Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Социальная статика и строение общества
Содержание:
- 05 сентября 2024
- 12 минут
- 133
Формационная теория К. Маркса
Формационная теория К. Маркса определяет 2 составляющие: статику и динамику. Социальной статикой делается описание составляющих общественной формации, того, что входит в способ производства, экономический базис и идеологическую надстройку. Социальная динамика объясняет механизм смены вариантов производства (общественных формаций) одним из двух путей – революционным или мирным.
Что такое общественно-экономическая формация?
Формация базируется на известном способе производства, которой представляет собой единства базиса (экономики) и надстройки (политики, науки, идеологии и др). Если посмотреть на историю человечества, то она представляет собой последовательность пяти формаций, которые сменяют друг друга: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
В определении выше делается акцент на таких структурных и динамических элементах как:
- общественная формация не может быть сформирована из отдельно взятой страны, культуры или общества, а только из совокупности многих стран;
- вариант формации определяет экономика, а не религия, культура, идеология или политический режим;
- в экономике важно определить центральный элемент;
- центральным элементом в экономике выступают производственные отношения, а в них самих – отношения собственности;
- надстройка является вторичной, а базис – первичным. Отсюда политика как продолжение экономических интересов страны. Внутри нее – экономических интересов господствующего класса;
- общественные формации формируют последовательную цепочку и демонстрируют прогрессивный путь человечества от низа в верх;
- без вмешательства внешних факторов, стране или обществу в своем развитии нужно пройти все ступени без пропуска какой-либо формации.
Русский вариант марксизма
Русскими марксистами немногим позже были сделаны корректировки в эволюционной части теории Маркса. Но таким образом, чтобы можно было оправдать социалистическую революцию и то, что необязательно проходить все этапы. Модернизированная версия теории формаций указывает на то, что некоторые страны могут идти более коротким путем и пропускать отдельные фазы развития или проходить их ускоренно. Согласно теории, то, что существуют определенные формации, идущие одна за другой, не говорит о том, что каждому народу нужно их пройти в своем развитии. У некоторых народов, к примеру славян, германцев и других не было периода рабства: от первобытнообщинного строя они сразу перешли к феодализму.
Отсюда вывод, что некоторые звенья исторической цепочки развития вроде рабства, феодализма или капитализма, а иногда сразу несколько, не получают полного развития. Страны могут их миновать и сразу переходить от родового строя к социализму, базируясь на поддержке и помощи более развитых и построивших социализм стран. Так стало возможным оправдание в глазах общественности факта объединения в пределах социалистического лагеря стран на родоплеменной, феодальной, пережиточно-рабовладельческой и полукапиталистической стадиях развития.
Несмотря на то, что Маркс вел речь только об одном варианте – социализм в цивилизованной форме не может появиться на любой стадии капитализма, а только на самой высокой его стадии, где он полностью созрел для социалистических преобразований, тем не менее в социалистической лагере к середине 20 века не было ни одной средне- или высокоразвитой капиталистической страны.
То, что в советской науке существовали такие выражения как «феодальные пережитки» и «родимые пятна капитализма», которые сохранились при социализме или пробились через его социальную ткань, указывает на то, что общественные формации, не пережитые в полной мере страной, способны накапливаться в структуре общества и проявляться на новом витке истории, в самых неожиданных формах и местах.
Социальная статика Маркса говорит о том, что базис общества полностью является экономическим. Это диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Надстройка в этом случае принимает вид смеси идеологии, культуры, искусства, образования, науки, религии, семьи и политики. Базис является первичным, а надстройка вторичной.
Интересным является то, что формирование надстройку по Марксу происходит по остаточному принципу. Надстройка – это своего рода совокупность всех остальных общественных отношений, которые остаются, если убрать производственные. В ней содержатся различные институты вроде государства, права, семьи, науки, религии, искусства и др.
В основе марксизма лежит утверждение, что характер базиса определяет и характер надстройки. Из этого следует, что экономические отношения в большей степени определяют надстройку (совокупность политических, моральных, правовых, философских, художественный, религиозных взглядов общества и отношений и учреждений им соответствующих. Смена природы базиса ведет к изменениям природы надстройки. По этой причине можно ожидать, что феодальная политическая структура будет иметь отличия от капиталистической. В первую очередь потому, что в этих двух формациях будут различаться способы организации хозяйственной жизни.
