Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Специфика классического реализма в России
Содержание:
- 19 сентября 2024
- 10 минут
- 81
Общая характеристика эпохи
Начало 20 века было ознаменовано тем, что академическое мнение все больше брало на себя роль арбитра в оценке международных событий, проблемы войны и внешней политики. Наметились контуры для исследований:
- ученые отказались от аристотелевской трактовки государства как коллективной формы политического общения;
- были критически протестированы проекты «вечного мира» эпохи Просвещения;
- сделаны акценты реалистического подхода Фукидида;
- адаптированы воззрения Н. Макиавелли на войну как вариант получения политического результата, не беря в расчет моральные принципы;
- также актуализировались психологические идеи Т. Гоббса относительно природы государства и человека.
В этом время гуманистическую идею мира признали полезной, однако она почти совсем не была пригодна для применения в международных делах. Мир стали воспринимать как утопическую цель, поскольку он стал предметом борьбы за обладание богатством, властью и территорией, согласно Р. Оуэну. Если смотреть на мир с позиции человеческого измерения, то мир как цель – пацифистская и поэтому несостоятельная цель, потому что и до, и после пелопонесских войн наиболее частым вариантом решения территориального спора с точки зрения реализма была война. Фукидид говорил о том, что то, у кого есть возможность воспользоваться силой, нет необходимости обращаться к суду. Поэтому, по Макиавелли, война и военное искусство и дисциплина должны стать самым главным предметом заботы правителя.
Реализм как метод концептуализации силового фактора
Как метод концептуализации силового фактора, реализм связан с работами греческого историка Полибия. В своей доктрине о равновесии сил он описал варианты достижения мирового могущества в граница Средиземноморья. Также концепцией баланса сил были заинтересованы Дэвид Юм (шотландский философ) и лорд Генри Болингброк (британский политический деятель 18 века, автор Утрехтского мира). Последний продвигал полибианский принцип безопасности, который заключался в том, что достижимость мира возможна на базе сдерживания самой сильной державы с помощью объединенного сопротивления росту ее могущества со стороны прочих держав.
Принцип силового решения международных проблем, находящийся в этой формуле европейского равновесия, был доминирующим почти до середины 20 века. Государство-центристский подход в его основе характеризуется глубокими историческими корнями, которые можно найти в работах известного германского юриста К. Шмитта. Он изучал боденовскую традицию европейских международных отношений и подчеркивал наличие существенного для этого порядка значения цицеровновского определения войны. Оно исходит из характера врага. Враг – это тот, кто имеет государство, курию, казну, согласие и единодушие граждан, а также определенное основание и для войны, и для мира.
Теория политического реализма
Основоположником теории политического реализма в международных отношениях стал Г. Моргентау. Наиболее известный его труд – это книга «Политические отношения между нациями: борьба за власть и мир», вышедшая в 1936 году.
На базе рефлексий, описанных выше, в середине 1930-х годов и появляется теория политического реализма.
Реалисты четко обозначают научный характер собственных наблюдений за развитием общественных отношений. Они также основываются на метафизическую отсылку Т. Гоббса относительно неизменности человеческой природы, который стремится к самосохранению и личной выгоде, полагается только на свои силы и изобретательность («Природа человека», 1650 г). Т. Гоббс говорил о том, что в древние времена люди жили в состоянии войны всех против всех, а их модели поведения сводились к выражению «человек человеку – волк». Поэтому такие модели нельзя было назвать разнообразными.
Ища способ обеспечить собственную безопасность и достичь гражданского мира, люди придумали инструмент ограничения индивидуальной свободы: им стало государство-Левиафан. Левиафан – это материя, форма и власть церковного и гражданского государства. Линия, начатая Фукидидом и Полибием, в 19 веке была продолжена прусским генералом-майором Карлом фон Клаузевицем. В 1812-1814 годах он воевал в составе русской армии против Наполеона. Он считал войну актом насилия, цель которого – заставить противника выполнить некую волю («нашу» волю).
