Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Гендерные отношения: сущность и определение
Содержание:
- 22 августа 2023
- 22 минуты
- 1808
Понятие гендера
Определение гендера (через англ. gender от лат. genus – род, пол) напрямую связано со структурой классов и социальным расслоением общества.
В таком взаимодействии на главенствующих позициях находятся мужчины, в подчиненном положении – женщины.
Вся наша культура, устройство общества, государственные институты, способы принятия решений и стиль мышления – это все пронизано гендерными отношениями. Гендерные отношения воздействуют на язык, искусство, обычаи, даже производство.
В прошлом веке гендерные отношения политизировались, они начали рассматриваться в рамках феминизма. Сложно найти какую-то гуманитарную дисциплину, которая бы не была пересмотрена сквозь призму современных гендерных отношений.
Сегодня на смену феминистическому движению пришел постфеминизм.
Гендерное разделение общества
Основой гендерных отношений издавна является экономическое, социальное и политическое превосходство мужчины.
Традиционная семья, состоящая из нескольких поколений, во главе ставит старшего мужчину, который является кормильцем, судьей, решающим спорные вопросы, тем, кто определяет социальный статус в иерархии семьи, руководителем. Кроме того, если речь идет о политике, то мужчины составляли политическую элиту страны.
Одним из основных требований западной цивилизации является требование отношения к женщине как к высшему существу. При входе женщины в комнату – мужчины встают, когда женщина выходит, мужчина открывает ей дверь. В дверь женщина проходит первой, в ресторане ей подают в первую очередь. С желаниями женщин считаются, они выбирают место отдыха и определяют время ухода.
В таких традиционных правилах этикета все еще прослеживается нечто от средневекового рыцарства. Именно это позволяет любой девушке чувствовать себя принцессой, любой мужчина чувствует себя ее служителем. Однако, такие традиции основаны на законах, которые определяли каждого мужа как собственника, а жену – как собственность.
Таким образом в странах, в которых исповедовалось христианство, традиционные отношения между женщиной и мужчиной были достаточно сложными. Покорность, которая являлась обязательной для женщины, тонко уравновешивалась почтительностью, которую ей был обязан оказывать мужчина. Тонкости традиций также предусматривали ответ скромностью, которая подобает леди, на проявление формальной почтительности со стороны мужчин. Девушке, которая окружена вниманием было неприлично проявлять излишние самоуверенность и своевольность. В окончательных решениях женщина должна была только частично принимать преподнесенную ей власть.
В начале прошлого столетия женщины начали проявлять стремление к равенству с мужчинами, они подражали мужчинам не только в политической жизни, но и в повседневной. В начале ХХ века в женскую моду стали входить брюки, тем самым женщины пытались демонстрировать новые демократические отношения между полами.
Во время второй мировой войны и после, брюки, которые еще недавно были «знаменем протеста», стали внешним признаком нового рабства, только теперь не у домашнего очага, а на заводе.
Теперь женщины и мужчины вышли на новый уровень отношений – свободных и товарищеских. Женщины получили право голоса, занимать государственные должности, учиться любой профессии, женщины смогли стать равными там, где ранее вынуждены были подчиняться. В тех же частях жизни, где женщины издревле имели первенство, они также сохранили главенство. Это общемировая тенденция.
Согласно многочисленным исследованиям, женщины России отличаются сильно развитым чувством социальной независимости, стремлением принимать участие в общественных процессах.
Род и гендер
Определения «мужское» и «женское» являются определением полов с точки зрения биологии. Такие понятия, как «маскулинность» (от лат. masculinus – мужской) и «феминность», или «фемининность» (от лат. femininus – женский) относятся к разделению на два рода. Исходя из этого, можно говорить о том, что существуют два пола (мужской пол и женский пол) и два гендера (маскулинный и феминный).
Поведение, обусловленное биологическим разделением на два пола, в общем, во все эпохи, во всех обществах одинаковое. Таким образом это универсальная характеристика.
