Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Особенности формирования и развития семьи как социального института
Содержание:
- 19 августа 2024
- 19 минут
- 520
Появление и различные исторические виды семьи
Для современного общества характерны стремительные изменения, и людям не всегда удается в них сориентироваться. Процесс революционных перемен связан с потерей важнейших социальных ценностей, которые давали людям возможность выживать и справляться со сложностями. Семья сталкивается с кризисом, хотя раньше она воспринималась как островок безопасности, спокойствия, источник возобновления нравственных и физических сил.
Еще издревле, как и сегодня, история формирования семьи и основные этапы ее эволюции, становления и развития были в центре внимания человечества. В античности, усилиями Платона и Аристотеля, семья изучалась и исследовалась. Они критиковали типы семей, которые существовали в то время. Переход семьи от низшей формы к высшей происходил постепенно с восхождением общества по ступеням развития. Есть 3 эпохи становления и развития семьи: дикость, варварство и цивилизация.
Возникновение коммунальных или групповых браков относится к периоду появления родов. Любой мужчина в это время считал себя мужем всех женщин рода. В первобытнообщинном строе присутствовали беспорядочные половые отношения. Со временем происходило формирование групповой семьи, где женщине отводилось особое положение. Буквально все народы на планете на пути от группового брака к индивидуальному прошли через гетеризм: отношения, базирующиеся на высоком положении женщины в обществе. Дети принадлежали к женской группе, но с возрастом переходили в группу мужчин.
Для эндогамной семьи были свойственны свободные связи внутри рода. После появления социальных табу появляется экзогамия, которая подразумевала запрет браков внутри своего рода и необходимость вступления в брак с членами других общностей. Род включал половины, которые возникали в результате соединения двух линейных экзогамных племен или фратрий (духовно-родовой организации). В каждой из них мужчины и женщины не имели возможности вступать в брак друг с другом, они находили себе пару среди мужчин и женщин другой половины рода. Тема инцеста или запрета кровосмешения была в поле интересов Э. Вестермарка, который указал на то, что такая мощная норма стала укрепляющим моментом для семьи. Возникла кровнородственная семья, брачные группы делились на поколения, половая связь между родителями и детьми исключалась.
Пуналуальная семья представляла собой групповой брак, включающий братьев с их женами либо группу сестер с их мужьями. Такая семья появляется несколько позже. Здесь не было место половой связи между сестрами и братьями, а родство определялось по линии матери (отцовство не было известно). За такими семьями вел наблюдение Л. Морган в индейских племенах Северной Америки.
Полигамный брак также формируется позже. Для него было свойственно многоженство и многомужество. В такой ситуации невозможности определения родства по отцовской линии складывается материнское право – дети оставались с матерью. Появление многоженства связано с потерями мужчин в войнах, поэтому у каждого мужчины было несколько жен. К примеру, для матриархальной семьи было характерно раздельное проживание мужчин и женщины, отец ребенка не был известен, дети приписывались материнскому роду. Примерно до 5-летнего возраста детей воспитывали в доме матери. Потом мальчики переходили в дом мужчин для обучения практическим умениям и навыкам. Воспитание детей ложилось на плечи наставников, которые обучали их житейской мудрости. Продолжительность обучения и уровень социализации детей зависел от возраста и индивидуальных особенностей. Старейшины руководили процессом обучения навыкам изготовления орудий труда, охоте и прочим мужским обязанностям.
В 6-9 веках стал распространяться такой вариант брака как моногамия с мужчиной-отцом во главе семьи. Он был заинтересован в удержании собственности в руках кровных наследников. Еще в кодексе вавилонского царя Хаммурапи за много тысячелетий до нашей эры провозглашалась моногамия, а параллельно была закреплено неравенство мужчин и женщин.
Для эпохи патриархата было характерно возведение мужчины в семье на первое место. Женщина должна была соблюдать супружескую верность (измены жестоко карались). У мужчин не было права брать наложниц. Буквально патриархат имел прочную связь с наследственным правом – властью отца, а не мужа. Женщина должна была рожать детей, наследников отца, соблюдать супружескую верность (материнство было всегда очевидно, а отцовство – нет). Утрачивается безграничная власть старейшин над детьми, женами, хотя раньше она была необходимым элементом успешного руководства процессом домашнего воспроизводства (обработки земли, охраны стад и др). С развитием этого процесса внимание акцентируется не на общественном укладе жизни, а на семейно-индивидуальном. Все члены рода должны сами о себе позаботиться, а также о процветании своего дома и семьи.
