Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Понятие, основные признаки и этапы становления социальных институтов
Содержание:
- 24 марта 2023
- 11 минут
- 22477
Суть понятия «социальные институты»
Социальные институты для социологии представляют собой один из основных объектов познания. Э. Дюркгейм и Г. Спенсер рассматривали общественные институты в качестве "фабрики социального". Спенсер считается первым социологом, уделившим значительное внимание институционализации общественной жизнедеятельности в общем и социальным институтам, в частности.
Слово "институт" в переводе с латыни означает устройство, установление. Термин "социальный институт" социология переняла у юридических наук, где он подразумевал совокупность юридических норм, регламентирующих определенную сферу правоотношений (например, институт брака, собственности, наследования).
В социологии описываемое понятие используется более широко. Обозначает оно социально организованное и управляемое поведение людей. Известный американский социолог Торстейн Веблен (1857 – 1929) был одним из первых, кто дал развернутое определение понятию "социальный институт». Он утверждал, что институты являются привычными способами реагирования на стимулы извне, а развитие социума он считал процессом естественного отбора социальных институтов.
Современная социологическая литература характеризуется наличием большого числа определений понятия «социальный институт», в каждом из которых акцентируется какой-либо значимый аспект. В связи с чем под социальным институтом мы будем понимать устойчивую совокупность формальных предписаний и неформальных правил, установок, регламентирующих взаимодействие индивидов в определенной области жизнедеятельности и вписывающих их в систему статусов и ролей.
Социологи, определяя социальные институты в качестве комплекса норм и инструментов, регламентирующих деятельность и общественные взаимоотношения, рассматривают их тем самым как базовые элементы, на которых базируется общество. Можно провести параллель между социальными институтами и биологическими инстинктами. Ведь животные адаптируются к среде пребывания в большей степени при помощи инстинктов. Человек в процессе продолжительной культурной эволюции немного «растерял» собственные инстинкты, которые, сегодня уже не очень способствуют адаптации к сложному, подвижному социальному миру.
Социальные институты способствуют адаптации, борьбе за существование и выживанию ассоциированным индивидам, а также обществу в целом. К примеру, заботясь о безопасности и порядке в социуме, люди создали армию, полицию, суды.
Признаки социальных институтов
Как правило, любой социальный институт характеризуется собственной спецификой, но существуют и общие аспекты, присущие всем институтам. В литературных источниках выделяют пять признаков социального института:
- Установки и модели поведения. Например, в семье – это привязанность, ответственность; в образовании – направленность на знания, посещение занятий, в государстве – субординация, послушание, лояльность.
- Культурные символы. Так, например, в государстве – это флаг, гимн, герб, в брачном союзе – обручальное кольцо, в религии – икона, крест.
- Утилитарные культурные черты (для государства – это общественные здания, семьи – дом, мебель, образования – библиотеки, классы.
- Письменные и устные кодексы поведения. Например, церковные догмы, семейные правила, нормативные акты, правила учащихся.
- Идеология. Например, в религии – православие или католицизм, в семье – любовь, в государстве – национализм или демократизм.
Кроме приведенных выше признаков, различают также признаки, связанные именно с восприятием гражданами социальных институтов, а не вытекающие из их внутреннего содержания:
- Объективность – человек воспринимает социальные институты (семью, государство, религию, образование, здравоохранение и др.) в качестве сложной системы, существующей независимо от его сознания и воли.
- Принудительность. Институты характеризуются наличием силы, способной навязать индивиду такие мысли, поступки, поведение, которые сам для себя он бы не желал (к примеру, в государстве срочная служба в армии является обязательной для молодых юношей независимо от их желания, родители принуждают своих отпрысков учиться, а налоговые органы вынуждают граждан платить налоги).
- Легитимность и моральный авторитет. В различные периоды социальные институты пользуются разным авторитетом в обществе. Он может как понижаться, так и повышаться, например, в сегодня возрос авторитет религии в России в сравнении с советским периодом, а авторитет большинства силовых структур снизился. Одновременно с этим, люди продолжают признавать право за социальными институтами реализовывать собственные функции. Когда легитимность и авторитет института подрываются либо исчезают, это говорит об его упадке либо отмирании.
- Историчность. Базисные социальные институты характеризуются довольно продолжительной, многовековой историей, в течение которой шло их становление, развитие, упрочение и трансформация. Каждый гражданин застает готовым тот либо иной социальный институт: он был сформирован еще до его рождения и аккумулировал в себе весь накопленный опыт и знания предыдущих поколений.
Знание признаков социальных институтов способствует пониманию сути этих социальных формаций, а трактование институционализации позволяет усвоить процесс их становления. Первоначалом социальных институтов считаются общественно значимые (базисные) социальные потребности, удовлетворение которых необходимо для обеспечения стабильного функционирования, воспроизводства и формирования социума.
Социальные институты зародились в обществе как непроизвольный продукт социального бытия, итог социальной практики, в процессе которой были обнаружены оптимальные модели действий и поведения. При помощи повторения эти модели вначале трансформируются в обычай и привычку, а затем легитимируются и поддерживаются системой санкций.
Таким образом, можно заключить, что институционализация представляет собой замену самопроизвольного и экспериментального поведения на прогнозируемое поведение, которое моделируется, ожидается и регламентируется.
Этапы становления социального института
Развитие и становление социального института включает несколько этапов:
- появление некой потребности, осознаваемой в качестве общечеловеческой, а не частной, а ее удовлетворение нуждается в совместной деятельности;
- выработку общих целей в процессе совместной деятельности;
- возникновение социальных норм и установок в процессе стихийного общественного взаимодействия;
- выработку определенных процедур, обусловленных нормами и установками;
- принятие норм, установок и процедур гражданами и их использование на практике;
- создание системы санкций и предписаний для закрепления и поддержания установок, правил;
- создание системы ролей и статусов, охватывающей всех людей, имеющих отношение к данному институту.
Вследствие этого процесса появляется определенная структура, принимаемая и одобряемая большинством ее членов, именуемая социальным институтом, способствующим повышению организованности в социуме и укреплению общественного порядка.
Институциональный кризис
Институциональный кризис по своей сути антагонистичен институционализации. Он включает падение авторитета определенного института, неэффективность исполнения ключевых задач, нарастание дисфункций, рост недоверия граждан к такому институту. И хотя продолжают существовать общеизвестные и продекларированные институциональные нормы, мало кто им следует.
Институциональные кризисы обусловлены не только дисфункциями социальных институтов, но также являются аспектом их трансформации, развития. Кризис, акцентируя недостатки в организации и функционировании института, способствует его модернизации согласно меняющимся условиям.
В переходных социумах институциональный кризис имеет черты системного кризиса: наблюдается изменение социальных потребностей, которое влечет за собой трансформацию социальных институтов.
Подобное кардинальное переустройство социальных институтов привело к расплывчатости, многозначности институциональных установок и функций, что добавляет нестабильности трансформирующемуся социуму.
Навигация по статьям