Поведение, обусловленное принадлежностью человека к одному из двух родов – достаточно сильно изменчиво и задается культурной средой. Мужское начало в обществе ассоциируется с агрессивностью, установкой на главенство, инициативностью, авантюризмом, лидерством, эгоцентризмом, эгоизмом, рациональностью, монизмом, монологической речью, вызовом, стремлением к самоутверждению. При этом подобные проявления со стороны женщины могут вызвать критику и негатив в обществе, подверженном влиянию соответствующих культурных стереотипов.
Женское поведение обычно ассоциируется с мягкостью, заботой, милосердием, терпимостью, ответственностью, доброжелательностью, альтруизмом, эмоциональностью, стремлением к диалогу и компромиссу, справедливости и свободе [1].
Мужчина агрессивен, воинственен, он охотник, любовник, мошенник, мореплаватель, космонавт. Мужчина более подвижен, он авантюрист и созидатель, чаще отправлялся в завоевания, дальние походы, переселения, организовывал великие стройки, уводя за собой женщин, детей, стариков. | При этом женщина является началом мирным, женщина – пацифистка. Хотя женщина является более эмоциональной, она более отходчива в сравнении с мужчинами. Женщина – это воспитатель, учитель, врач, сестра милосердия. Женщине доступно то, что не может ни один мужчина – дарить новую жизнь – вынашивать и рожать детей. |
Соматическая и психофизическая конституция мужчин и женщин отлична. Однако, оба эти культурносоматические типы важны для жизнедеятельности человеческого общества, в конечном итоге приходя к двум характеристикам, присущим культуре общества в целом:
- стремлению к изменениям и инновациям;
- стремлению к стабильности и устойчивости.
Для разграничения описанных двух смыслов, учеными были введены два термина: биологический пол и социальный гендер.
Г. Лернер определял гендер как «набор социальных ролей; это – костюм, маска, смирительная рубашка, в которой мужчины и женщины исполняют свои неравные танцы». Психологические качества, вид деятельности, профессию, занятие обусловлены не полом, а гендером посредством систем воспитания, традиций и обычаев, правовых и этических норм.
Гендерные роли в обществе
Много сотен лет миропорядок в обществе стоял на крепком фундаменте разделения полов. А смешение ролей или их совпадение общество воспринимало как угрозу, нарушение нормы. Роль полов была определена согласно месту в обществе каждого из них. Место женщины – это дом, дети, то есть внутренний мир семьи. Внешний мир, который представлен фабриками, мастерскими, учреждениями – был владениями мужчин. Такое разделение мира по половому признаку стало причиной появления двух диаметрально противоположных установок относительно мужчины и женщины.
Женщина заведовала хозяйством, растила и воспитывала детей, то есть хранила семейный очаг. Чтобы справляться с этим, женщине не были необходимы такие качества как предприимчивость, честолюбие, решительность. Однако, в этих качествах нуждался мужчина, который был вынужден ежедневно бороться за существование свое и своей семьи [2].
Гендер – это социальная модель женщины и мужчины, созданная обществом. Эта модель определяет роль и положение женщины и мужчины в обществе и социальных институтах, например, семье, экономике, политике, образовании и культуре и т.д.
Гендер – это один из способов социального расслоения общества. В комплексе с другими социально-демографическими факторами – расой, национальностью, классами, возрастом – гендер образует систему социальной иерархии. Несмотря на то, что гендерные системы в разных обществах отличаются, в любом из них эти системы ассиметричны. Эта асимметрия выражена в том, что мужчина и все маскулинные черты характера, модели поведения, профессии – первичны, а женщина и феминное является вторичным.
В социологии понятие «гендер» используется аналогично с классом, возрастом, национальностью и т.д., которые используются в анализе социальной субординации и социального неравенства. Два равных пола, с точки зрения биологии, попав в социум, обретают совершенно разные значения, наделяются разными социальными качествами. В следствие этого биологический пол становится социальным родом, то есть – гендером. Таким образом, человеческое общество, игнорируя то, что определено природой человеку, создало свою, отличную систему межполовых отношений, трансформировав их в социальные статусы, характеристики. Здесь гендер определяет вертикальное расслоение общества – неравенство мужчин и женщин в обществе.
