Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Суть социологии революции

Содержание:

Развитие идей П. Сорокина

То, что Сорокин обратился к проблемам социологии революции было почти неизбежным. Все потому, что его молодость была связаны с романтическими увлечениями революционными идеями (это также было присуще прочим великим личностям российской философии и социологии конца 19 начала 20 веков, к примеру, Н. Бердяеву), а после ученый оказался свидетелем и жертвой революционной диктатуры большевиков.

В силу долгой жизни Сорокин был свидетелем больших катастрофических, разрушительных и кризисных событий, которые потрясли не только его родину, го и запад. 3 русские революции, 2 мировые войны, русско-японская и гражданская, а также холодные войны – все это задало основные направления жизненного пути и дали богатый материал для аналитический рассуждений. Стоит хотя бы посмотреть на названия его основных трудов: «Социология революции», «Кризис нашего времени», «Власть и мораль», «Голод как фактор». Также важной является статья «Современное состояние России», которая вышла в журнале «Новый мир» в 1992 году. В ней Сорокин оценивает потери, понесенные Россией за время войны и революции с 1914 по 1921 годы.

Сорокин едва ли не единственный большой социолог, который постиг такие явления на собственном опыте (застал 3 революции) и имел возможность изучить их при помощи метода включенного наблюдения. Так, в «Листках русского дневника» им описана история страны – как включенного наблюдателя.

Замечание 1

В 1925 году Сорокин вводит термин «социология революции» в научный оборот.

Сорокин видел задачу социологии в видении в совокупности социальных феноменов черты, схожие во всех однотипных явления вне зависимости от времени и места их проявления. С этой позиции русская революция со всеми ее деталями и подробностями является объектом историка, а русская революция как тип – объектом социолога.

В ходе революции происходит перетряхивание состава социальных групп, уничтожение одних групп и формирование других. Этот процесс включает несколько фаз:

  • первую короткую. Эта фаза эмоционального, волевого интеллектуального протеста против власти и ее разложения;
  • вторая фаза «половодья». Она связана с механическим перемещением людских составом – верхов и низов социальных лестниц. Такие перемещения нередко сопровождаются террором и свирепыми войнами;
  • третья фаза «река входит в свои берега». В ходе этой фазы люди устают и ищут порядка, происходит восстановление социального порядка.

Во время кризиса и революции можно заметить ухудшение положения большинства населения, углубление социальной поляризации, усиление недовольства понесших наибольшие потери. В случае длительного и глубокого кризиса происходит созревание предпосылок для революции. Революция по Сорокину – это наихудший способ улучшения материальных и духовных условий жизни населения. Революции не способствуют социализации, а биологизации. Они не увеличивают, а сокращают базовые свободы, не улучшают, а ухудшают эконмическое и культурное положение рабочего класса. Какой бы ни была цель революции, ее достижение связано с чудовищной и непропорционально большой ценой.

Заслуга Сорокина в том, что он, будучи историком и социологом, глубоко осмысли русскую революцию, посвятив ей книгу «Современное состояние России» и статью «Россия после НЭПа». Также сокращенная версия социологии революции была представлена в автобиографии ученого.

Позднее в 1924 году ученый в ходе разработки темы социальной мобильности будет говорить о том, что никогда до этого общество не сталкивалось с настолько сильной вертикальной мобильностью. До революции большевики в России не отличались высоко признанным положением. Но в ходе революции они преодолели большую социальную дистанцию и заняли самое высокое положение в русском обществе. Как результат – члены этой группы поднялись до статуса, которое раньше занимала царская аристократия. За несколько лет революции были почти полностью ликвидированы все представители наиболее богатых слоев, а также низвергнута на низшую ступень почти вся политическая аристократия. Также большая часть хозяев, предпринимателей и ранг высших специалистов-профессионалов были низложены.

Однако можно сказать, что почти за 5-6 лет большая часть людей, до революции ничего из себя не представляющих, поднялись на вершину политической, экономической и профессиональной «аристократии». Революция напоминала Сорокину большое землетрясение, опрокидывающие вверх тормашками все слои на территории геологического катаклизма. В нормальные периоды раньше русское общество не сталкивалось с настолько большой вертикальной мобильностью. Можно сказать, что то, что возникло в результате Великой французской революции 1789 года, английской революции 17 века, крупных средневековых изменений и социальный революций в Древней Греции, Риме, Египте и в любой другой стране, было и есть похоже на то, что возникло в результате русской революции.

Сорокин получил признание как великий социолог-баталист, который работал с большим пространством всемирной истории. Его интересовал вопрос, насколько русская нация, которая пережила в 20 веке несколько революций, постоянно воевавшая, является деструктивной. Или может быть ее история похожа на истории других больших стран. Он дает ответ на этот вопрос в работе «Основные черты русской нации и 20 столетии» 1944 года. Ученый говорит о том, что большая часть войн с участием русской нации были оборонительными, а не наступательными. При сравнении частоты, интенсивности, долговременности, а также степени разрушительности и насилию революционных и прочих важных социополитических волнений, оказывается, что русская нация не будет выглядеть более революционной и склонной к беспорядку в промежуток с 12 по 20 века, чем почти все европейские нации, Древняя Греция, Рим и Византия.

