Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Что лежит в основе понятия субкультура
Содержание:
- 01 апреля 2024
- 11 минут
- 170
Определение понятия субкультура
При рассмотрении понятия субкультуры стоит обратиться к словарю С. И. Ожегова, в котором указано, что «суб» является первой частью сложных слов со значением:
- который находится под чем-то или около чего-то;
- подчиненный чем-либо;
- не основной и не главный.
Исходя из этого, в том числе, можно сказать, что понятие субкультуры возникло с целью обозначения состояния расколовшегося под воздействием супер индустриальной революции общества. Есть множество процессов, которые оказали влияние на появление субкультур. Выделим 3 основные:
- Новое общество стало довольно интенсивно формировать массовое сознание, которое характеризовалось усредненностью и нивелировкой вкусов и потребностей. Под влиянием рекламной индустрии люди стали группироваться вокруг определенных стандартов, количество которых постоянно возрастало.
- Диверсификация как следствие супер индустриального развития. Происходит увеличение разнообразия культурных форм и социальных структур.
- Процессы отчуждения людей от результатов труда, рост чувства одиночества среди толпы в мегаполисах, уменьшение роли и ценности семейных отношений. Как результат — потребность в объединении не в рамках всей культуры с ее абстрагированным характером, а отдельного ее сегмента или части, которые ограничиваются видимыми человеку рамками.
Но для того, чтобы понять, с кем стоит объединяться, человеку нужно вначале себя идентифицировать. Таким образом шло приготовление почвы для субкультурного взрыва.
Г. Хофстед при определении культуры как коллективного программирования сознания описывал такие ее свойства (распространяющиеся и на субкультуру):
- обучение культуре происходит бессознательно, закладывание базовых ценностей происходит в возрасте до 10 лет;
- передача культуры происходит посредством символов;
- она отличается динамичностью несмотря на медленные глубинные процессы;
- культуре свойственна избирательность. В нее входят явления, образы, позволяющие сделать мир общим для представителей различных культур;
- для нее свойственная тенденция к этноцентризму или указанию на ценность каждой группы как ценность всех.
Согласно ученому, существуют параметры, по которым субкультуры исследуются. Это параметры:
- индивидуализм или коллективизм;
- дистанция власти;
- терпимость к неопределенности;
- степень социальной дифференциации иолов;
- взаимоотношение с группой.
Выбор людей определенной субкультуры связан с необходимостью себя индивидуализировать. Существует множество критериев возникновения субкультур: возрастные, профессиональные, тендерные, территориальные, досуговые, этнические.
Субкультуры могут выделяться и внутри профессиональных сообществ, поскольку в таких сообществах имеется большое количество фрагментов. В качестве примера можно привести научное сообщество, в котором группировка ученых происходит в соответствии с различными направлениями дифференцировавшегося знания.
Э. Тоффлер как пример приводит Уолл-Стрит, которая считалась Белой Англо-саксонской Протестантской субкультурой. Ее представители ходили в одни и те же школы, были членами одних и тех же клубов, занимались одинаковыми видами спорта (теннис, гольф, сквош), были прихожанами в одной церкви (пресвитерианская и епископальная), отдавали голоса за одну и ту же партию (республиканцев).
Сегодня можно говорить об изменении ситуации, однако молодежь в бизнесе все еще зажата в тиски выбором субкультурного членства. Невзирая на частоту встречаемости в сфере финансов греческих, еврейских и китайских имен, в ней есть некоторый стиль жизни с высшей ценностью в виде безусловного отличия от других.
Люди могут объединяться в субкультуру благодаря спортивным занятиям, увлеченности компьютерными играми. Возникновение субкультур может быть вариантом ответа на фрагментацию общества по принципу сексуально-семейных отношений — это субкультуры, в основе которых лежит супружеский статус. Такое характерно в большей степени для западного общества, но иногда встречается и в России. К примеру, «мир прежде женатых» — субкультура, в которой есть свои механизмы совместного существования, модели регулирования раздельной жизни или жизни в разводе.
Появляются субкультуры чаще в мегаполисах. Самый яркий пример — хиппи, которая начиналась с того, что в середине 50-х годов прошлого века на побережье Калифорнии собралась группа писателей, художников и богемы. Их стали называть «битниками». Для них было характерно: прославление нищеты (сандалии, лачуги, джинсы), любовь к негритянскому джазу и жаргону, увлечение восточным мистицизмом и антагонизм в отношении технологического общества. Вначале это была небольшая секта, но все изменилось с появлением лизергиновой кислоты или ЛСД. Так появилась большая группа и движение хиппи расширилась до невероятных масштабов, ее представители были даже в СССР в начале-середине 80-х.