Стратификация обязательно возникнет везде, где есть неравенство – социальная группа или слой будут располагаться сверху вниз, даже в том случае, если таких групп (или слоев) будет только две.
Другое – половое различие. Это понятие, обычно не имеет отношение ни с иерархией, ни со стратификацией. Половое различие означает неоднородность в виде в горизонтальной плоскости, среди людей, которые находятся на одной социальной ступени. Разделение труда (хотя, это исключительно социальная характеристика) как и различие мужчин и женщин в темпераменте, психологическом складе, поведении, обычаях и привычках являются свидетельством дифференциации, однако вовсе не стратификации. Различие – это не неравенство, несмотря на то, что оба этих критерия могут иметь отношения к социальной сфере (рис. 1). В формировании различий решающей становится культура: женщиной не рождаются, женщиной становятся.
Рисунок 1 – Гендер и пол в социуме
Гендерное неравенство и закон
Проявление гендерного неравенства выражается в асимметричном подходе к обязанностям мужчины и женщины, к родительским правам. Например, в США по решениям судов после развода, детей передают под опеку матери в 90–95 % всех случаев. В Чехии и в России – в 90 %. При этом мальчикам с младенчества прививают превосходство над ним девочек, женщин: мужчина обязан во всем уступать девочке, женщине, ее нельзя обижать. Однако, это не приносит желаемый результат – после развода, зачастую, мужчины избегают свои отцовских обязанностей, могут не выплачивать алименты. Далеким от совершенства было и советское законодательство, которое семейные обязанности закрепляла за женщиной, при этом отлучая мужчину от участия в воспитании детей.
Необходимо вспомнить и пример пенсионного законодательство, определяющее для мужчин и женщин не равные условия. И в России, и в США мужчины выходят на пенсию на 5 лет позже. При этом средняя продолжительность женщин больше на 6 – 12 лет, чем у мужчин. По данным Госкомстата 1999 г. в России до выхода на пенсию мужчины и вовсе не доживали, та как средняя продолжительность мужчин в России тогда составляла 59,9 лет (для женщин этот показатель равен 72,4 года), а в 2009 г. достигла 62 лет. Общая средняя продолжительность жизни в нашей стране в 2011 г. составляла 70,3 года, при этом для мужчин – 64,3 года, а для женщин – 76,1. В Соединенных штатах несколько иная ситуация: мужчины доживают до пенсии и продолжают жить – средняя продолжительность их жизни – 73,9 лет.
Во все времена в состав политических партий преимущественно входили мужчины. В большинстве случаев даже сегодня для женщин закрыты такие активные социальные институты политических элит, как, например, армия. Однако, как раз армия является наиболее активным механизмом политических и социальных преобразований в обществе. Таким образом, эти преобразования преследуют мужские цели и совершаются мужчинами.
Насилие над женщинами – это также одно из проявлений межполовой асимметрии. Насилие может принимать самые разные формы: изнасилования (в том числе и в ходе вооруженного конфликта), семейное насилие, принуждение к проституции, торговля людьми, садизм, убийства на сексуальной почве и пр.
Также к асимметрии между полами следует включить и последствия, к которым ведут жизнь женщин в зонах вооруженных конфликтов, статус беженства, вынужденное переселение. Среди таких последствий: проблемы с трудоустройством, приобретением жилья, потери жилья и источников дохода и т.д.
Феминизм
Феминизм возник 150 лет назад, но пика достиг в 60-е гг. прошлого столетия. Женщины-феминистки – это политические активисты, которые требуют изменить ситуацию, при которой в самых разных сферах жизни общества правит патриархат.
Феминисты выступают за социальное равенство, против дискриминации женщин в экономической и политической сфере, унижения достоинства женщины в семье. Особое внимание феминисты уделяют межличностным отношениям между мужчинами и женщинами, критикуя те, в которых у мужчины вся власть, а женщина, в силу воспитания, не в состоянии противостоять мужскому давлению.
