Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Особенности исторических форм брака и семьи
Содержание:
- 26 июля 2024
- 23 минуты
- 141
Определение семьи и промискуитет
Семья представляет собой историческую категорию, изучение которой требует взаимосвязи любого из методологических принципом с анализом исторических трансформаций.
Наука о семье зародилась довольно давно. Буквально с самого начала все попытки понять общественную жизнь людей определенным образом были связаны с изучением организации семьи. Наблюдалась прочная связь интереса к происхождению человечества и человеческой истории с интересом к браку, семье, родству – как специфическим вариантам существования, сохранения и возобновления жизни поколений на планете.
История семьи довольно длинная и древняя, она имеет связь с историей первобытного общества, которое сегодня является наиболее сложной и дискуссионной областью исторической науки. Нельзя сказать, что реконструированная картина брачных отношений древнего человека полностью достоверная. В большинстве случаев она так и остается научной гипотезой.
История семьи тесно связана с антропогенезом – то есть, становлением человека, и социогенезом – появлением социума и общества. Ранняя стадия развития человечества делала семью главным социальным основанием, а форма отношений между полами предписывала весь социальный порядок древнего общества.
Становление человеческого общества связано с подавлением зоологических инстинктов, внедрение их в социальные рамки. Исторически происходило преодоление, очеловечивание основных биологических инстинктов – полового и пищевого. По этой причине система отношений полов и ее развитие имеют тесную связь со становлением социальной жизни.
Вероятно, в древнее время форма отношений между полами предписывала весь социальный порядок стадного человеческого общества. Стадо прошло большой путь от ранних коллективов австралопитеков до неандертальцев.
С латинского промискуитет – это вседозволенный или смешанный. Вполне понятно, что первобытное стадо было промискуитетным. Это указывает на то, что внутри него (стада предлюдий) были распространены неограниченные половые связи, а различные запреты отсутствовали. Однако промискуитет не равен беспорядочным отношениям. Те, кто поддерживают промискуитет, говорят о том, что такой порядок вещей стал началом зарождения определенных социальных норм. Промискуитет давал возможность подавлять зоологическое соперничество в борьбе за самку, в результате которого часто гибнут многие стада животных.
В первобытных коллективах не должно было быть ревности, которая первое время была связана с зоологическим законом доминирования. Благодаря промискуитету обуздывались и очеловечивались животные половые инстинкты. Промискуитетный брак стал поддержкой коллективности. Без такой формы семьи не было бы возможным оформление первичного стада предлюдей, для которого были свойственны постоянность и коллективность. Промискуитетные стада отличались наибольшей сплоченностью и жизнестойкостью. Промискуитет стал первым социальным порядком, который обеспечивал последующую антропологическую эволюцию. Но не обходилось и без противоречий стадного образа жизни. Речь идет о борьбе двух начал – биологического и социального, зоологических инстинктов и развивающейся социальности. В стадах предлюдей с исчезающим доминированием возникает равное распределение и согласованность. За счет доминирования обеспечивается порядок исключительно в случае биологических связей. Невозможно говорить о социальных отношениях в условиях доминирования.
Возникновение первых социальных организмов можно обозначить как пракоммуны. Здесь пища распределялась на основании ее потребления, все члены коллектива имели равный доступ к пище. За счет промискуитета были обузданы половые инстинкты, а пищевой инстинкт был подчинен благодаря уравнительному распределению (у животных, которые подчинены закону доминирования, такого нет). Основной тенденцией развития стадного общества стало развитие социальных начал. Произошла выработка инстинктивной солидарности у первых людей в борьбе за существование.
Человеческое стадо, в сравнении со стадом животных, отличалось стабильностью и постоянством. Стабильность стада зависела от общественной дисциплины и взаимопомощи. Стадные отношения предлюдей – это не зоологический хаос, а первая социальная форма жизни, связанная с некоторыми правилами и нормами социального поведения. Как видно, промискуитет – наиболее ранняя форма организации.
За счет стабильности и постоянства человеческого стада были созданы условия сохранения потомства вне зависимости от времени года. Со временем человеческая проматерь потеряла сезонность размножения. Отсутствие сезонности и постоянные сексуальные связи существенно повысили энергетический потенциал человечества – как основы общественных форм существования.
В сравнении с другими млекопитающими, энергетический фонд человека в 4 раза выше. Это указывает на синхронность и взаимосвязанность антропогенеза и социогенеза.