Сорокин был против революции, потому что это всегда большая кровь, неоправданное уничтожение материальных и духовных ценностей. То позитивное, что приходит после революции, может быть достигнуто посредством реформ. История социальной эволюции, говорит он, указывает на то, что все фундаментальные и действительно прогрессивные процессы – это результат развития знания, мира, солидарности, кооперации и любви, а не зверства, сумасшедшей борьбы, ненависти, которые сопровождают любые большие революции.

Согласно Сорокину, революции меняют поведение людей не в лучшую сторону, проповедуют злость, ненависть, разрушение, обман, невзирая на побуждения самих революционеров. В ходе и результате революции происходит биологизация поведения людей, опускание их на уровень господства животных инстинктов. Понятное дело, революция может быть связана и с другой стороной, такой как жертвенность, подвижничество и героизм. Но отмечается большая диспропорция между двумя этими сторонами. Звериные инстинкты проявляются массово, а героизм и жертвенность единично.

Еще один не менее удивительный парадокс: с течением времени люди все больше идеализируют революцию, забывают о жертвах и разрушениях. Происходит формирование исторических мифов, которые подменяют историческую реальность. Но попытки реализации социальных мифологий в любое время приводили к тому, что вместо свободы наступало тотальное рабство, а вместо мира и хлеба соответственно война и голод. Революции являются реакционными по мнению Сорокина.

Логичным выглядит обоснование Сорокиным «закона социального иллюзионизма» в 1920-1930-е годы. Русским людям нужно было много десятилетий для осознания иллюзорности идей Великой Октябрьской революции. Но сегодня много людей, в частности пожилых, видят в действиях и суждениях Ленина и большевиков правоту – они стремились к построению самого справедливого в мире общества, но им не дали это сделать.

Сорокин характеризовал революционеров как специфический социальный тип, но без морализации относительно поступков или криминальных наклонностей. Он лишь обозначает их историческую обреченность как социальной группы. Вначале у них присутствуют только благородные замыслы. Это кажется хотя бы со стороны возбужденной толпы, внимающей каждому слову вождя. Но после того, как они доходят до власти, происходит преображение: уравнители, бессеребренники и робины гуды становятся жестокими тиранами и карателями врагов народа. Но на самом деле не было метаморфоз, так как просто в человеке проснулось то, что и так в нем было заложено. Уравнители в реальности оказываются ярыми поборниками социального неравенства. Сорокин говорил о том, что потенциальное стремление к неравенству у множества уравнителей делается заметнее после прихода к власти. Тогда они нередко показывают большую жестокость и презрение к массам в сравнении с бывшими королями и правителями. Это можно наблюдать на примере победоносных революций: уравнители делались диктаторами. После уравнивания революционерами всех людей, спустя время возникает элита, признающая себя наиболее равной среди равных, выделяемой и привилегированной. Еще через некоторое время они получают высоки оклады, особняки, административные рычаги, звания и награды.

Более общий взгляд на динамику революцию по Сорокину указывает на 2 главные фазы, которые она проходит: фазу разрушения и фазу восстановления иерархии (оппортунизм). Стратификационный профиль революции первым делом уплощается, а после вытягивается. Если случаются катастрофы или крупные перевороты, то возникают радикальные и необычные профили. Очень часто общества в первый период великой революции представляет собой форму плоской трапеции, здесь нет верхних эшелонов, признанных авторитетов и иерархии. Это положение не отличается устойчивостью. Через некоторое время находится авторитет, восстанавливается старая или новая иерархия групп, а также нарушенная политическая пирамида. С самого начала в России был устранен слой предпринимателей и высших специалистов. На 1918 год приходится почти полностью плоский профиль профессиональной стратификации. Позже для уменьшения бедствия в Москве и других городах пришли к противоположной крайности в виде создания очень большого слоя управляющих и руководителей. В результате случилось еще большее обострение и так кризисной ситуации7 с 1922 года, времени реставрации в экономической жизни страны, происходило сокращение огромного слоя руководящего персонала, все возвращалось к нормальному «экономическому профилю» стратификации.

Наблюдается взаимная причинно-следственная связь между революцией и голодом. Сначала голод приводит к революции, призванной дать власть народу и накормить его, а после революции появляется более сильный голод и нужда. Сорокин доказал на большом историческом материале, что революции происходили в эпохи роста бедности и голода.

П. Сорокин говорил в своем труда «Социология революции» о том, что только обозначил важную проблематику, а свое подробное исследование эта проблема получила в другом труде – «Голод как фактор». Это имеем смысл, так как социальная деформация, явившаяся следствием периода Первой мировой войны и Октябрьской революции, в этой книге раскрывается особенно. Ученый пишет, что война и революция стали страшным количественным уроном русскому народу. Миллионы жизней были потеряны на полях битв. Война, голод и революция стали причиной резких изменений психики и поведения русских граждан, в частности, молодого поколения. В ключе субъективного языка эту ситуацию можно охарактеризовать нравственной, умственной и социальной деградацией.

