Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Современная социология и ее основные направления
Содержание:
- 31 августа 2023
- 11 минут
- 320
Понятие социологии и социальных систем
Социология современности отличается большим разнообразием направлений и количеством научных школ. Все их можно разделить на две обширные группы: микросоциологические теории и. Среди макросоциологические теорий наиболее влиятельными выступают теория социального конфликта и структурный функционализм.
Характер данных отношений и связей позволил построить более либо менее целостную картину общества. Конечно, при данном подходе изменялось и само представление о предмете социологии, определение которого полностью сводилось к нахождению социальных взаимосвязей и связей.
Т. Парсонс пытался дать определение универсальным принципам работы социальных систем. Он полагал, что для поддержания своего равновесия любая социальная система обязана исполнять следующие функции:
- адаптация (это приспособление к окружающей среде);
- целедостижение (достижение и определение целей);
- интеграция (управление функций и поддержание единства внутри);
- латентность (это своего рода поддержание образца. Снятие напряжения и воссоздание культурно-ценностных норм, образцов и поведенческих стандартов.
В целом, на уровне общества функцию адаптации исполняет экономическая подсистема, а функцию целедостижения выполняет политическая подсистема, функцию интеграции заменяют социокультурные и правовые институты, латентную функцию выполняют образования, институты семьи, религии.
Парсонс рассматривал общественное развитие как процесс эволюции, который характеризуется возрастающим упорядочением системных отношений, увеличением сложности систем и повышением их возможностей для удовлетворенности своих потребностей.
Вклад Р. Дарендорфа и Л. Козера
В противовес структурно-функциональному подходу, который делает акцент на стабильность социальных систем в эволюционных формах их совершенствования, в современной социологии образовались конфликтологическое направление, самыми известными представителями данного направления являются немецкий социолог и политолог Р. Дарендорф и Л. Козер, американский социолог.
Довольно значительный вклад в эволюцию современной конфликтологии принес Ральф Дарендорф (родился в 1929году, умер в 2009 году). Он разработал концепцию конфликтной общественной модели. Им предложенная теоретическая конструкция основывается на четырех основных положениях:
- каждое общество в любой момент постоянно находится в процессе изменений;
- в каждом обществе существуют конфликт и несогласие;
- все элементы в обществе способствуют его изменениям и интеграции;
- каждое общество основывается на управлении одних его членов над остальными.
Р. Дарендорф объяснял причины социальных конфликтов, их происхождение преимущественно факторами политическими: это битва за власть, авторитет, престиж, возможность распоряжаться средствами. Конфликты могут образовываться в любом обществе, где существует подчинение и господство: у одних групп есть власть, и они хотят ее сохранить, а у других нет власти, и они хотят изменить данное положение.
. Дарендорф признавал конфликты естественным общественным состоянием, вместе с тем считая, что они быть институционализированны, легализированы, разрешаться благодаря существующим в обществе правилам и нормам. Самые благоприятные ситуации для урегулирования социальных конфликтов, по его мнению, существуют в открытом, демократическом обществе. Для данного общества характерны высокая мобильность, политический плюрализм и гибкая система управления.
Льюис Козер (родился в 1913году, умер в 2003 году) это автор теории позитивно-функционального конфликта. В чертах данной теории основывается главный тезис о том, что постоянность социальной системы не убирает, а, наоборот, предполагает сражение интересов, столкновения и социальные коллизии. По теории Л. Козера, социальные конфликты являются неотъемлемым атрибутом социальных отношений и исполняют такие положительные функции, как объединение социальной структуры, укрепление межличностных отношений, поддержание солидарности в группах, разрядка общественной напряженности и другое.
За конфликтами остается также очень важная роль обновления общества: конфликты не только создают новые социальные нормы и институты, но также стимулируют технологический и экономический прогресс.