Философские основания реализма строятся на позитивистском утверждении фундаментальной неизменности исторических процессов, а также на требовании рационализации влиятельных утопий, таких как вильсонианская и макиавеллианская. Почти все, кто последовал за историком Э. Карром, политологом Г. Моргентау, теологом Р. Нибуром, которые были ключевыми фигурами теории политического реализма в международных отношениях, берут за основу тот факт, что основной действующий субъект международных отношений – государство-нация. Поэтому то, каким представляется его поведение, зависит от защиты национального интереса в конфликтной и анархичной международной среде.
6 принципов, которые в 1936 году разработал Г. Моргентау, лежат в основе механизма выживания. Они представлены в работе «Политические отношения между нациями: борьба за власть и мир». Основные постулаты автора сводятся к тому, что:
- Истоки политического реализма – древние представления, которые показывают «объективность законов политики», их корни можно найти в человеческой природе.
- Концепция интереса – ключевая для реализма. Интерес определяется как категория доминирования, рациональный стержень реализма (приближение к идеальному балансу сил).
- Власть состоит из всех видов социальных отношений. Начиная с физического насилия и заканчивая тонкими психологическими связями, которые дают возможность контроля одного разума другим.
- Нация не может ставить мораль выше, чем требования успешной политики, обеспечивающей ее выживание.
- Любая нация без исключения нацелена на защиту и продвижение собственного интереса.
- У реализма есть свой понятийный аппарат, который объясняет и оправдывает политическую реальность.
Ссылаясь на последний пункт, многие объясняют понятие мощи (power) посредством 2 знаковых для реализма категорий: власти и силы. Но доминирование в этом случае рассматривается как некий контроль над умами и действиями других людей.
Начинания ученого были продолжены сериями «силовых концепций», большая часть которых была написана американскими авторами. Среди них – Г. Киссинджер (доктрина объединения разрозненных «береговых зон» в одно целое), Д. Кеннаном (доктрина сдерживания), А. Шлезингером (доктрина конвергенции) и др. Реалисты объясняли силу в виде комплекса в основном военных и экономических мер, направленных на обеспечение выживания. В силу разных причин нравственного характера их обычно нельзя использовать внутри страны.
Традиционные модели с основой в виде географическо-пространственной детерминанты древних наблюдателей, которую переняли реалисты, на протяжении 20 века 3 раза корректировалась. Первый раз это случилось в результате появления ядерных технологий сдерживания, которые, по сути, заменили доминантное значение географического фактора на психологическое.
Психологизация международных отношений превратилась в идеологическую борьбу. Представлявший крайне правое крыло американского политического реализма Р. Страус-Хюпе говорил о равнозначности борьбы за власть и борьбы за общественное мнение. В последнем случае пропагандистская техника, коммерческая реклама и тому подобное куда более важны, чем конкретная дипломатическая проблема. Так международные отношения стали пониматься наблюдателями и ведущими акторами в виде суммы переменных структурированного понимания реальности.
Еще один повод для модернизации политического реализма – это жесткое блоковое противоборство двух сверхдержав: США и СССР. Оно привело к образованию региональных моделей силовой политики и пересмотру традиционного представления о мире.
Политическому реализму отводится важная роль в формировании структуры современных международных отношений. В первую очередь это нашло выражение в:
- объяснении силы как фундаментального понятия;
- выделение значимости такого фактора как экономическая власть транснациональных акторов и структур;
- введение в научную сферу термина «безопасность», который был развит в концептуальных воплощениях до императива взаимозависимости национальных интересов;
- институционализации понятийного аппарата.
В трудах директора отдела политического планирования Государственного департамента США Энн-Мари Слотер можно найти доказательства последней модернизации теоретических подходов к международным отношениям. Она адаптировала понятие сети к области дипломатической деятельности и ввела новую единицу измерения мощи современного государства, которой стала связанность (connectedness). Это понятие она взяла у автора концепции «нелиберальных демократий», американского политолога Фарида Закарии.
Навигация по статьям