С ростом скорости социокультурных изменений такие субкультуры, в основе которых лежит возраст, быстро уходят, а на их место приходят новые.
Этнические субкультуры считаются более устойчивыми. Многие ученые считают, что этнические субкультуры появляются в связи с усилением миграционных процессов, перемещения людей из привычных культурных ареалов в новые. Тем не менее полиэтничность связана с различными проблемами — социальными, культурными, политическими. Это наглядно видно на ситуации конца 20 — начала 21 века на территории европейских государств. Их этническая структура существенно изменилась — в большей степени из-за арабского населения.
Однако проблемы кроются не в самом этническом разнообразии. Оно, наоборот, является дополнительным стимулом для обогащения культуры. Проблемы появляются, когда происходит политизация этничности. Происходит провокация геноцида, ксенофобии, конфликтности, сепаратистских движений. Среди причин — борьба за власть, перераспределение разного рода ресурсов, отстаивание определенных культурных ценностей. Это является стимулом образования субкультурных объединений, где люди обретают поддержку и защиту, а также индивидуализированное культурное бытие.
Понятие маргинальности
Но не всегда человек может найти и занять нишу в социокультурной структуре, в которой ему было бы социально комфортно. Речь идет о маргинальности.
В переводе с латинского маргинальность обозначает край или границу. Первым, кто использовал это понятие, был Р. Парк — речь идет о работе «Миграция и маргинальный человек» 1940 года. После того как появилась монография Э. Стоунквиста «Маргинальный человек», это понятие окончательно вошло в научную среду и обогатилось посредством изучения разных проблем, связанных с анализом пограничного положения личности в отношении определенной социальной группы.
Культурная маргинальность основана на рассогласованности ценностей разных культур, которыми руководствуются индивиды одновременно (в связи с разными обстоятельствами). Такие обстоятельства могут быть связаны с миграцией, изменением культурного окружения (переездом из страны в страну, из одного села в другое), с резкими изменениями внутри культурного поля (изменение социально-политического, экономического устройства в рамках модернизации общества). Изменения вынуждают человека выйти за пределы общества, усложняют его профессиональную самореализацию и повседневную жизнь. Человек начинает заново искать себе место в социальной структуре, которая формируется как результат появления новых социальных групп и/или изменения их статуса. Он также начинает по-новому определять себя в новой иерархии ценностей и другой системе взаимодействия.
В представлении обычного человека маргиналии — это люди, которые опустились, алкоголики и бомжи. Но это не совсем так. Можно рассмотреть варианты следствий маргинализации индивидов, которые выражаются понятиями асоциального и антисоциального.
Формирование девиантных групп с уголовно-криминальной субкультурой — это и правда один из вариантов (крайних). Но они могут отличаться и этническим характером. Однако на практике доминирующая причина такого объединения — не столько этничность, сколько «окраинное» в отношении доминирующей социокультурной общности положение и стремление к статусу (имущественному) любым, даже преступным путем.
Еще один вариант негативной легитимизации — появление контркультуры как протестной, альтернативной в отношении к общепринятой, стандартной и официальной культуре. Она представляет собой опыт экспериментирования в свободном культурном пространстве, которое не связано с идеологическими, конфессиональными, национальными или возрастными границами. Речь идет о негативной легитимизации маргинальности, поскольку главная тема здесь — протест в отношении доминирующей системе ценностей.
Если есть причины, по которым человек не может достичь культурной самоидентификации в рамках традиционной и привычной для него форме, то появляются новые культурные образцы. Они собираются из разнопланового материала, принадлежащего разным культурам. Как результат — формирование новых стилей в художественном творчестве (М. Шагал, В. Кандинский, К. Малевич), появляются специфические концепции в философии (Ф. Ницше, З. Фрейд, С. Кьеркегор, Г. Маркузе), а также литературные тексты (Г. Гессе, Ф. Кафка).
Нынешняя социокультурная ситуация со свойственным ей смещением понятий ядра и периферии культуры, мозаичным по А. Молю принципом обустройства культурного поля, а также иными возможностями индивидуального пересечения границ, способствует расширению диапазона приемлемости норм, ценностей и образцов культуры.
Навигация по статьям