Феминисты считают источником гендерных достижений, которые ставят их выше мужчин, традиционную женскую культуру. Они считают, что в силах изменить общество таким образом, чтобы воссоздать феминную культуру, которая возвышает женщину над мужчиной, благодаря замене агрессивных ценностей, присущих патриархату, на ценности женщин. По мнению феминистов, разделение общества и дискриминация по половому признаку – это признак человеческого общества еще более древний, чем классовое разделение.
В научной лексике все активнее появляются новые понятия, как мэйнстриминг (mainstreaming) и мэйлстриминг (malestreaming).
Мэйлстриминг является противоположностью понятия мэйнстриминга. Мэйнстрим (Mainstream) из английского – главное направление. Мэйлстрим (Malestream) – мужское направление. Литература феминистской направленности лингвистически обыгрывает звуковую схожесть этих терминов в социологии. Слово «стриминг» можно трактовать в данном случае как «тенденция», «направление», «ориентир». Дискуссия, начатая с простого обыгрывания двух слов, получила международный масштаб. Главный ее посыл в том, чтобы гендерно-сбалансированная политика стала основным («main») ориентиром, сдвинув мужские («male») ориентиры управления обществом.
И мэйнстриминг, и мэйлстриминг в социологии постмодерна находятся на лидирующих позициях. Главной ее тенденцией является стремление, чтобы не допустить трансформации мэйнстрима в мэйлстрим – избежать неравноправной интеграции женщин в экономику мужчин.
Следует отметить, что активность феминистских движений вызвала целый ряд проблем. Во многих областях повседневной жизни половые различия стерты, а женщины и мужчины находятся в одинаковых условиях даже в недопустимых ситуациях, таких как, например, высокие физические нагрузки. В образовании и медицине количество мужчин снижается, что приводит к феминизации этих областей. Современный мужчина значительно изменился – теперь он перенимает поведение женщины.
Последнее время в СМИ все чаще можно встретить публикации о новом типе мужчины – метросексуале – чувственном и чувствительном жителе мегаполиса. Для такого мужчины характерно высокое внимание к своей внешности, эмоциональность наравне с женщиной. Обществу навязываются женские стереотипы, которые предполагают, что успешный мужчина должен быть ухоженным, стройным, симпатичным. Общественное мнение требует измениться в угоду ему тем, кто не вписывается в эти стандарты.
На мужчин работает и индустрия красоты, предлагая пластические операции, фитнес-клубы, особые диеты. При этом, в стремлении достичь желаемого имиджа, игнорируются элементарные нормы, которые регулируют распределение нагрузки и времени, как результат – развитие болезней, не связанных с генетикой или инфекциями, но вызванных социальными стереотипами и модой.
Многие исследователи-социологи рассматривают феминизм как слишком агрессивный метод пересмотра существующих ценностей и достижений нашей цивилизации. Они также считают, что феминизм далеко не всегда идет на пользу самим женщинам, при этом приносит вред и миру мужчин.
Эгалитаризм
В современном обществе новая тенденция – равенство полов, эгалитаризм. Эта тенденция возникла на фоне желаний если не устранить, то, по меньшей мере, нивелировать крайности феминизма. В конце 80-х гг. ХХ ст. на Западе появляется новое явление – постфеминизм.
Идеологи постфеминизма, например, Джудит Батлер, Тереза де Лауретис, Камилла Палья, выступают за феминизм нового типа, во главе которого не равенство полов, а различия. В постфеминизме женщина не жертва, она победительница. Постфеминизм представляет женщину решительной, сексапильной, настойчивой.
[1] См.: Чикалова И. Р., Янчук Е. И. Гендер // Социология: энцикл. / сост. А. А. Грицанов и др. Минск, 2003. – С. 209–210.
[2] См.: Бадинтер Э. Он и она. Изменение социальной роли мужчины и женщины в западном обществе / Э. Бадинтер // «Курьер ЮНЕСКО» за 30 лет: антол. – М.: 1990. – С. 56.
Навигация по статьям