Если же конфликтология и структурный функционализм исследуют социальные процессы и явления на общественном уровне и его больших структур, то теории микросоциологические делают упор на исследование человеческого поведения, их социальных взаимосвязей. К главным микросоциологическим теориям относят феноменология, символический интеракционизм, этнометодология, а также теорию социального обмена.
Основы теории символического интеракционизма
Основателем теории символического интеракционизма считается довольно известный американский социальный психолог, философ и социолог Джордж Герберт Мид (родился в 1863 году, умер в 1931 году). Он сформировал исходные принципы данного социологического направления, которое получило развитие в трудах его ученика Герберта Блумера (родился в 1900 году, умер в 1986 году).
Главные положения символического интеракционизма приводят к следующему:
- люди совершают действия руководствуясь в первую очередь символическими значениями, которые они же придают тем либо другим объектам;
- сами же символические значения являются продуктом социального взаимодействия;
- символические значения изменяются и возникают посредством их переопределения и интерпретации.
Изучая социальное взаимодействие как обмен социальными символами между людьми (жестами, словами и так далее) и как интерпретацию данных символов, представители символического интеракционизма полагают, что изучение непосредственных взаимодействий людей позволяет объяснить все процессы в социуме и все происходящие в обществе.
Приближенным к символическому интеракционизму выступает феноменологическое направление, начало которого создал социолог и австро-американский философ Альфред Шюц (родился в 1899 году, умер в 1959 году). Свою цель данная социологическая школа видит в познании социальной реальности при помощи изучения повседневной человеческой жизни, анализа обыденного сознания. Исследования сконцентрированы на нахождении универсальных структур, которые возникают в процессе социального взаимодействия. Основная методологическая задача феноменологической социологии — это открытие типичных, общих форм организации повседневной жизни, поскольку обыденный мир — это "высшая реальность", где субъективность человека воплощается наиболее полно и последовательно.
К феноменологии непосредственно относится этнометодологическое направление в социологии, создателем которого считается Гарольд Гарфинкель американский социолог (родился в 1917 году). Этнометодология рассматривает социальную реальность как итог интерпретирующей человеческой деятельности и концентрирует свои усилия на эмпирических исследованиях локальных и единичных актов социального взаимодействия как речевого взаимодействия. При этом главное внимание уделяется рассмотрению правил поведения, обыденных норм, смыслов языка общения, скрытых механизмов межличностных взаимоотношений в повседневной жизни. Этнометодология критикует методы традиционной социологии как искусственное наложение готовых схем на реальное поведение человека.
Определение и принципы обмена
Среди микросоциологических концепций особое место занимает теория социального обмена, одним из основателей которой является Джордж Хоманс американский социолог (родился в 1910 году, умер в 1989 году). Своеобразие предложенного им подхода заключается в применении принципов бихевиоризма (от английского слова behaviour, что означает поведение, дословно "наука о поведении") для объяснения социальных процессов и явлений. В толковании Дж. Хоманса социальное взаимодействие выступает в роли процесса обмена, участники которого хотят минимизировать затраты и максимизировать выгоду. Обмен определяется четырьмя главными принципами, трактуемыми в духе бихевиоризма:
- принцип успеха (чем чаще вознаграждают этот тип действия, тем больше вероятность его повторения);
- принцип стимула (если стимул привел к успешному действию, то, когда произойдет данного стимула будет воспроизводиться этот тип действия);
- принцип ценности (чем больше ценность вероятного итога, тем больше прилагается усилий для его достижения);
- принцип "насыщения" (когда потребности очень близки к насыщению, прилагается меньшее количество усилий для их удовлетворения).
С помощью данных принципов Дж. Хоманс даже пытался объяснить процессы, которые происходят на макроуровне, что выявило определенные методологические изъяны этого социологического направления.
Также необходимо отметить, что в последние десятилетия наметилась тенденция к преодолению разрыва макро- и микросоциологии. Успешное решение данной актуальной задачи могло бы означать переход к качественно новому этапу в развитии современной социологии.
Навигация по статьям