Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Социологические исследования Р.Парка и Э. Берджесса
Содержание:
- 02 января 2024
- 11 минут
- 1182
1920-1930-е годы – это период утверждения эмпирической социологии в США. Чикагская социологическая школа во главе с Р. Парком и Э. Берджессом способствовала развитию новых тенденций в социологии. Они поставили на передний план проблемы человеческой экологии в условиях городской среды, акцентировали внимание на социологических методах исследования, способствовали развитию эмпирической социологии в Америке.
Социальная эволюция по Р. Парку
Роберт Парк (1864-1944) является одним из основателей Чикагской школы социологии и «Общества социальных исследований». Парк считал, что социология должна изучать коллективное поведение. Основными исследованиями Парка были исследования расовых отношений и городской среды. Вместе с Э. Берджессом, Р. Парк издал книгу "Введение в науку социологии" (1921) , определив социологию как абстрактную науку, стремящуюся к статусу экспериментальной.
Социальная эволюция, по мнению Парка, представляет собой результат взаимодействия природы индивида с окружающей его средой. Общество представляется как многоуровневое образование, имеющее помимо социального (культурного) уровня - биотический, который лежит в основе социального развития. Движущей силой социального развития, по утверждению Р. Парка, является конкуренция. Конкуренция принимает различные формы в процессе движения общества от биотического к социальному уровню.
Парк выделил четыре стадии социальной эволюции, которым соответствуют четыре порядка:
- экологический
- экономический
- политический
- культурный
Данные порядки имеют следующие социальные связи:
- пространственные
- экономические
- политические
- моральные
В процессе своего эволюционного развития общество проходит через стадии соревновательной кооперации, согласия, конфликта и консенсуса. Парк акцентировал внимание на понятии соревнования как форме борьбы для выживания. Первоначальным аспектом соревнования, по Парку, является экономическая деятельность. Экономическое соревнование привело к экологическому виду порядка, оно стало той силой, которое способствовало разделению труда и образованию города. В процессе экономического соревнования появляется такое социальное явление как конфликт. Чтобы адаптироваться к ситуациям соревнований и конфликтов индивидуумы и группы выбирают форму приспособления.
Таким образом, методологическая концепция Р. Парка обусловлена пониманием форм общественной эволюции как схемы« конкуренция - конфликт - приспособление – ассимиляция».
Изучение миграционных процессов Р. Парком
Р.Парк занимался изучением миграции на Американском континенте, изоляционных процессов различных рас и народов.
Он ввел в социологию понятие маргинальной личности, трактуя ее как естественный «продукт» взаимодействия культур. Маргинальная личность, по Парку, появляется в том месте и в то время, где из конфликта рас и культур возникают новые сообщества, народы и культуры. Человек этих новых культур существует в двух мирах одновременно, поэтому для него характерен более широкий горизонт и утонченный интеллект. Р. Парк называл маргинального человека более цивилизованным существом.
Парк ввел в научный обиход понятия "сеть жизни", "симбиоз", "биотическая основа общества", "социальное равновесие". Он построил свою социально-экологическую концепцию понимания общества.
Общество, по Парку, представляет собой «глубоко биологический организм», социальное изменение которого – движение от конфликта к согласию. В основе социального развития общества лежит не только социальный, но и биотический уровень:
- на макроуровне биотическая основа представляет собой экологический порядок, пространственное размещение социальных институтов;
- на микроуровне – способность к передвижению в пространственном взаимодействии - миграции.
Миграция формирует экологический порядок общества, а экономический, политический и культурный порядки представляют собой надстраивающие «организации контроля», которые реализуются посредством таких элементов, как экономические законы, право, нравы и обычаи. Эти элементы общество передает от поколения к поколению с помощью согласия.
Основой разнообразия, тесноты социальных связей, консенсуса, социального приспособления выступает свобода передвижения. Иерархия степеней свободы индивида рассматривается по степени убывания от экологического порядка к культурному порядку. Так, индивиды чувствуют себя более свободными на экономическом уровне, чем на политическом, а на политическом - более свободны, чем на моральном.
Р.Парк вводит понятие статус в социологию, обозначая его как положение индивидуума в группе по отношению к другим. В качестве осознания отличия между людьми выступает расовое самосознание, препятствующее интимности и пониманию. Расовое самосознание поддерживает дистанцию и определяет социальный статус.
Социология, по мнению Р. Парка призвана продуцировать знание для решения существующих социальных проблем, а не формировать его исходя из должного представления об обществе, связанного с воображаемым социальным идеалом.
