Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
История институциализации социологии в России и социологическое образование
Содержание:
- 30 сентября 2024
- 14 минут
- 76
Общая характеристика развития социологии в России
Россия – одна из 6 крупных социологических держав, которые внесли существенный вклад в мировую социологию. Среди прочих – Франция, Германия, США, Италия и Англия. То, как развивалась социология в России, связано с некоторыми особенностями:
- на протяжении 100 лет российская социология создавалась не социологами – если за основу брать базовое образование;
- разница между институциализацией отечественной социологии и мировой составила 100 лет (если критерием в этом случае выступает появление университетского социологического образования в США в 1892 году);
- для России характерна прерывная традиция социологического образования (как и для Германии, и Италии). Появление первых социологических кафедр и учебных подразделений приходится на начало 20 века. В начале 1920-х гг. они снова исчезли, чтобы появиться в 1980-х;
- в течение 4 исторических этапов (в большей степени на 3-х последних) в отечественной социологии отмечалась доминация философской ориентации, в русле которой ведущие позиции отводились марксизму;
- несмотря на то, что первые подразделения, которые готовили профессиональных социологов в высших учебных заведения Союза, появились в 1980-х годах, лишь в 1989 году возникли первые социологические факультеты.
Главные исторические этапы и их характеристика
Несмотря на отсутствие в России, как и в Германии, живой связи поколений типа учитель-ученик в механизме воспроизводства социологических знаний, можно говорить о сохранении, хоть и искусственным путем, логической преемственности развития научного знания за счет господства на всех или почти всех этапах методологических принципов одного направления, а именно марксизма.
Для отечественной социологии характерны 4 исторических этапа:
- Дореволюционный. Он берет начало в 1860-х гг. 19 века и заканчивается 1917 годом.
- Постреволюционный. С 1917 года по 1937 год.
- Послевоенный. С 1957 года по 1992 год.
- Современный. С 1992 года и до наших дней.
Для каждого этапа развития социологии характерна своя специфика, в которой находили отражения социальные, экономические и культурные реалии жизни страны.
Ближе к окончанию первого этапа отечественная социология, до этого бывшая позади научной социологии ведущих европейских стран, почти догнала их, а в начале второго этапа – с 1917 по 1922 год, до высылки из страны социологов и философов мирового уровня – почти догнала эти страны.
В конце 19 начале 20 века российские социологи активно разрабатывали круг проблем, которыми занимались также западные социологи. Среди прочих – такие проблемы как предмет социологии, основные ее принципы, методы и понятийные средства; взаимоотношения социологии и других наук, в частности психологии; исследование форм социального поведения, социальной структуры общества и многое другое. Немаловажное место отводилось критического анализу принципов классического позитивизма, а также поиску новых вариантов и средств исследования социальных явлений.
Во время первого исторического периода, а это время с конца 1860-х 19 века до 1917 года, социология в своем развитии прошло некоторое количество фаз:
- с середины 1860-х до первой половины 1880-х;
- со второй половины 1880-х до конца 1890-х;
- с 1900-х до 1917 года.
Первая фаза, а именно 60-80-е годы 19 века, связаны с доминированием в отечественной социологии позитивизма. Немаловажная роль в ходе институциализации отечественной социологии на первых порах принадлежала Г. Н. Вырубову. М. М. Ковалевский называл его учителем молодого поколения русских социологов, а другой ученый, Е. В. де Роберти, отзывался о нем как об умственном руководителе русского социологического движения. В действительности Вырубов стал связующей нитью между французским позитивизмом и только формирующейся российской социологией. В 1860-1870-х гг. Вырубов стал известным в качестве активного продолжателя социологии Конта на территории России. Он и ученик Конта Э. Литтре заложили журнал «Позитивная философия. Обозрение», который находился под его редакцией до 1884 года. В этом журнале, который, к слову, нельзя было ввозить до 1881 года) активно публиковались статьи, в которых анализировалось положение в России, статьи об общественном и литературном движении.
Что касается второй фазы развития русской социологической мысли, то довольно условно ее можно вместить в период со второй половины 80-х до 90-х гг. 19 века. Эти годы приходятся на активное развитие марксизма и антипозитивистских установок, резкую критику натуралистических концепций. Антипозитивистский подход можно увидеть в трудах таких ученых как Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, В. М. Хвостов. Также на развитие социологической мысли в России повлиял П. Б. Струве. Второй этап – это доминирование субъективной социологии. Создатели субъективной социологии – П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский в качестве мотива видели стремление к обоснованию идей русского социализма и народничества.
Третья фаза развития дореволюционной социологии в России – это два первые десятилетия 20 века. Это время распространения неопозитивизма, который представлял собой сочетание функционализма и эмпирических исследований. Среди ученых стоит отметить Г. П. Зеленого, А. С. Звоницкую, К. С. Тахтарева, А. С. Лаппо-Данилевского и прочих. В центре их анализа была структура социального взаимодействия и изучение элементов среды в виде социальных групп и слоев.
Начиная с середины второго этапа (1923-1932 гг.) в сфере прикладной социологии и социальной инженерии Россия была впереди всех стран Европы и приблизилась к США. Но в конце второй фазы – 1933-1936 гг. – случились политические репрессии, связанные с уничтожением всей научной элиты страны, включая гуманитарной. Как результат – затяжной период полного замалчивания научной деятельности и устранение социологии в страны. Этот период длился с 1937 по 1957 год. На протяжении 20 лет в США возникло множество теоретических и прикладных концепций, были осуществлены эмпирические исследования, ставшие научным фундаментом, на котором и сегодня стоит академическая социология.
