Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Предыстория социологии от античности до нового времени
Содержание:
- 11 марта 2024
- 15 минут
- 255
Социология и Античность
Известно, что большинство идей будущей социологической науки появились до того, как эта наука сформировалась. Даже в далекой древности философы думали об устройстве общества, в силу чего многие исследователи рассматривают историю социологической мысли начиная с работ Платона, Аристотеля, Блаженного Августина, Фому Аквинского, Никколо Макиавелли, Томаса Гоббса, Томаса Мора, а также многих других ученых Античности, Средних веков, Ренессанса и эпохи Просвещения.
Содержание и роль социальных воззрений перечисленных ученых и философов не подлежит сомнению. Но, при этом, нельзя не думать о том, что социология появилась в 19 веке — и в этом заслуга таких ученых как О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др. Доконтовскую социологизированную мысль можно считать предтечей социологии, протосоциологией, ее истоками и предысторией.
Если говорить о социальных мыслителях Античности, то сразу стоит обратиться к двум из них: Платону (428-348 до н. э) и Аристотелю (284-322 до н. э). Как и современные социологи, они занимались изучением обычаев, нравов, традиций и отношений между людьми, политического устройства государств, формулировали социальные концепции, в которых содержались проекты по совершенствованию государства и общества.
Первым трудом по общей социологии можно считать диалог Платона «Государство» 360 г. до н. э. В нем ученый указывал на роль разделения труда и разрабатывал первую в истории социальной мысли классово-стратификационную теорию. Согласно этой теории, государство состоит из 3 классов:
- высшего, в который входят мудрецы-философы, управляющие государством;
- среднего, в котором присутствуют воины, обеспечивающие порядок и безопасность в обществе и стране;
- низшего. Это ремесленники и крестьяне, которые занимаются производством продуктов питания и различных предметов и вещей для удовлетворения потребностей.
Худшей формой правления, по мнению Платона, была охлократия или власть толпы. За ней по мере приближения к идеалу в правлении шла демократия или власть народа, олигархия или власть богатых, тимократия или власть воинов. Лучшая форма правления по Платону — аристократия или власть избранных и достойных. Довольно низкое расположение демократии объясняется ее недолговечностью и возможным произрастанием из нее тирании, которая сопровождается произволом и насилием. Тиран, который приходит к власти, является ставленником народа.
Идеальным и разумно обустроенным государством управляют законы, которые выше, чем правитель. Законы должны ограничивать власть правителей и произвол. За законами следит правосудие. Платон считал, что граждане должны быть причастны к осуществлению правосудия.
В свою очередь Аристотель в качестве фундамента порядка в государстве видел средний класс. В его системе существовало еще два класса: состоятельной плутократии (богатой) и пролетариата (класс без собственности). Наилучшее управление государством осуществляется при:
- участии бедняков в управлении;
- ограничении богатых в эгоизме;
- численном преобладании среднего класса над другими классами.
От Аристотеля начинается выделение двух видов справедливости:
- Уравнительной. Здесь все основано на принципе «равным за равное». Такой принцип работает в области гражданско-правовых отношений и требует равенства или эквивалентности труда и его оплаты, ценности вещи и ее стоимости, а также вреда и его возмещения.
- Распределительной. Этот вид справедливости предполагает пропорциональность в отношении к людям в соответствии с определенным принципом. К примеру, «от каждого по способности, каждому по труду».
По Аристотелю, преодоление общественных неточностей требует от законодателя стремления к выравниванию жизненных шансов, а не ко всеобщему равенству. Частная собственность не является вредной для нравов людей, ее может иметь каждый, она является источником развития здорового эгоизма. Главной потребностью людей выступает любовь к богатству и деньгам. Частичная собственность подразумевает наличие неравенства, но оно дает возможность людям проявлять щедрость и великодушие. В случае коллективной собственности все или почти все являются бедными и озлобленными. Чрезмерное богатство и неравенство являются довольно опасными для общества, поскольку становятся причиной возмущений, мятежей, переворотов. Отсюда наилучшее общество — это общество с доминирующим средним классом. Аристотель высказывался критически об обобществлении имущества.