Родовая социальная форма
После стадной формы организации человечество пришло к родовой.
Род отличается строгой экзогамией внутри. Это значит, что между его членами строго запрещены браки. Они должны заключаться между женщинами и мужчинами разных родов. Отношения между родами основаны на наличии между их членами группового брака. По мере усложнения социальной жизни, дуально-родовой брак превращается в дуально-фратриальный. Фратрия означает совокупность родов. Теперь есть возможность вступления в брак с членами не одного рода, а сразу нескольких. В силу универсальность рода, дуально-родовой брак тоже считается универсальным для определенного исторического периода. Если сравнить его с промискуитетом, то дуально-родовой брак – истинная социальная организация отношений между полами. Здесь преобладает социальный контроль над всеми биологическими инстинктами. Общественные отношения становятся первичными, они стали господствовать над семейно-брачными.
Многие исследователи склоняются к мысли о том, что групповой брак, в силу естественного разделения полов, способствовал появлению первоначального рода как материнского. На это указывают и последние историко-этнографические открытия – приоритет был за материнско-родовой организацией. В родовом строе производственные и детопроизводительные отношения были взаимоисключающими.
Не было таких понятий как семейное хозяйство и семейное жилье. У брачных групп не было связей в виде совместного проживания, общей собственности, производственной деятельности, воспитания детей. На основании этнографического материала можно сказать, что брачные группы связывались друг с другом посредством ритуальных встреч в определенных освященных обычаем местах. Такие встречи часто принимали форму оргиастических праздников, которые сопровождались ритуальными играми и плясками.
После рождения ребенок переходил в род матери, а вообще дети принадлежали родовой общине. Детей воспитывали все взрослые мужчины и женщины рода. Не было как такового понятия социального отца, это слово вообще обозначало вожака, тотем, а вовсе не отца по крови.
Взаимосвязанной системой были материнский род и групповой брак. К родовой семье не имели никакого отношения имущество, дети, совместное проживание и домашнее хозяйство. Все это – атрибуты рода. Вообще, матриархат – практически единственный период в истории, когда сексуальные отношения мужчины и женщины носили самостоятельное значение и не были связаны с заботой о детях и домашнем очаге. В таких отношениях не было место ревности, соперничеству, ненависти и др.
Как видно, наиболее важными признаками рода стали экзогамия, общее хозяйство, общественная собственность, происхождение по матери. Для родовой общины был характерен коллективизм. Потребление было равнообеспечивающим и общинным.
Становление рода происходило буквально во всех регионах планеты и отличалось панойкуменным характером. Новая дуально-брачная основа сделала контакты между ранее изолированными человеческими коллективами постоянными. Переход от стадного периода к родовому обществу позволил населению планеты увеличиться в 10 раз. Резко увеличился и темп исторического развития, это нашло выражение в интенсивном развитии производственных сил.
Около 10 тысяч лет назад – в эпоху неолита – случилась неолитическая революция. В результате возникло земледелие и скотоводство. Неолитическая революция нашла выражение в переходе присваивающей, непроизводящей экономики (в виде охоты и собирательства) в производящую (как скотоводство и земледелие).
Неолитическая революция сильно повлияла на развитие семьи. С появлением земледелия и скотоводства сильно возросло общественное значение мужского труда. Как итог неолитической революции – случился кризис и последующее разложение материнского рода. Матриархат сменился патриархатом, и род стал отцовским. Такой переход происходил на протяжении 4 тысячелетий. Примерно с 4 тысячелетия до н. э. начинают преобладать патриархальные общественные отношения. Производящая экономика способствовала росту общественного богатства. Такие большие изменения в общественном развитии способствовали разложению первобытного группового брака. У материнского рода не было связи с индивидуальным браком. В качестве основы существования пары выделялись только личные симпатии и влечение – свободный выбор. Партнеры из пары одновременно были также участниками группового брака. Появляющиеся пары никак не фиксировались обществом, поэтому у них не было никаких прав и обязанностей по отношению друг к другу. У такой пары не было совместного проживания, собственности, детей, домашнего хозяйства. Ее воспроизведение было связано исключительно с обоюдным желанием.
Индивидуальная семья
Результат перехода от материнского к отцовскому роду стало разложение дуально-родовой брачной системы, а также переход от группового брака к индивидуальному. Индивидуальная семья отличалась большей приспособленностью в плане обладания собственностью.
Борьба общественных и частнособственнических начал привела к победе малой индивидуальной семьи. Вырисовалась общественная потребность иметь социального отца.
