Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Специфика политической культуры современного российского общества

Содержание:

Источники политической культуры

Изменения политической культуры не осуществляются в короткие исторические сроки. В силу природы культурных явлений и процессов, необходима смена нескольких поколений до того, как сложится новая структура политической системы, ее институты, правила и нормы. Должна произойти стабилизация политической системы общества на базе определенных принципов. Она должна доказать обществу собственную эффективность, способность к быстрому реагированию на вызовы современности.

Опираясь на политические и культурные изменения, которые уже произошли в нашем обществе и еще будут происходить, позволяют сказать, что отечественная гражданская культура постепенно формируется и приобретает смешанный и более-менее сбалансированный характер. Э. Баталов считал, что это уже предопределено обстоятельством ее формирования на основе минимум 3 источников.

Современная отечественная политическая практика – первый и наиболее важный источник. Она принимает вид нормативных актов (часть из них со временем получает легитимный характер) и неформализованных обычаев и социально-политических практик.

Следующий источник – это зарубежный опыт и политическая культура (западная). В настоящее время заимствование и усвоение европейских и американских образцов довольно хаотично и бессистемно. Со временем этот процесс будет скорректирован, будет отобрано подходящее для России (как было начиная с петровских времен). Вполне логично сделать предположение, что несмотря на складывающиеся взаимоотношения России и Запада, последний останется источником формирующейся гражданской культуры.

Последний источник – национальная традиция. Для политической культуры любого общества, а особенно с многовековой традицией, характерно развитие на базе преемственности, что характерно и России. Несмотря на все очевидные отличия советской политической культуры от дореволюционной, первая естественным образом наследовала второй. Кроме того, отдельные элементы советской культуры представляли собой превращенную форму традиционной культуры, которая была адаптирована к условиям 20 века. Аналогично тому, как Советский Союз стал адекватной условиям формой существования Российской империи. Р. Такер вполне логично заметил, что какой бы новаторской ни была революция в культурном понимании (в плане формирования новых институтов, убеждений, ритуалов, символов и идеалов), национальный культурный этос существует и дальше в различном виде – в некоторых сферах жизни устойчивее, чем в других. С течением времени случается адаптация, с помощью которой элементы дореволюционного культурного прошлого нации претерпевают ассимиляцию в новую революционную культуру. Таким образом последняя принимает форму амальгамы старого и нового.

Основы либерализации и авторитарности

Развал советской политической системы, который сопровождался намеренно нигилистическим отношение новых российских лидеров к национальному прошлому (включая политико-культурное), мог бы, на первый взгляд, способствовать быстрой трансформации сознания бывших советских граждан, а также освобождению его от старых стереотипов. Сначала так и было – когда российское или по своей сути советское общество стало во власти либерально-демократической риторики. В этот момент могло показаться, что с неудобным прошлым вскоре будет покончено насовсем, а обновленная Россия войдет в семью цивилизованных народов и быстро освоит и усвоит западные базовые ценности и идеалы, вберет в себя либерально-демократическую гражданскую культуру. Но этого сне случилось. Общество ответило сопротивлением на попытки либералов первой волны при помощи революционных методов утвердить в начале 90-х либерально-демократическую культуру.

Либеральная волна довольно быстро сошла и не оставила после себя следов в российском общественном сознании. Кроме того, в последние годы социологи отмечают прорастание сквозь новый формирующийся политико-культурный слой архетипов российской культуры: в традиционной (дореволюционной) и модернизированной (советской) формах. Такой процесс отличается естественностью и закономерностью, устойчивостью и долгосрочностью. И это, в том числе, при условии нарастания политической и культурной либерализации России. Но это не идет в разрез с традициями развития политической культуры России.

Если посмотреть на историческую перспективу, то она представляет собой борьбу двух традиций: сильной, устойчивой этатистской (авторитарной, закрепленной на уровне высшей госвласти) и слабой, неустойчивой, демократической, которая представлена в различные периоды истории на уровне местного управления и самоуправления. В результате различной интенсивности и силы двух основных тенденций, политическая власть в стране независимо от смены режимов и наличия или отсутствия демократии обычно отличается авторитарным характером. База политической жизни – это постоянный сильный персонализм. Политические представления граждан базируются на вере в справедливость и мудрость национального политического лидера или вождя: он может быть наследным или избранным народом.

Поскольку ощущается господство авторитарной традиции, то государство неизменно играет доминирующую роль в политической жизни. В России государство воспринимается как становой цивилизационный хребет, как гарантия безопасности и целостности общества, устроитель всей жизни (включая экономическую). Это восприятие отражало хоть и в немного гипертрофированной форме, реальную роль государства в стране, для которой характерны специфические геополитические, географические условия, а также отсутствие развитых институтов гражданского общества. Государство постоянно принимает позицию основного источника общественного развития и время от времени инициирует общественные реформы.

В последнее время можно наблюдать твердый последовательный курс президента страны в направлении укрепления государства, усиления функций и роли федерального центра в регионах. Некоторые попытки оппозиции критиковать курс президента не нашли в обществе поддержки. Большее количество граждан довольно лояльно к современной российской политике.