Многими учеными этнографами был отмечен тот факт, что в противовес моногамии существовала проституция. Для некоторых общин была свойственна религиозная проституция. В таком случае первую брачную ночь с невестой имел право провести вождь племени, священник или другой представитель власти. Люди были убеждены, что во время первой брачной ночи, священник как бы освящал супружество. Еще большая честь – пользование правом первой брачной ночи со стороны короля.
Исследования, посвященные семейным проблемам, указывают на некоторые этапы эволюции семьи. Почти все народы ведут счет родства по матери раньше, чем по отцу. На первой ступени половых отношений вместе с временными (короткими и случайными) моногамическими связями также присутствовала свобода брачных отношений. Со временем свобода половой жизни претерпевала ограничения, сокращалось число лиц с брачным правом на определенную женщину (либо мужчину), а динамика брачных отношений в истории развития общества была основана на переходе от группового брака к индивидуальному.
Национальные особенности семейных отношений
Национальные особенности семейных отношений были темой изучения этнографов. Они собрали большой материал, в котором отразились национальные особенности отношений в семье.
К примеру, для Древней Греции была присуща моногамия, семья была многочисленной, в ней было табу на инцест, а отец был господином своей жены, детей и сожительниц. У мужчин было больше прав, за измену женщины сурово карались. Тем не менее, любой гость, который бы попросил, мог бы получить жену спартанца. Дети других мужчин тоже оставались в семье, но только здоровые мальчики.
Для Древнего Рима была характерна моногамия, хотя внебрачные связи были обыденностью. Закон римского права предписывал существование брака с целью деторождения. Значимой частью была свадебная церемония, которая была дорогой и расписывалась до мельчайших подробностей. В таких семьях авторитет отца был беспрекословным, дети подчинялись только ему, а женщина была частью имущества мужа.
Научные данные указывают на серьезное влияние христианства на институт семьи в различных странах мира. Церковной доктриной освящалась моногамия, сексуальная чистота, целомудрие. А вот многоженство и многомужество предавались анафеме. Но с практической точки зрения духовенство не всегда придерживалось церковных канонов. Церковью превозносилась девственность, воздержание при вдовстве и добродетельное супружество. Браки христиан с представителями другой веры расценивались как греховные. Либерально к ним относились только в период раннего христианства, так как считалось, что при помощи брака христианин способен обратить в истинную веру и другого заблудшего.
Ранний этап христианства расценивал супружество как честное дело. Позже стал распространенной норма вступления в брак с согласия священника. Даже вдова не имела возможности снова выйти замуж, не получив от него благословения. Церковью диктовались и правила сексуальных отношений. В 398 году Карфанесский собор принял решение, согласно которому девушка должна была быть девственницей 3 дня и 3 ночи после свадьбы. Немногим позже разрешили вступать в половые отношения в брачную ночь – в случае уплаты церковного сбора. С формальной точки зрения христианство указывало на духовное равенство мужчины и женщины, но на практике положение женщин было приниженным. Авторитет и привилегированное положение в обществе были только у некоторых категорий женщин: вдов, девственниц, служащих в монастырях и больницах.
Особенности российской семьи
Российская семья – многонациональная. Для каждой народности и этноса характерны свои традиции, обычаи, верования и особенности семейных отношений. Если посмотреть не историю, то Россия всегда была аграрной страной, с большинством населения в виде крестьян. Они жили в деревнях и селах, занимались патриархальным укладом жизни. Для семей дворян, мещан, ремесленников, купцов и предпринимателей был свойственен патриархальный характер. На основе анализа источников можно отследить динамику развития семейных отношений, начиная Русью и заканчивая Россией. На всех этапах развития общества главенствовала определенная нормативная модель семьи, в которую входили члены семьи с определенным статусом, правами и обязанностями, а также нормативным поведением. По своей структуре и составу семья всегда была сложным организмом: многодетной, включающей несколько поколений. Местом локализации семьи был двор, в основе которого были не только родственные связи, но также и хозяйственно-экономические отношения. У каждого члена семьи было определенное положение, ему отводилась конкретная экономическая роль, что создавало условия для экономического выживания семьи и конкретного индивида. Благополучие молодого поколения находилось в зависимости от его способностей наследовать опыт старших.
Целый патриархальный уклад жизни семьи базировался на большом опыте и традициях. Такой уклад характеризовался главенством мужа, половозрастным разделением труда, строгой иерархии в отношениях, уважении к старшим, любви к женщине и детям. Основой стабильности и воспроизводства российского общества были тесная взаимосвязь членов семьи, четкое распределение семейных ролей и статусов.
