Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Диспозиционная теория личности и концепция парадоксального человека
Содержание:
- 08 августа 2023
- 6 минут
- 1894
Диспозиционная теория личности
Термин «диспозиция» вошел в научный лексикон в 1920-е годы благодаря О. Штерну, который использовал его в качестве эквивалента термина «предрасположенность» и имея в виду предрасположенность субъекта к чему-либо.
Самая известная теория диспозиций в психологии принадлежит американскому психологу Гордону Олпорту (1897-1967). В рамках социологии основателями диспозиционной теории личности были американцы Флориан Знанецкий и Уильям Томас, которые ввели в научную лексику понятие «аттитюда» (установки), которое выражало направленность или вектор поведения личности.
В отечественной социологии диспозиционную теорию личности создал Владимир Александрович Ядов, который родился в 1929 году. Он понимал под диспозицией личности систему ее предрасположенностей или установок к конкретному поведению относительно определенных ситуаций и условий.
В.А. Ядов выделял четыре уровня диспозиций:
- Элементарные фиксированные установки. Данные установки будут выражать готовность личности удовлетворять свои жизненно важные потребности в тепле, безопасности, пище и т.д.;
- Ситуационные установки. Данный тип установок формируется на основе потребности в общении в рамках повседневных обстоятельств;
- Базовые социальные установки. Данные установки будут определять общую направленность деятельности и интересов личности;
- Ценностные личностные ориентации. Данный тип установок будет определять формирование целей жизни и основных средств, которые используются для того, чтобы их реализовывать. Данный уровень является высшим диспозиционным.
В.А. Ядовым была сформулирована концепция диспозиционной регуляции (саморегуляции) поведения человека. Суть данной концепции состоит в том, что установки разных уровней будут регулировать поведение человека в разных социальных ситуациях – начиная от удовлетворения физиологических потребностей, реагирования в привычных ситуациях, базовых социальных установок и завершая деятельностью, которая имеет отношение к реализации жизненных целей личности.
Главным моментом в диспозиционной теории считается то, что в структуре личности выделяются диспозиции, которые присущи каждому человеку, определяют его готовность совершать типичные действия в разных ситуациях и выражают направленность личности к удовлетворению ее потребностей конкретным образом. В структуру личностных диспозиций входят установки разного уровня, начиная от «низших», которые будут связаны с базовыми, жизненными физиологическими потребностями личности, и заканчивая «высшими», которые связаны с ценностными ориентациями человека. В соответствии с концепцией диспозиционной регуляции поведения, личность будет выбирать свое поведение в зависимости от ситуации и реализовывать его в рамках одной из диспозиционных установок.
Концепция парадоксального человека
Авторство данной социологической теории личности принадлежит крупному российскому социологу Жану Терентьевичу Тощенко, который родился в 1935 году.
В целом концепцию парадоксального человека можно представить так: сознание людей изменилось, они явно или открыто отказались от большинства ценностей и установок, с которыми жили на протяжении всей своей жизни. Однако ключевым звеном является мировоззрение, которое остается консервативным и люди в результате стремятся к прошлому, критикуют настоящее и не очень уверены в будущем, точнее – в способах реализации своих целей, интересов и намерений. Именно такие сдвиги в сознании общества, то, как они проявляются в конкретных ситуациях, позволяют говорить о том, что сознание и поведение людей стало парадоксальным. При этом Ж.Т. Тощенко утверждает, что у парадоксального человека много лиц и много типов.
Данную идею отечественного мыслителя можно рассматривать и с более широкой точки зрения. Идея парадоксального человека распространяется не только на российское общество, но и на любое переходное или нестабильное общество на национальном или глобальном уровнях. Однако, в то же время, данная концепция может быть еще глубже. В связи с тем, что современный мир XXI века очень динамичен и постоянно подвергается разнообразным рискам, парадоксальный человек является вполне распространенным и обычным типом человека новейшей эпохи.
Навигация по статьям