Можно таким образом описать отношения между базисом и надстройкой. У базиса есть абсолютная автономия и независимость от надстройки. Надстройка по отношению к базису имеет только относительную автономию. Поэтому подлинная реальность свойственна только экономике и только отчасти политике. Политика является реальной во вторую очередь – с позиции влияния на общественную формацию. Если говорить об идеологии, то ее реальность вообще третична. Она важнее, чем искусство, но не так ценна, как экономика или политика. Религия же вообще была у Маркса со знаком минуса.
Таким образом можно проследить выстраивание невидимой иерархии важности подсистем общества. Она строится по такому принципу: важность подсистемы определяется ее близостью к экономике.
Экономика считается главнее всего, так как в ней производятся средства производства и формируются производственные отношения. Она выступает неким научно-техническим локомотивом общества.
Политика занимает второе место, так как в политической области происходит классовая борьба, пролетариатом формируется партия, свергается буржуазный строй. Идеологии занимает третье место – она лишь средство сплочения пролетариата и его мобилизации посредством агитации и пропаганды (с целью захватить власть в обществе). Искусство не так важно для пролетариата, так как оно создается богатыми людьми и служит, соответственно, им же. Искусство является элитарным, рабочий слой его не понимает, революция может быть осуществлена и без него. Религия же и вовсе никому не нужна, за исключением священников. По Марксу, она является иллюзорной формой общественного сознания. Согласно Энгельсу, религия – это опиум для народа.
В социальной шкале вообще не нашлось места для науки и образования. И это не связано с тем, что марксисты их не ценили. Возможно, они просто забыли об этих составляющих.
Познавательной ценности для науки от существования иерархии подсистем общества нет никакой. Тем не менее она сильно повлияла на практику. В принципе она используется всеми мировыми правительствами. К примеру, с наступлением мирового финансового кризиса первыми в очереди на спасения значатся банки и биржи, а параллельно идет сокращение отчислений на искусство, науку и образование. Так случается даже в экономически развитых странах, которые славятся уважением к культуре и искусству. В СССР, к примеру, открыто говорило о первостепенной важности экономики и обороны, и о второстепенной – надстройки.
Оказалось, что Маркс был прав, сделав тайное явным. Искусство в любом обществе финансируется по остаточному принципу. Международной политике отводится роль формы выражения экономических интересов господствующего класса или крупных монополий.
При этом современная экономика претерпела качественные изменения. Она сильно испытала влияние науки и интеллекта. На первом месте сегодня – культурный капитал и информационная экономика, но не денежные счета и заводские цеха.
И это одна из ошибок Маркса. Более точным в этом плане оказались О. Конт и М. Вебер, которые указывали на то, что обществом руководят духовные факторы. Сейчас интеллект, талант и квалификация ценнее финансового капитала. Однако российское правительство немного застряло в прошлом, считая политику продолжением интересов олигархов и мафиозных кругов. Культура, образование и наука оказались в загоне, а идеология вообще отсутствует.
Что такое производительные силы согласно Марксу:
- люди, которые изготавливают товары и оказывают услуги, у которых есть определенная квалификация и способность трудиться;
- земля, недра и полезные ископаемые;
- здания и помещения, в которых происходит процесс производства;
- орудия труда и производства, начиная ручным молотком и заканчивая высокоточными станками;
- технология и оборудование;
- конечная продукция и сырье. Они делятся на 2 категории: личные и вещественные факторы производства.
Такие отношения появляются между большими группами людей, которые заняты в общественном производстве. Люди вступают в такие отношения не будучи личностями, но будучи исполнителями заданных социально-экономических ролей. Это могут быть роли работодатели и работника, помещика и крестьянина, заимодавца и кредитора, арендатора и рантье. В качестве фундамента производственных отношений рассматривают отношения собственности.
Производительным силам отводится специальная роль. По Марксу, производственные отношения – это форма общения, но своеобразная форма. Это уже не разговор двух соседей, но тип социально-экономических отношений. В случае похода работника на рынок труда и продажа им своей рабочей силы (и торговли за более высокую цену) можно говорить о вступлении в общение-отношения. Аренда и обмен являются и производственными отношениями, и формой общения субъектов.
В случае некоторых стран это понятие может употребляться исключительно как классификационный термин, который определяет принадлежность страны к определенной формации или идеальному типу.
Навигация по статьям