У мужчины появилась необходимость знать собственных детей, что позволило бы ему передавать собственность по наследству. Внедрение института наследования собственности детьми дал возможность формирования строго моногамной семьи (единобрачие).
Моногамия стала первой формой семьи с экономическими условиями в своей основе. Произошла победа частной собственности над первоначальной общей.
Когда появилась моногамная индивидуальная семья, потерялся общественный характер ведения домашнего хозяйства. Оно стало частным занятием и перестало иметь отношение к обществу. Женщина потеряла возможность участвовать в общественном производстве и превратилась в служанку и рабыню мужа. Так возникла история женского рабства. В тот момент исторический прогресс взял большую жертву – женщины на долгое время потеряли свободу личности.
Моногамия превратилась в довольно устойчивую форму семьи, однако продолжительность ее существования не могла не привести к трансформации.
Исторические эпохи и эволюция семьи
История человечества и семьи имеет тесную связь. Выделяют несколько этапов эволюции семьи, которые связаны с историческими эпохами. Сегодня можно говорить о нескольких исторических эпохах, сопровождающихся событиями всемирного исторического ряда. Новая эпоха – скачок вперед по линии планетарного прогресса.
Первой эпохой, которая определила главную линию антропосоциогенеза, стала эпоха «неолитической революции». Она началась в 9-8 тыс. до н. э. В это время отмечается переход от непроизводственной экономики к производственной, которая была связана с освоением земледелия и скотоводства. Также стоит отметить резко возросший темп исторического развития. Появился феномен накопления богатств, что стало причиной формирования частной собственности. События, которые происходили на протяжении этой эпохи, дали начало цивилизации и повлияли на смену групповых форм брака моногамией.
Вторая такая эпоха – это время промышленной революции 18-19 вв. В это время происходит смена ручного труда индустриальным, что стало причиной стремительных изменений судеб семьи. Ключевым моментом перехода от патриархальной традиционной семьи к новой демократической стала включенность женщины в общественный труд. Однако такой процесс с исторической точки зрения является молодым и несовершенным. Прогресс, как известно, требует жертв, поэтому вместе с прогрессивными тенденциями акцентируется внимание на историческом мусоре, связанном с ломкой устоявшихся, стабильных, традиционных форм жизни. Весь трагизм такого прогресса отлично передает древнегреческий миф о боге времени Кроносе, пожиравшем собственных детей (позже он оказался в Тартаре усилиями своего сына Зевса).
Любая эпоха – это довольно продолжительный период времени, который объединяет в себе явления разного характера. К примеру, в эпоху технологической революции на планете существует свыше 100 народов на уровне родового строя. Папуасы тропической Африки понятия не имеют о нанотехнологиях.
Согласно современному американскому социологу Уолту Ростоу, наша эпоха делится на 3 уровня:
- доиндустриальный;
- индустриальный;
- постиндустриальный.
Для сегодняшней эпохи характерно резкое обострение геополитических конфликтов, которые довольно часто сменяются военными столкновениями. И все это – на фоне ускоряющегося процесса интернационализации экономики и культуры.
Отмечается сильно негативное влияние военных и политических конфликтов на жизнедеятельность семьи. В результате разрушения семейной системы происходит деструкция процесса воспитания, обострение демографической проблемы, усиление аморализма, алкоголизма, наркомании и преступности. Деструкционные проявления, будучи массовыми, являются прямой угрозой существования планетарной цивилизации.
В ходе 20 века случился всемирно-исторический переход от патриархальных семейных устоев к эгалитарным и демократическим. В результате закономерных сдвигов в развитии общества происходит историческая смена преобладающей ранее патриархальной сельской многодетной семьи на городскую, малодетную, с одной брачной парой и равноправными отношениями членов семьи. Вместо жесткой авторитарной структуры семьи с властью отца, хозяина над женой и детьми, приходят демократические отношения между супругами, детьми и родителями. Можно заметить непосредственную связь между гуманизацией внутрисемейных отношений и процесса эмансипации женщин и детей. Фактическая эмансипация женщины могла случиться только в случае широкого включения женщины в систему общественного труда (что и произошло в течение 20 века).
Почти во всем мире наиболее распространенный тип семьи – нуклеарная. Она состоит из одной брачной пары. В последние годы отмечается заметное сокращение среднего размера семьи: массовая семья стала малодетной.