Здесь уместно упомянуть слова С. Ф. Ольденбурга, который писал о том, что жуткое чувство испытывают те, кто занимается историей науки в России: все они сталкиваются с первыми томами, первыми выпусками, будто застывшими на полуслове, грудами ненапечатанных и неоконченных рукописей. Все это – огромное кладбище неосуществленных начинаний и несбывшихся мечтаний.
Период забвения социологии в России не прошел бесследно. На третьем этапе – в конце 1950-х до начала 1960-х гг. – отечественные ученые начинали почти с нуля. Очень долго (10 лет с 1958 по 1968 гг.) они отстаивали право на существование социологии как самостоятельной науки. В качестве полумеры можно назвать создание в 1968 году Института конкретных социальных исследований (ИКСИ). С этого момента начинается отсчет процесса институализации социологии, однако признания ее самостоятельного научного статуса не случилось.До середины 1980-х социология социология напрямую или маскируясь считалась составным элементом исторического материализма, в отношении которого она выступала как эмпирический придаток. Ей не давалось права на приобретение собственной общесоциологической теории, которой признавались исторический материализм и научной коммунизм. Это значило, что результаты полевых исследований, давшиеся с большим трудом, нельзя было интерпретировать, они не могли быть источником осмысления социальной структуры общества, законов его развития и путей совершенствования. Общие законы были предписаны сверху партийной элитой, которая состояла из чиновных философов.
Начиная с 1980-х и до начала 1990-х – а это время горбачевской перестройки – в научных кругах начинает царить глубокое разочарование марксисткой парадигмой социологии. Это время начала поисков новых, общецивилизационных основ российской социологии. Среди социологов отмечается, как говорят, «разброд и шатание»: четко обозначаются контуры научной революции и готовность жить по-другому, однако остаются неопределенными непосредственные варианты выхода из кризиса. Марксистская основа отечественной социологии полностью исчерпалась, а новая еще не могла появиться из ниоткуда. Также можно отметить всеобщую критику и отрицание марксизма, еще более общую, в сравнении с западными странами.
Важно обозначить, что аграрная и индустриальная социология среди отечественных социологов всегда была на первых местах.
Четвертый этап – с 1992 по 1994 годы – это поиск новой теоретической основы, который привел к механическому перебросу на нашу почву разнообразных зарубежных теорий. В этом период встречается самое разное: последователи позитивизма, интеракционизма, экзистенциализма, функционализма и других направлений, в том числе новых теоретических западных течений. Поскольку нельзя было говорить о глубоком их понимании и творческом осмыслении исходных принципов, эти теории принимались на веру и усваивались молодым поколением социологов без критики.
Можно сказать, что период веротерпимости и методологического плюрализма длиться и сегодня несмотря на то, что во второй половине 90-х отмечаются признаки возвратного движения к ценностям и нормам советского времени.
Отечественные социологии все чаще говорят сегодня о поспешности выбрасывания марксизма, они видят в нем большой творческий потенциал, который можно рассматривать как основу нового этапа развития социологии в России. Одновременно с ренессансом марксизма происходит довольно заметное разочарование в идеологических ценностях и принципах, пришедших с Запада.
Важно обозначить, что теоретико-методологические бурления 90-х происходили в одно и то же время с некоторыми процессами, связанными с отдельными основами социологии, а именно:
- резким уменьшением государственного финансирования фундаментальных исследований, как эмпирических, так и теоретических;
- заполнением возникшего вакуума сиюминутными коммерческими исследованиями вроде маркетинговых;
- введением в государстве всеобщего высшего социологического образования и подготовкой тысячи студентов, которые что-то понимают о социологии;
- старением кадров в фундаментальной науке и уходом молодежи из академической социологии.
Эти процессы накладываются друг на друга и дают негативный эффект взаимопоглощения. К примеру, устаревание знаний и необходимости импорта из-за границы связано с нефинансированием фундаментальной науки. То, что студенческая аудитория расширяется, свидетельствует о том, что импортированные знания и западная система ценностей соответственно начнут вытеснять отечественные знания и формировать прозападный тип человека. Что появится в результате коммерциализации социологии и оттока кадров? С молодым поколением студентов найдет контакт то поколение, нормы и ценности которого им непонятны и неприемлемы.
Невзирая на все это, у отечественной социологии во 2-й половине 90-х годов уже был накопленный за советское время творческий потенциал, помогший преодолеть кризис, встать на ноги и заявить о себе как о ведущей отрасли обществознания. Сегодня социологию почитают, она пользуется популярностью. Социологию изучают тысячи молодых людей. Второе социологическое образование получают сотни в прошлом педагогов, физиков, географов и др. На рынке труда социологи тоже востребованы. Они работают в качестве консультантов в сфере бизнеса, государственном секторе, на радио и телевидении, в сфере государственного и муниципального управления. Кроме того, недавно возникла новая область деятельности: социальная работа. Она существенно расширяет сферу приложения социологических знаний.
Сегодня социология оправилась после тяжелой болезни и стала более гибкой, мобильной, прагматичной и деловой. Она становится сильнее и энергично начинает исследовать российское общество. Также она обзавелась новыми ролями, ранее ей не характерными. Старые функции социологии получили новое содержание. Ранее социолога нельзя было назвать маркетологом, критиком политического режима, имиджмейкером, бизнес-консультантом, социальным работником.
Это только поверхностные особенности становления отечественной социологии за последние сто лет. Но главных моментах ее эволюции стоит остановиться более подробно.
Навигация по статьям