Взаимоотношения государства и общества

Поскольку взаимоотношения между государством и обществом всегда были специфическими, первое никогда не существовало и не может существовать отдельно от второго, государство не находится под контролем общества. Почти автономное существование государства приводит к тому, что этатизм превращается в наиболее важную черту общественной и политической жизни. Это, в частности, становится причиной:

  • большого политического влияния бюрократии;
  • роста патернализма и клиентализма (стремления находится под патронажем государства, отстаивать его интересы либо интересы лица, которое его представляет);
  • ориентации граждан на социальное восхождение не как результата личных трудовых усилий, а как результата отношений личных связей или занятия патроном высокой позиции в государственной иерархии.

По этой причине политические элиты России предпочитают не формальные связи, которые базируются на рациональных, юридически закрепленных нормах или законах, а неформальные или личностные, с помощью которых можно быстрее прийти к нужному результату.

Традиционно власть в России характеризуется неделимостью и несменяемостью, что становится решающим фактором ее постоянной связи с распоряжением и обладанием собственностью. Вне зависимости от того, каков характер политического режима – советского, монархического или демократического – политическая власть не разрывала своей взаимосвязи с собственностью: меняется только форма такой связи.

Можно выделить еще одну характерную черту политической культуры России – отсутствие традиции активного участия граждан в политическом процессе. В большинстве случаев граждане принимают ограниченное участие в политике, как пассивные субъекты. Поэтому в российском обществе наблюдается преобладание пассивных культур, к примеру культуры наблюдателей.

Как результат – наличие постоянной дистанции между управляемыми и управляющими. Такая дистанция у первых становится причиной инертности и иммобилизма, а у других – чувства вседозволенности и низкого уровня ответственности за принимающиеся решения. Обе стороны не нацелены на цивилизованные варианты взаимоотношений друг с другом, в результате чего возникает правовой нигилизм с обеих сторон.

Для политической культуры России также характерна своеобразная антиномия. Точнее всего ее описал Н. Бердяев, который говорил о том, что русский народ можно одинаково охарактеризовать как государственно-деспотический и анархически-свободолюбивый. Такое противоречие является следствием всей русской истории и постоянным конфликтом инстинкта государственного могущества и инстинкта свободолюбия и правдолюбия народа.

Как показывает аналитическая модель Алмонда и Вербы, отечественные и зарубежные исследователи проводят различия между активными и пассивными типами культуры на Западе и в России. Для западных культур характерен первый тип, а для России – второй.

Но также нельзя с полной уверенностью разграничивать российские и европейские ценности, поскольку и Европа не является однородной. В различных европейских странах можно найти общие с российской системой ценности и ценности, которые различаются. По своей системе ценностей Россия приближается к странам с похожим историческим опытом или похожим уровнем экономического развития. К ним можно отнести посткоммунистические страны, старые капиталистические государства с довольно низким уровнем экономического развития. Это восточная и южная Европа.

Россияне придерживаются такой ценности как безопасность, которая в их представлении связана с государством. Поэтому они не так открыты к таким ценностям как новизна, свобода и независимость. С этой позиции система ценностей россиян похожа на систему ценностей украинцев, болгар, венгров, киприотов, словаков, испанцев, для которых безопасность крайне важна в национальной политической культуре.

Выводы фонда «Общественное мнение» подтверждают ценность безопасности для россиян. Согласно исследованию специалистов, наиболее важным в жизни современных жителей является семья, достаток и безопасность.

Вот как выглядит таблица с ценностями:

ценности

% от общего числа ответов

(не больше 5)

Возраст (лет)

 

2000 г.

2011 г.

18-24

25-34

35-44

45-54

55-64

65 и старше

Семья

34

64

 

73

     

53

Безопасность

36

51

       

45

 

Достаток

38

43

 

49

 

48

37

28

Мир

30

32

       

38

39

Стабильность

22

31

     

36

   

Справедливость

23

29

 

23

     

37

Закон

35

25

       

33

 

Права человека

26

23

     

29

18

13

Порядок

26

22

13

     

27

27

Важно отметить, что здесь имеются только контрастные данные в сравнении с населением в целом. Также выделены значения более популярных ценностей в сравнении в целом по населению (процент отклонения равен 5).

Если рассматривать межпоколенческий уровень, то здесь системы ценностей молодежи и пожилых людей одинаковы. Согласно исследованию, главные жизненные ценности молодежи – финансовое благополучие, а пожилых людей – мир и справедливость. Средний возраст отмечает стабильность. Даже несмотря на разницу в жизненных приоритетах разных возрастных групп, первые позиции у всех респондентов занимает семья (64), безопасность (51) и достаток (43).

Политическая культура граждан является определяющим фактором особенностей их политического поведения. Вроде как они стремятся не держать дистанцию от государства путем обретения экономической независимости и свободы, пытаются стать ему ближе, попасть под его опеку. Но, тем не менее, всесилие государства и ограничение личной свободы – стимулы творческой активности граждан, которая часто приводит к нарушению рамок закона, установленного государством. Как результат – противоречия между правом и моралью. На уровне индивидуального сознания они обычно разрешаются в пользу последней.