В результате демократизации общественной жизни стали быстро разрушаться патриархальные устои. Ранее брак воспринимался как нечто должное, нужное и стабильное, а внебрачные отношения резко противопоставлялись семье. Брак и семья были одним целым, единобрачие воспринималось как состояние на всю жизнь. Сегодня же моногамия теряет пожизненный характер, на ее место приходит право и возможность вступления в брак повторно.
В силу эволюции отношений между полами распространились браки, свободные от сексуальных обязательств, выросли добрачные и внебрачные связи. Сексуальная революция – так стали называть новые нравственно-этические установки. Такие явления нельзя не рассматривать как своего рода деградацию общечеловеческих нравственных ценностей.
Возможно, это некоторая побочная линия движения семейных отношений от патриархата к истинному равноправию. В условиях определенного нравственного вакуума процветают распущенность и аморализм. Патриархальные ценности больше не могут соответствовать потребностям современной семьи. Но не стоит относиться к таким изменениям слишком критично. Представители мировой социологической науки говорят о том, что институт брака все еще существует и развивается, супружеские отношения получают личностный характер и становятся самоценными. Это можно считать прогрессивной тенденцией, за ней угадывается будущее семьи как союза, который обеспечивает свободное развитие личности.
Для всех цивилизованных народов характерно переживание в настоящее время дестабилизации брака. Такой объективный процесс затрагивает миллионы людей по всему миру. Проблема развода вышла на первый план в виду кардинальных сдвигов в содержании и характере внутрисемейных отношений, распада патриархальных семейных связей.
В результате структурных и функциональных изменений института семьи произошла ломка традиционных отношений «дети – родители». Семья больше не основная среда включения молодого поколения в профессиональную и культурную традицию. Повсеместно происходит уменьшение роли семейного воспитания, резкий рост социализирующей функции общественных институтов (детские воспитательные учреждения, школы, вузы, СМИ). Преобладание материнских контактов с ребенком – результат изменения функциональных родительских ролей.
В результате внутрисемейной феминизации воспитания заметно снизилась воспитательная функция отца в семье. Но, в то же время, если речь идет о демократических семейных союзах, там воспитательная роль отца растет. Отмечается тесная связь демократизации внутрисемейных отношений с демократизацией воспитания детей. Сократилось время совместного проживания детей и родителей – в результате роста продолжительности жизни и низкой рождаемости. Еще 100 лет назад муж и жена могли жить без детей около полутора лет, а сегодня – целых 20.
У современных супругов на воспитание детей уходит около 18% брачной жизни (54% ранее).
Также стоит отметить новую тенденцию – рост автономии поколений. Уходят родительские установки, где интересы детей стоят выше интересов родителей. Однако также дети не горят желанием нести обязанности перед родителями, которые дали им жизнь и подготовили к самостоятельной жизни.
Тенденция, связанная с ростом автономии поколений, имеет связь с технологической революцией – она стала причиной быстрого устаревания трудовой культуры старшего поколения.
У детей уже есть весомое преимущество перед отцами – более современная технологическая культура. У них больше приспособленности к новым условиям общественного труда, чем у отцов. Также происходят изменения в традиционном профессиональном соотношении отцов и детей. Это становится причиной ослабевания внутрисемейных контактов и усиления солидарности в поколенческих группах.
Результатом разрушения патриархальных внутрисемейных связей стало усложнение межличностных отношений между супругами, родителями и детьми. Вместо патриархальной монолитности семьи на основе страха, насилия, бесправия, появляются товарищеские отношения между членами семьи. У супругов, которые относятся к своему браку как к счастливому, высокая оценка по индексу «супружеского товарищества» и низкая – по индексу «супружеской напряженности».
Неполная семья – новое часто встречающееся явление. Это не семья из вдов, а семьи, где родители без партнеров. В основном неполная семья состоит из работающей матери с детьми. Такой вариант семьи вполне жизнеспособен. Однако таким семьям нужна дополнительная помощь со стороны общества. В силу того, что неполные семьи стали широко распространены, возникли такие явления как безотцовщина и женское одиночество. Они влияют на рост подростковой преступности.
С точки зрения исторический последствий, современные изменения семьи сокрушительны. Их можно сравнить с результатами научно-технической революции.
Моногамия сегодня развивается посредством кризиса и разрушения патриархальных функций и структур. В то же время институт брака сохраняется, в дальнейшем его функционирование обеспечивается за счет усилий демократической тенденции в сфере семейных отношений.
Навигация по статьям