Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Особенности и значение социальной религии Дюркгейма
Содержание:
- 03 сентября 2024
- 11 минут
- 218
Становление религиозных воззрений Дюркгейма
Биографические факты во многом повлияли на особое отношение Дюркгейма к религии. Его родители были ортодоксальными евреями, членами сильно верующей еврейской диаспоры в Эпинале. Школьная учительница ученого была католичкой, а большинство горожан – протестантами. Согласно биографам, некоторое время Дюркгейм был увлечен мистицизмом, в котором, однако, разочаровался. С раннего возраста его готовили к миссии священника, воспитание его проходило на базе нерушимых нравственных принципов. Уже в 13 лет мальчик прошел иудейскую конфирмацию. Но дальше случился резкий поворот судьбы, после чего будущий ученый увлекся в религии не доктриной, а социальной, нравственной, антропологической стороной явления.
В ходе детства, юности и молодости Дюркгейм получил любовь к 3 вещам, прошедшим через всю его жизнь и отразившими в учении:
- Религия.
- Социализм.
- Коллективная солидарность.
Случилось даже так, что социальная реальность воспринималась им как моральный порядок, хотя нередко он прятал выведенную формулу в другие слова.
Дюркгейм был французом еврейского происхождения, ученым в университете, который занимался религиозной и светской моралью и изучал проблему взаимодействия церкви и государства, социология стала основой этики. Общество в рамках социологии признает высшей ценностью уважение человеческой личности. Тот исторический момент характеризовался попыткой найти в новой науке объяснение мирской морали.
Тематика «Элементарных форм религиозной жизни»
Уже в самом начале религия задала тон и указала путь научного поиска и методологии Дюркгейма. «Элементарные формы религиозной жизни» - последний большой труд ученого – ученым разрабатываются 3 основные темы:
- общая теория общества, где религия – центральный фактор интеграции социальной жизни;
- социология религии, которая объясняет возникновение религиозных представлений;
- этнология религии, которая дает определение религии австралийский аборигенов, включающее описание и подробный анализ системы кланов и тотемизма в отдельных австралийских племенах.
Ученый не хотел видеть в религии что-то таинственное, а советовал рассматривать религиозные ритуалы в качестве социального факта. Он говорил о том, что религиозные верования, обычаи, письмо, язык и формы хозяйствования отличаются собственным поведением вне зависимости от поведения индивида. Его книга «Элементарные формы религиозной жизни» была посвящена религиозным верованиям примитивных обществ. В ней автор представил религию в виде системы символов, базис которых состоит из важнейших социальных потребностей: сохранения целостности общества и трансляции культуры.
Его другая работа – «Самоубийство» - строится на анализе статистики, которая была собрана из разных источников. В отличие от нее, «Элементарные формы религиозной жизни» — это результат использования метода case study, который подразумевает изучение одного случая на примере верований австралийских аборигенов. Однако это изучение было проведено в кабинетных условиях на историческом материале.
В целом, Дюркгейм начал исследовать сообщества, которые, по его мнению, относились к механической солидарности. Поэтому его поведение соответствовало тем, кто изучает архаические племена в естественной среде обитания (этнографы и антропологи). Однако цели его были другими. Социология пытается исследовать отжившие формы социализации с целью познать и реконструировать их, а также для лучшего понимания современного общества. Однако логичный вопрос: как грубые культы австралийских племен могут нам помочь в понимании христианства, например. Также непонятно, может ли случиться сведение высших форм религии до низших.
Религия по Дюркгейму
Что такое религия по Дюркгейму?
Давая ответы на вопросы выше, ученый предупреждает о том, что социология не делит религию на высшие и низшие формы, так как каждая из форм по-своему отражает социальную жизнь и в одинаковой степени способствует адаптации социальной группы.
В главной работе Дюркгейма есть подзаголовок – «Тотемическая система в Австралии», который был выбран не случайно. Коренные народы Австралии представляют собой общество механической солидарности: это исходное начало современной цивилизации, показывающее элементарные формы религии. Ученый был убежден, что на базе изучения примитивных форм религии получится создать теорию высших религий. В этом была особая логика: вначале определяется феномен «примитивной» религии австралийских аборигенов в виде наиболее простого тина, а после изучаются и опровергаются прочие теории религии. На последнем этапе происходит демонстрации социальной природы религий.