Произошли изменения поведения и психики взрослого и молодого поколения в нравственном плане. Люди превратились в зверей, наблюдалось ослабление или отпадание тормозов, удерживавших от убийств и насилий. С новой силой стали развиваться взяточничество, мошенничества, вымогательство, шантаж и др. Россия стала напоминать клоаку преступников. Молодежь в деревне росла безграмотной, потому что школы закрылись или вообще имели фиктивный статус. Не было учебы, книг, пособий, бумаги, учителей и многого другого. Это также было релевантно для средней и высшей школ. Преподавателями высших и средних школ отмечалось снижение умственного уровня студентов и учеников. В качестве причин ухудшения образования можно назвать наличие неотапливаемых помещений школ, отсутствие света, пособий, книг, реактивов и др, а также вынужденный поиск куска хлеба. Все это подкреплялось дорогими книгами, в силу чего они стали недоступны 90% населению. Не было журналов и газет, ушли из профессии крупные старые ученые, некоторые из них уехали за границу. Также в научной среде упало творчество, русская наука была отрезана от Запада, научные заграничные издания были недоступны.

Также Сорокину принадлежит некоторое количество работы, где он изучает общественно-политические кризисы. Ученый начал осмысление мирового кризиса общества и культуры 20 века под воздействием социальных катаклизмов в России в 1917 году и опыта анализа революций и войн в истории Европы. Социальные потрясения – это последствия дезинтеграции системы взаимодействия социальных отношений и культурных ценностей. Сорокин изучил 1662 революции и войны в истории Европы за 25 столетий. Это:

  • 224 войны в Греции;
  • 81 война в Риме;
  • 131 война в Австрии;
  • 24 войны в Германии;
  • 176 войн в Англии;
  • 185 войн во Франции;
  • 23 войны в Голландии;
  • 75 войн в Испании;
  • 32 войны в Италии;
  • 151 война в России;
  • 15 войн в Польше и Литве.

Значение трудов Сорокина в социологии

С учетом универсальности охвата социологической проблематики, значения теоретического и методологического вклада в мировую социологию Сорокин сравним примерно с М. Вебером (который тоже родился в России, а умер в США и прославил отечественную социологию).

При его участии Россия, как и Италия, в которой жили и работали такие выдающиеся социология 19-20 века как В. Парето, Г. Моска и Михельс, стала одной из крупнейших социологических мировых держав. Решительный поворот в истории социальной мысли – так можно описать вклад Сорокина. Также можно сказать, что он стал автором «коперниковской революции в социологии», его называли одним из выдающихся социологов первой половины 20 века.

Ученый опубликовал свыше 30 книг, его работы существуют на многих языках мира, все они критически прочитаны и прокомментированы. Еще до своей смерти его называли живым классиком социологии. В некоторых странах даже открылись центры по изучению его вклада, были учреждены престижные премии имени Сорокина. Также он был участником и организатором различных международных конгрессов, членом различных академий мира.

Сорокин имел большое влияние в социологическом мире даже при жизни. Но позже стал едва ли не забытым не только на Западе, но и на родине. Исключением можно назвать сорокинские идеи, связанные с областью социальной мобильности. С начала 90-х интерес к Сорокину и его трудам возрождается в России, о чем свидетельствуют публикации работ и исследований, посвященных его жизни и творчеству.

После смерти Сорокина Американская социологическая ассоциация создала ежегодную премию имени Сорокина – она дается за лучшую книгу по социологии. С 2002 года в Москве каждый год проходят «Сорокинские чтения», организатором которых выступает Российское общество социологов и социологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова.

Навигация по статьям

Выполненные работы по социологии
  • Социология

    Что такое средний класс и есть ли он в России

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      11 июля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 400 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    Межпоколенческие отношения в современной российской семье социологический анализ

    • Вид работы:

      Отчет по практике

    • Выполнена:

      28 июня 2024 г.

    • Стоимость:

      6 400 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    Послевузовские жизненные планы и стратегии молоджи на примере студентов КНИТУ реалии и перспективы

    • Вид работы:

      Подбор литературы

    • Выполнена:

      25 июня 2024 г.

    • Стоимость:

      800 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    социологическая теория марксизма понятия общественноэкономической формации

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      22 июня 2024 г.

    • Стоимость:

      1 000 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    Понятие организационной культуры Организация и содержание труда как фактор мотивации

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      17 июня 2024 г.

    • Стоимость:

      3 500 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    Общественные пространства точки притяжения молодежи

    • Вид работы:

      Аттестационная работа

    • Выполнена:

      16 июня 2024 г.

    • Стоимость:

      5 000 руб

    Заказать такую же работу