Согласно Аристотелю, существуют различные формы правления, которые он делил на правильные и неправильные. Среди правильных он называл монархию, аристократию и политию. Последняя — лучшая из возможных, так как является властью большинства, которое действует в интересах общей пользы. Среди неправильных — тирания, олигархия и демократия. В этом случае свободнорожденные и неимущие составляют большинство и обладают верховной властью в своих руках. Демократия лучшая из худших форм правления, но ее минус — в возможности перерождения в охлократию.
Социология в Средние века
Аврелий Августин или Августин Блаженный (354-430) — христианский теолог и философ, которому принадлежит трактат «О Граде Божьем», в котором он выдвигает теорию единства человеческого рода. Он обосновывает ее общностью происхождения от одного и того же предка — Адама. Человечество разделилось на 2 царства или общества: «Град Земной» (в центре — грех и насилие) и «Град Божий» (основан на божественной правде и добре).
Фома Аквинский — христианский мыслитель и философ-схоласт — как и Аристотель подчеркивал социальную природу человека и естественное образование общества. Об этом он пишет в своих трактатах «Сумма теологии» и «О правлении государей». Лучшей светской формой правления он объявлял монархию.
Социология и эпоха Возрождения
Автор известного труда «Государь», итальянский политик, дипломат и мыслитель Никколо Макиавелли, был продолжателем мыслей античных философов о государстве, формах правления и «правильном» общественном устройстве. Он делал акцент на роли политического лидера. В своих работах Макиавелли закладывает новый срез исследований в социальных науках: изучение поведения людей. В своей работе он создает образ идеального правителя и технологию, с помощью которой можно удержать власть. В качестве прототипа он взял Цезаря Борджиа, непревзойденного в своем коварстве. Макиавелли говорил о том, что правитель с желанием добиться успеха должен следовать 3 ключевым принципам:
- в основе человеческих действий — честолюбие и стремление к власти;
- умному правителю не обязательно следовать всем своим обещаниям;
- зло нужно творить сразу, а добро — постепенно.
Новое время и социология
Английским философом Томасом Гоббсом была сформулирована теория общественного договора. По мнению ученого все люди рождаются равными. Однако по своей природе человек является эгоистом (знаменитое «человек человеку волк». Отсюда естественное состояние для человеческих существ — война всех против всех. Люди должны заботиться о собственном выживании, а страх смерти является для них объединяющим фактором.
Люди создают общественный договор для преодоления начального состояния «всеобщей войны» и формируют государство как гарант их безопасного существования. Основанное на общественном договоре сообщество людей представляет собой гражданское общество. Для него свойственны 3 формы правления: демократия, монархия и аристократия. В силу общественного договора происходит прекращение войны всех против всех. Члены общества на добровольных началах ограничивают собственную свободу и естественное право на все, обретая взамен гарантию безопасности со стороны государства.
Взгляды ученого на устройство общества развивал в своем творчестве Дж. Локк, а также стали базой для развития взглядов прочих деятелей эпохи Просвещения, таких как Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Вольтер, Ч. Беккариа, А. Тюрго, Ж. Кондорсе и прочих.
Манифест либерализма — «Два трактата о правлении» английского мыслителя Дж. Локка (1690-е). В этой работе ученый концептуально объясняет идею о естественных и неотъемлемых человеческих прав, которые никто не должен ограничивать, в том числе власть. Иначе у граждан появится право отстаивать свои права, в том числе — путем свержения власти.
Для представления о развитии концепции общественного договора, происхождения и сути частной собственности и воспитания важны идеи Ж. Ж. Руссо, который считается одним из родоначальников социологического мышления. Эти идеи изложены им в работах «О происхождении неравенства между людьми» (1754), «Общественный договор или Принципы политического права» (1762), «Эмиль или О воспитании» (1762). В противовес Гоббсу, Руссо видел в человеке доброе по природе существо. Но, если он оказывается в несправедливых условиях общественной жизни, озлобляется. Руссо говорил, что из рук Творца все выходят хорошими, но в руках человека вырождается.