Дюркгейм считал, что религия примитивного общества аборигенов становится причиной механической солидарности в виде тотемизма. Уже на более поздней стадии приходит органическая солидарность – а именно религия, включая христианство, которая становится надежной опорой и придает чувство защищенности и осмысленности существования. Их потеря приводит к аномии.
На простейшей стадии происходит полное растворение индивида в культовых обрядах, языческих верованиях и коллективных церемониях. Это можно сравнить с муравьем, который за неимением выраженной индивидуальности просто растворяется в муравьином сверхорганизме. Основными признаками этой фазы можно считать клан, табу, тотем и растворение личности целиком в коллективе.
Стадия органической солидарности приводит к изменению роли и возможностей религии, так как происходит рост социальной дифференциации общества, возникает неравенство, классы, частная собственность, рынок и система общественного договора. Но куда важнее то, что происходит отделение религии от государства и появление гражданского общества. В результате ускоренной секуляризации общества появляются светские идеологии.
Жаль, что Дюркгейму не удалось дойти до подробного анализа религии в эпоху органической солидарности. По этой причине рукопись его книги заканчивается на пороге этой эпохи. Но вот уже О. Конт тщательно описал современную религиозную обстановку, хоть и в другом методологическом ключе.
В любом обществе можно встретить разнообразные формы религии, поэтому она может считаться универсальным культурным феноменом. Кроме этого религия – важный структурный элемент социальной организации общества, который представляет собой совокупность институализированных норм, верований и ценностей, поддерживаемых всеми членами общества.
Одной из первых проблем, которой стал заниматься ученый, была проблема функций ритуала. За счет религиозных ритуалов индивид готовится к социальной жизни посредством 2 функций:
- Навязывания индивиду определенной самодисциплины.
- Вооружения индивида известной практикой аскетизма.
Религиозные церемонии служат объединяющим фактором, они делают социальные связи и групповую солидарность более крепкими. Благодаря религиозным празднествам, обычаям и ритуалам происходит поддержка и оживление культурного наследия народа, они способствуют передаче наиболее чтимых ценностей будущим поколениям. У религии есть и психотерапевтический эффект, который заключается в помощи в преодолении одиночества, утраты смысла жизни, стрессов и фрустрации, внушении человеку веры в собственные силы и возможности, надежды на будущее.
Сегодня функцию интеграции сплочения общества вокруг нравственных идеалов выполняет право, а в прошлом – религия. Дюркгейм в изучении религии не касался богословских и доктринальных вопросов. Анализ религии строился на анализе ее как социального института, который дает возможности по-другому, при помощи веры в сакральное, особые ритуалы, коллективную молитву сплотить общество. Здесь можно говорить о двух важных чертах религии: верованиях или общих убеждениях и ритуалах или общих действиях.
Любые религии говорят о делении мира на 2 части:
- священное или сакральное;
- несвященное или профаническое.
В первом случае происходит поклонение, а во втором – отторжение. Ритуалам есть место только в мире священного. Дюркгейм также обозначил «негативные культуры» (с табу и запретами) и «позитивные» (с жертвой и имитационными обрядами). Ученый выделил 4 основные функции ритуалов:
- социализирующая;
- интегрирующая;
- воспроизводящая;
- психотерапевтическая.
В профанном мире цель действия стоит выше формы, а в сакральном действии – форма над целью. По этой причине смысл первого доступен всем и каждому, а смысл религиозного ритуала понятно только посвященному.
С помощью религиозной веры происходит привязка профанного к сакральному, а также связка профанного мира в солидарное единство. С помощью веры в Бога происходит укрепление веры в единство людей, которые представляют собой общество. Если Бог – это общество, то в этом случае с увеличением размеров и усложнением структуры общества происходит также усложнение и иерархизация веры в Бога. В примитивном обществе религиозные культы были уделом шаманов, а сегодня эта роль делится между многотысячной армией священников.
Более глубокое разделение труда и увеличение разнообразия человеческих потребностей привело к более обобщенной форме принятия веры в Бога – он уже не может быть представлен как тотемное животное или греческий Аполлон. Дюркгейм считает, что в индустриальном обществе масштаб разделения труда уже такой большой, что даже некая общая идея Бога двигается в сторону растворения в абстракции, превращения в общечеловеческую концепцию гуманности.
Навигация по статьям