Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Суть социологии революции П. А. Сорокина
Содержание:
- 27 ноября 2024
- 10 минут
- 25
Взгляды Сорокина на революцию
П. А. Сорокин писал, что революция – наихудший способ улучшить материальные и духовные условия жизни общества. Ученый написал целую монографию, посвященную этой тематике, которая называется «Социология революции» (1925 г). К заслугам ученого можно отнести то, что он, как историк и социолог, наиболее глубоко осмыслил русскую революцию – в книге «Современное состояние России» 1923 г. и статье «Россия после ПЭПа», которую он написал по случаю пятилетнего юбилея Октябрьской революции.
А автобиографии Сорокина можно найти кратчайшую версию социологии революции. По мнению автора, задача социологии – увидеть в совокупности социальных феноменов черты, схожие во всех однотипных явлениях вне зависимости от времени и места их происхождения. С этой позиции русская революция, которая отличается определенными деталями и подробностями, представляет собой объект историка, а русская революция как тип – объект социолога.
Причиной массового социального взрыва можно считать ущемление основных инстинктов у большого числа лиц. На базе большого исторического материала ученый доказал, что революции происходили в эпохи роста бедности и голода. Благодаря им происходила встряска состава социальных групп, уничтожение одних групп и создание других. В целом процесс включает несколько фаз:
- эмоциональный протест, направленный против власти;
- бунт, террор, война, связанные с механическим перемещением социальных верхов и низов;
- стабилизация, реализация социального порядка, период реакции.
Создание нового политического порядка происходит на базе революционных идеалов, а также наиболее жизненных дореволюционных институтов, особенностей быта, которые на определенный период времени были разрушены во второй фазе революции, которые восстанавливаются вне зависимости от желаний революционной власти. Так послереволюционный порядок чаще всего является смешением новых порядков и нового образа жизни со старыми, жизненными и продуктивными порядками дореволюционного времени. В России о периоде стабилизации можно говорить в конце 1920-х гг.
Сорокин о русской революции
Ученый говорит о том, что за 2 года русской революции были истреблены почти полностью все представители богатых слоев населения, а политическая аристократия была опущена на самую низкую степень. Также отмечается низложение большей части предпринимателей и почти всего слоя специалистов-профессионалов. На протяжении следующих 5-6 лет на вершину политической власти взобрались те, кто до начала революции ничего из себя не представлял. Ни в какие времена раньше не было в русском общество такой сильной вертикальной мобильности.
Тем не менее, то, какую картину дает русская революция, похоже на все, что принесли Великая французская революция 1789 года, английская революция 17 века, большие средневековые изменения или социальные революции в Древней Греции, Риме, Египте и в других странах.
П. А. Сорокин был против революции из-за большого количества крови, неоправданного уничтожения материальных и духовных ценностей. Все, что появляется в результате революции и считается позитивными изменениями, достижимо благодаря реформам.
За счет революций происходит изменение поведения людей – и совсем не в лучшую сторону. Происходит культивирование вражды, злобы, разрушения, ненависти, обмана. Революция способствует биологизации человеческого поведения, приближая их к уровню господства животных инстинктов. Но есть и другая сторона революции: жертвенность, героизм и подвижничество. Но между двумя этими сторонами наблюдается диспропорция. Звериные инстинкты свойственны массам, а героизм и жертвенность – единицам.
Еще один парадокс заключается в том, что многие годы спустя у людей происходит идеализация революции, люди забывают о жертвах и разрушениях. Происходит создание исторических мифов, которые подменяют ценности и идеалы, которые были воспроизведены во время радикальных изменений. П. А. Сорокин формулирует «закон социального иллюзионизма».
Много лет нужно было россиянам для того, чтобы понять, что идеи, выдвинутые Великой Октябрьской революцией, были иллюзорными.
В настоящее время многие пожилые люди считают, что Ленин и большевики были правы, что они пытались построить самое справедливое общество, но им не дали этого сделать.
Сорокиным также был обоснован социальный закон флуктуации тоталитаризма и свободы: он показывает, что в случае кризисов и революций происходит усиление государственной регламентации любой стороны жизни. Когда сильный кризис проходит, то масштабы и суровость правительственной регламентации снижается, происходит конвертация идеологических и культурных систем общества в мирный детоталитарный, менее регламентированный и более свободный образ жизни.
При характеристике революционера как специфического социального типа, ученый говорит о том, что вначале их переполняют благородные замыслы. Но как только они получают власть, то случаются метаморфозы. В частности, пламенные уравнители и бессребреники становятся жесткими тиранами, которые карают врагов народа. Но вообще, выходит, что никаких метаморфоз и не происходило, а в человеке просто пробудилось то, что и так было заложено. Уравнители на самом деле оказываются ярыми поборниками социального неравенства.
Поэтому, изменчивость свойственна не только самим революционерам, но и тому, что они совершают – мировым революциям. Они появляются, чтобы учредить всеобщее равенство и привести народ ко всеобщей справедливости. Заканчивается же все возникновением еще более сильного неравенства, нищеты, народных страданий. Это было всегда, что говорит о циклическом характере истории и сегодня, и много тысяч лет назад.
Сорокин выводит среди прочих и такой недостаток революции как бюрократия. Приход большевиков к власти проходил не только под лозунгом экономической экспроприации (земля – крестьянам, заводы – рабочим), но также и политической. Экспроприация власти должна идти параллельно экспроприации собственности. Имущество должно отбираться у буржуазии, а власть – у царских чиновников. В случае успеха революции голодные, после свержения власти, образуют собственную диктатуру, которая безгранично расширяет объем вмешательства, которая экспроприирует экспроприаторов, национализирует все и везде, а также ограничивает автономию граждан и этатизирует.
В статье «Война и милитаризация общества» 1922 года Сорокин пишет, что одними из отрицательных последствий французской революции были такие как бюрократизация и беспредельный рост правительственной опеки. Такая же ситуация наблюдалась после революции в России в 197 году.
Еще Ленин говорил о том, что цари развели слишком много бюрократов, и что они намерены сократить их количество. Вначале они этим и занимались, так как около 70% чиновников, налоговиков, полицейских, работников таможни, столоначальников либо уехали, либо погибли, либо были расстреляны революционерами. Однако позже вместо начальника старой закалки пришли два новых. Как результат – в конце 1980-х гг. во времена советской власти бюрократов стало в несколько раз больше, чем было в царский период.
Революционеры затрагивают естественный закон природы, который заключается в том, что люди рождаются неравными по своим способностям, социальной активности, профессиональным наклонностям и разному прочему. При попытке уравнивания сверху с помощью государственного диктата происходит утрата достижительной мотивации. Трудолюбивые больше не могут работать сверх нормы, так как нажитое может быть отобрано, а ленивые могут обходиться без работы, рассчитывая на заботу государства.
После революции лучшая жизнь достается политическим демагогам. Благодаря постоянным выступлениям на митингах, революционным речам, лозунгам, они приобретают репутацию непримиримых борцов за правое дело. Это – общественная карьера, а также власть, деньги и привилегии. Сорокин отмечает, что исчезли нужные для нормального трудового производства общества категории вроде добросовестности, здорового интенсивного напряжения, полезности, разумности и др. Вместо них появились леность, шакализм, мошенничество, спекуляция и хищничество, которые проникли в поведение малых и старых, буржуев и пролетариев, темных людей и интеллигентов частных, провительственных и общественнокооперативных организаций.
Навигация по статьям