Методы исследования Э. Берджесса
Эрнст Берджесс (1886-1966) был президентом Американского социологического общества и представителем Чикагской школы социологии, занимался разработкой прикладного варианта социально-экологической теории Р. Парка для исследования города.
Э. Берджесс отдавал предпочтение качественным (идеографическим) методам социологического исследования, в частности монографическому методу. Берджесс настаивал на использовании анализа личных документов, изучении биографий, опросе респондентов как на основных методах, которые помогут «проникнуть сквозь оболочку видимого».
Э. Берджесс утверждал, что статистические данные только ставят вопросы, которые требуют более детального изучения, их нельзя рассматривать как нечто конечное.
Несмотря на то, что Берждесс отдавал приоритет качественным методам, он одним из первых применял статистические методы исследования. Так же он был одним из первых чикагских социологов, который использовал компьютер для обработки полученных в ходе исследования данных.
Социальная концепция Э.Берджесса
Социальная концепция Берджесса носила социально-психологический характер. Все типы социальных явлений он трактовал как адаптивные реакции на изменение физической, социальной и межличностной среды.
При изучении городской среды, Берджесс обращал внимание на межличностные отношения и контакты между людьми.
Пространственную организацию города социолог представил в виде концентрических зон, каждая из которых принадлежала особой социальной группе:
- центральный (деловой) район (коммерческие предприятия, магазины, развлекательные учреждения для высшего класса);
- переходная, смешанная зона (коммерческие предприятия, жилые дома для служащих);
- рабочий район (заводы, фабрики, дома для рабочих);
- пригород (одноэтажные жилые дома для среднего класса);
- окраинные районы (зона проживания сельскохозяйственных рабочих, снабжающих город продовольствием).
Согласно данной концепции, изменение мобильности и динамики городских процессов в направлении от центра к периферии с последовательным наложением и вытеснением зон носит циклический, волновой характер.
Для объяснения происходящих социальных процессов Берджесс использовал теорию конфликта.
Социальные проблемы города Берджесс исследовал в двух аспектах:
- определение пространственного образа района, его ландшафта, топографии, размещения местного сообщества и созданных человеком структур: жилища, рабочие места, места отдыха и т.п.;
- изучение "культурной жизни" района: образа жизни, обычаев, стереотипов.
Миграцию социолог определял как процесс, стимулирующий рост города.
Берджесс изучал социальную и личную дезорганизацию городской среды. Дезорганизация проявлялась, по мнению социолога, в росте преступности среди городской молодежи. Он создал карты изучения распространённости преступности молодежи в городе (больше всего молодежная преступность была распространена в районах "распада" и в "переходных" районах).
Исследуя преступность, Берджесс обращал внимание на личностные и социально-психологические факторы. Всемирную известность приобрело его исследование по заказу следственного управления Иллинойса относительно освобождения преступника под ручательство, в котором впервые принимал участие социолог.
Берджесс особое внимание уделял исследованию семьи и семейных отношений. Семья рассматривалась социологом как единство взаимодействующих личностей и та среда, где индивид становится личностью. Это единство может способствовать как социальной организации, так и дезорганизации общества в целом.
Отношения между родителями и детьми, по мнению Берджесса, являются исходным пунктом становления личности. Если личность не реализует в процессе своей социализации социальные образцы, такая личность способствует дезорганизации общества и распространению девиантного поведения.
Э. Берджесс был одним из первых социологов, который применил психоанализ при исследовании семейных отношений. Он считал, что с помощью использования автобиографий для изучения этнологических процессов можно способствовать снижению социальной дезорганизации. Берджесс рассматривал социальную дезорганизацию как невротическую тенденцию индивида и как продолжение его личной дезорганизации.
Таким образом, фрейдистские идеи нашли свое отражение в американской социологии в положениях психического детерминизма, роли детских переживаний и их отражении в дальнейшем поведении индивида.
Берджесс заимствовал не только психоаналитические идеи З. Фрейда, но и схему четырех желаний У. Томаса (безопасность, новый опыт, господство и признание). Роль желаний в реальном поведении Берджесс объяснял, как и З. Фрейд, процессами сублимации, доминирования и разочарования. Для описания эмоционального взаимодействия внутри семьи Э. Берджесс использовал понятие психогенных процессов (идентификации, дифференциации, чрезмерной опеки, проекции, самовыражения, сдерживания и компенсации).
Навигация по статьям