Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Особенности средневекового и современного обществ
Содержание:
- 27 ноября 2024
- 8 минут
- 33
Средневековое общество
Средневековое общество представляло собой органическое тело: здесь каждому человеку была отведена определенная функция и роль. Подтверждение тому – слова апостола Павла, в которых он говорит о том, чтобы каждый оставался в том звании, в котором он призван. В то время слово свобода использовалось во множественном числе и означало вовсе не независимость, а привилегию включенности человека в определенную систему, справедливое место перед людьми и Богом. Подлежали регламентации как положение индивида в обществе, так и все нюансы его поведения. У каждого человека было свое место, он должен был поступать соответствующим образом.
В 5-9 века общество представлялось в виде противостояния двух групп: клириков и мирян (в светском обществе – это богатые и бедные: с юридической точки зрения имелось в виду свобода и несвобода). Дуалистическая схема была отражением упрощения социальных категорий Раннего Средневековья. Примерно в тысячном году западная литература стала определять христианское общество по тройной схеме, которая стала называться «Троякий люд». Общество делилось на священников, воинов и крестьян. Схема из 3 частей была символом социальной гармонии. Она использовалась для закрепления подчиненности трудящихся двум другим классам, а также для того, чтобы сделать воинов защитниками церкви и религии, чтобы они подчинялись священникам. Позже, во времена Позднего Средневековья, во Франции эта система станет основой деления на духовенство, дворянство и третье сословие.
Во второй половине 12 века происходит разрушение 3-частной схемы общества. На ее место приходит более сложная и гибкая схема. На место трехчастного общества приходит общество etats – категорий, которые определяются согласно социально-профессионального положения. Число таких категорий варьировалось.
По мнению средневекового богослова Гонория Августодунского (12 век), общество было похоже на церковь. Здесь колоннами были епископы, витражами – магистры, свободом – князья, черепичной крышей – рыцари, а вымощенным полом – народ, которые собственным трудом поддерживал и питал весь христианский мир.
Чуть позже, в 13 веке, саксонский проповедник-францисканец Конрад сравнивал алтарь с Христом, башни – с папой и епископами, хоры – с клириками, а неф – с мирянами. В это же время немецкий проповедник Бертольд Регенсбургский выделил 10 социальных классов, которые соответствовали 10 чинам ангельским. Немецкий сборник проповедей (датируется 1220 годом) включает 28 etats:
- Папа.
- Кардиналы.
- Патриархи.
- Епископы.
- Прелаты.
- Монахи.
- Крестоносцы.
- Послушники.
- Монахи в странствии.
- Секулярные священники.
- Юристы и медики.
- Студенты.
- Странствующие студенты.
- Монахини.
- Император.
- Король.
- Князья и графы.
- Рыцари.
- Дворяне.
- Оруженосцы.
- Бюргеры.
- Купцы.
- Розничные торговцы.
- Герольды.
- Крестьяне послушные.
- Крестьяне мятежные.
- Женщины.
- Братья проповедники.
В общем говоря, все это – 2 параллельные иерархии клириков и мирян, которые возглавляли папа и император.
Картинка, где друг над другом располагаются orders, сменяется на картинку с etats, где все идет друг за другом. То, что 3-частная схема общества начала разрушаться, имело связь с расцветом городов в 11-13 веках. Этот расцвет нужно воспринимать в связи с ростом общественного разделения труда. Эта система начала трещать по швам в одно и то же время, что и система 7 свободных искусств – когда были проложены мосты между гуманитарными и техническими дисциплинами. Городская стройка представляла собой перекресток, на котором произошло разрушение трехчастного общества и выработка нового его образа.
Завершающий момент в признании etats – включение их в практику исповеди и покаяния. В 13 веке в учебниках для исповедников грехи и спорные случаи стали, в ходе определения, каталогизироваться по социальным классам. У каждого etats были свои грехи и пороки. Также стоит сказать, что моральная и духовная жизнь стали социализироваться согласно законам общества etats.
В книге «Исповедальное» Иоанн из Фрейбурга подводит черту под своим трудом «Сумма для исповедников». Он был предназначен для простых и менее искушенных из них. Грехи здесь распределялись согласно 14 рубрикам etats. Вот как это выглядело:
- Епископы и прелаты.
- Клирики и владельцы бенефициев.
- Приходские священники, викарии и исповедники.
- Монахи.
- Судьи.
- Адвокаты и прокураторы.
- Медики.
- Доктора и магистры.
- Князья и другие дворяне.
- Супруги.
- Купцы и буржуа.
- Ремесленники и работники.
- Крестьяне.
- Пахари или
Особенности современного общества
Формирование современного понимания общества происходило в культуре Европы примерно в 17-18 веках. В конце 18 века появилось такое понятие как гражданское общество, которое описывало обычаи и нравы всего народа, самодеятельность и самоуправление населения, а также участие в политической жизни простых людей, которые появляются стихийно и не направляются государством.
Немногим раньше простолюдины, как их называли, не входили в состав общества. Поэтому понятие общество было ограничено аристократией – меньшинством населения, в руках которых были сосредоточены власть и богатство. В настоящее время их могли бы назвать высшим обществом, высшим светом, элитой и т. п.
Эта традиция уходит корнями в Античность. Общество или город-государство Платона и Аристотеля входили свободные граждане (рабы не были членами общества). Однако первые превращались в меньшинство. Поэтому и здесь общество представляло собой меньшинство населения.
Конец 18 века, когда случилась Велика французская революция, что изменила политическое лицо Европы – это время использования понятия общества в самом широком его смысле. В этом случае общество – отражение зарождающегося самосознания людей, тяги к участию в политической жизни простолюдинов (большинства населения).
Понятие общество стало распространяться и захватывать более широкие круги населения постепенно, это явление было довольно противоречивым. В отдельных мировых государствах (к примеру, Саудовской Аравии) у женщин все еще нет избирательного права. Многие государства сохраняют минимальный ценз оседлости, поэтому здесь за рамки общества выводятся целые слои населения. К примеру, как в балтийских странах.
Современное российское общество можно считать переходным. Один общественно-экономический уклад здесь сменяется другим (вместо социалистического – капиталистический). Переход от старого к новому все еще продолжается, поэтому общество находится в перманентном росте и движении, сталкивается с характерными для подобного процесса болезнями, противоречиями и дисфункциями. Поэтому оно называется не стабильным, а транзитивным или переходным.
Навигация по статьям