Еще одна важная фигура — Ш. Монтескье. Он написал трактат «О духе законов» в 1748 году и заложил базу «теории факторов» в общественной жизни. По его мнению, устранение нищеты и бесправия, повышение образовательного и культурного уровней населения — это факторы сокращения преступности. Монтекскье считал общественный мир законосообразным, а общественные явления — детерминированными.
Идея социального закона — одна из наиболее важных в социологии. Представления о том, что социальный мир законосообразен, в той или иной степени присутствовали в работах таких ученых как Дж. Вико, И. Готфрид Гердер, Ж. Кондорсе.
Большую часть своих трудов Вольтер разместил в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера, начавшая издаваться в 1775 году. Вольтер не придерживался идеи общественного договора, а общественное состояние бытия людей считал естественным. Споря с приверженцами концепции общественного договора, он говорил о том, что поверит в него, когда увидит первый его вариант.
Еще одни ученый — Чезаре Беккариа — итальянский просветитель и автор знаменитой работы «О преступлениях и наказаниях» 1764 года, создал классическую школу уголовного права. В этой работе он критикует бесчеловечные принципы судопроизводства в Средневековой Европе и стремиться к гуманизации уголовной юстиции. По его мнению, важной является неизбежность, а не жестокость наказания. Наказание должно быть соразмерным совершенному преступлению. Преступления лучше предотвращать, а не наказывать за них. Смертная казнь — это пример жестокости.
Первым, кто дал определение и обоснование рационалистической теории прогресса, был французский экономист и государственный деятель Анн Робер Жак Тюрго. В известной речи «Последовательные успехи человеческого разума», которую он произносил в Сорбонне в 1750 году, утверждается о мире людей как мире изменчивости и новизны. В противоположность Вольтеру, он указывал на проявление прогресса человеческой мысли даже в самых мрачных и варварских эпохах Средневековья. Тюрго выделял в культурном прогрессе человечества 3 стадии: религиозную, спекулятивную и научную. Это стало предвосхищением периодизации истории, которую сделали А. де Сен-Симон и О. Конт.
Шотландский экономист и философ А. Смит выделял в современном обществе 3 основных класса:
- Земельных собственников.
- Капиталистов.
- Наемных рабочих.
Тюрго же выделял кроме земледельческого класса и класса ремесленников еще классы предпринимателей и наемных работников. Определение классов в структуре общество привело к тому, что французские историки Гизо, Минье и Тьерри смотрели на историю как процесс борьбы между классами.
Теория прогресса наиболее развернутый вариант приобрела в работе французского философа, математики и политика Ж. А. Кондорсе. В своем «Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума», которое было опубликовано после его смерти, полно оптимистического мировоззрения, веры в безграничность человеческого разума, способность людей к достижению совершенства, необратимость человеческого прогресса. В истории человечества он выделяет 10 последовательных эпох, которые составляют этапы прогрессивного развития человечества. Основа такого прогресса — прогресс человеческого разума.
Кроме Тюрго и Кондорсе идеи общественного прогресса придерживались Дж. Пристли и Э. Гиббон в Англии, швейцарский философ и педагог И. Изелин, а также немецкие философы Кант, Лессинг и Гердер.
В творчестве французского мыслителя А. де Сен-Симона тоже нашли продолжения идеи Тюрго и Кондорсе. Центральные труды ученого — «Письма женевского обитателя к современникам» (1802), «Катехизис промышленников» (1823) и «Новое христианство» (1825). Он считал прогресс универсальным законом общества. Постепенно с развитием общество переходит от военного к промышленному. Человеческий разум — это основа общественного прогресса. Он воплощен в научных знаниях, технических достижениях, индустрии, а также в людях, трудящихся в этих областях (ученых, изобретателях и промышленниках). Он указывал на то, что золотой век, который многие считают прошедшим, все еще впереди. Новое общество и новая мораль с наукой в основе стоят на принципах уважения к труду и возможностях каждого трудиться, а также братской любви и взаимопонимании. Образ будущего человечества можно увидеть в принципах «нового христианства».
Очевидно, что социологическая наука имеет долгую и богатую предысторию, в ходе который произошло формулирование нескольких существенных идей и концепций, подготовивших появление социологии.
Навигация по статьям