Можно отметить постепенное снижение заинтересованности политикой у граждан России последние 15 лет. Это можно проследить и по результатам международных сравнительных исследований. Данные репрезентативных общенациональных опросов 1999-2000 гг. – они проводились в рамках международной программы «Новый европейский барометр» - и сравнительного исследования политических культур Восточной и Центральной Европы указывают на разочарование гражданами реформами.

Такое разочарование граждан итогами реформ, за которыми не последовали быстро и заметное улучшение жизни масс, нашло выражение в дистанцировании граждан от власти, политики реформаторов, государства. Как и в постсоветских государствах, так и в посткоммунистической части Европы граждане довольно скептически оценивают новые так называемые демократические режимы. По мнению 33% граждан настоящая власть в обращении со своими гражданами не является справедливой (так же, как и при коммунистах). Около 40% считают, что между предыдущей и действующей властью в этой плоскости нет разницы, с людьми обращаются одинаково несправедливо. Но 27% уверены, что справедливости стало немного больше. Во многих странах большой процент людей, которые полагают, что режимам не интересно учитывать мнение простых граждан, что у рядового человека нет возможности влиять на политику, что власть нейтральна к общественному мнению, что формирование демократических институтов и свободных выборов не стало переломным моментом в сближении власти и граждан.

Одна из главных причин неудовлетворенности демократией и отчуждением от власти – коррумпированность бюрократии. Данные «Нового европейского барометра» дают цифру в 72% (три четверти респондентов) – это люди, которые считают, что настоящие режимы более коррумпированы, чем предыдущие. Поэтому вполне понято, что многие из посткоммунистических стран, в том числе Россия, соседствует с латиноамериканскими и африканскими странами в списке, который составлен по индексу коррумпированности.

Такой процесс еще можно объяснить тем, что большинство граждан постепенно освоилось в новых социально-экономических и политических условиях, а политические и экономические отношения в целом пришли в норму. Стала меньше экономическая зависимость части граждан от правительства и государства. По этой причине интерес к политике стал снижаться, достигнув некоторого среднего национального уровня. Произошла дифференциация интереса к политике по основным социальным показателям. К примеру, между основными возрастными группами, как это показано в таблице:

Позиция

Возраст, лет

До 22

22-25

25-30

31-40

41-50

51-60

За 60

Активно интересуются политикой

19,4

18,1

26,1

29,0

43,6

57,2

63,3

Не интересуются политикой

52,8

32,9

32,9

23,2

19,5

12,3

16,7

Из таблицы видно, что среди тех, кто больше интересуется политикой – граждане предпенсионного и пенсионного возраста. Меньше всего интересна политика молодежи в возрасте от 18 до 25 лет. Можно сказать, что образ жизни современной российской молодежи отличается в большинстве своем пассивным характером. Чаще всего досугом для ¾ молодых людей является просмотр телепередач, встречи с друзьями и приятелями. Еще 2/3 слушают музыкальные записи и просматривают видео. Относительно небольшое место в жизни молодых людей занимают активные формы проведения свободного времени. Только 17% часто бывают в театрах и на концертах, никогда не ходят – 33%. Если говорить о музеях и выставках, то часто ходят только 10%, а никогда – 46%. Все это указывает на резкое снижение культурной активности молодежи.

Также можно говорить о сужении сферу самостоятельного творчества молодежи. В частности, художественным и самодеятельным творчеством занимается 13% опрошенных студентов. Такой вид проведения свободного времени никогда не используется 46% опрошенных. То же можно сказать об общественной деятельности среди молодого поколения. Много места она занимает среди 18% респондентов, и 60% - это люди, которые никогда ею не занимаются.

На таких ценностях и происходит формирование молодежной субкультуры. Для нее характерно преимущественно развлекательно-рекреативная составляющая, вестернизация (американизация) культурных потребностей и интересов, преимущество потребительских устремлений над креативными, слабая индивидуализированность и избирательность культуры, внеинституциональная культурная реализация. Также в ней нет этнокультурной самоидентификации, она аполитична, аморальна и др.

Но в последние годы отмечается пресыщение молодежи продуктами массовой культуры. Она приходит в себя и начинает задумываться о последствиях таких позиций. Система ценности молодежи начинает обрастать настоящими ценностями вроде образования, семьи, работы. Есть предположение, что и политике найдется место в этой системе ценностей.

Навигация по статьям

Выполненные работы по социологии
  • Социология

    исправление работы

    • Вид работы:

      Исправление и доработка готовой работы

    • Выполнена:

      19 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      1 900 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    Различие концептуальных подходов к определению общество

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      17 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      1 800 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    Перспективы применения биографического метода в социологии

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      16 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      1 800 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    Объем по факту Выполнять по заднию

    • Вид работы:

      Контрольная работа

    • Выполнена:

      12 августа 2024 г.

    • Стоимость:

      2 900 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    Что такое средний класс и есть ли он в России

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      11 июля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 400 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    Межпоколенческие отношения в современной российской семье социологический анализ

    • Вид работы:

      Отчет по практике

    • Выполнена:

      28 июня 2024 г.

    • Стоимость:

      6 400 руб

    Заказать такую же работу