольких разных категорий.
Навигация по статьям