В 6-7 веках у восточных славян отроки воспитывались посредством внесемейных форм: дядей, кумовства, «дома молодежи». Со временем на место внесемейных форм пришли внутрисемейные, поскольку крестьянская семья уже больше не отдавала детей на воспитание в другие руки. Обычай воспитывать детей на стороне оставался лишь в семьях князей и феодальной знати. Проще говоря, это время кардинального изменения характера отношений в семье и в обществе в целом. Такой характер сохранился и до нашего времени, дополняясь определенными оттенками в разные исторические эпохи. Он определял содержание и формы развития института семьи.
Особенности дохристианской семьи
Дохристианская семья состояла из родителей и детей. Отношения между отцом и матерью могли быть или конфликтными, или основываться на принципе «доминирования – подчинения». Дети подчинялись родителям. Также присутствовал конфликт поколений и противостояние детей и родителей. В семье было такое распределение ролей, что мужчина был ответственен за внешнее, природное, социальное окружение, а женщина – включалась во внутреннее пространство семьи и в дом. Женатый человек был выше статусом, чем не женатый. У женщин была свобода до и в браке, а власть мужчин (отца или мужа) была довольно ограниченной. У женщины было право на развод, она могла вернуться в родительскую семью. Неограниченная власть была дана «большухе» — это жена отца либо старшего сына, обычно самая трудоспособная и опытная женщина. Ей подчинялись все: от женщин до младших мужчин в семье.
Специфика христианской семьи
Христианская семья господствовала с 12 по 14 века. За это время изменились отношения между домочадцами. Мужчине перешла безраздельная власть, все должны были ему подчиняться, он был ответственен за семью. В христианском браке взаимоотношения супругов имели в виду ясное осознание каждым членом семьи его места. Будучи главой семьи, муж должен был нести на себе всю ответственность, а жена занимала второстепенную роль. Жена должна была заниматься рукоделием, домашней работой, воспитывать и обучать детей. Было определенное обособление матери и ребенка, но будучи предоставленными сами себе, они ощущали отцовскую власть. В первом российском семейном кодексе («Домострой») было наказано воспитывать ребенка в запретах, «любя сына, увеличивать ему раны». Среди основных детских обязанностей – полное послушание, любовь к родителям и забота о них до старости.
Если говорить о межличностных отношениях супругов, то здесь родительские роли стояли выше, чем эротические, которые считались малозначительными. Жене предписывалось действовать в соответствии с желаниями мужа. Среди семейных удовольствий по кодексу – домашний уют, вкусная еда, почет и уважение соседей, осуждение блуда, сквернословия и гнева. Наказанием для семьи было осуждение со стороны значимых и уважаемых людей. Основной чертой национального характера семейных отношений на Руси стала зависимость от чужого мнения. Социальное окружение должно было видеть семейное благополучие. Нельзя было рассказывать семейные тайны. Это значит, что было 2 мира: для себя и для людей.
Как и у других восточных славян, у русских продолжительный период главенствовала большая семья, включающая родственников по прямой и боковой линиям. В таких семьях были дед, сыновья, внуки и правнуки. Сразу некоторое количество брачных пар вместе владели имуществом и занимались хозяйством. Роль руководителя брал на себя самый опытный, зрелый и трудоспособный мужчина, у которого была вся власть над другими членами семьи. Обычно у него была советница в виде старшей женщины, которая занималась хозяйством, но не отличалась наличием власти в семье (как это было в 12-14 веках). Другие женщины занимали положение еще хуже. У них почти не было прав, они не могли наследовать имущество после смерти мужа.
Отличия индивидуальной семьи
Индивидуальная семья была характерна для общества в 18 веке. Это 2-3 поколения родственников по прямой линии. Семейная жизнь в восточных и южных национальных окраинах дореволюционной России организовывалась в соответствии с патриархальными традициями, было характерно многоженство, неограниченная власть отца над детьми. Некоторые народы практиковали взятие калыма – то есть, выкупа за невесту. Часто родители заключали сделки в младенческом возрасте невесты или жениха, а иногда и вовсе до их рождения. Также практиковали похищение невест. После похищения жены муж превращался в полноправного ее владельца. Тяжелая судьба ожидала жену в случае ее попадания в семью, в которой муж имел несколько жен. Для мусульманских семей была характерна определенная иерархия, которая становилась причиной соперничества и ревности. Развод у восточных народов – привилегия мужчины. Сделать это было довольно легко – муж выгонял жену из дома. Для многих народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока очень долго были свойственны пережитки родового строя и полигамии, а люди были под мощным воздействием шамана.
Специфика пролетарского типа семьи
Образование пролетарского типа семьи произошло в пореформенную Россию – последняя треть 19 века. У октябрьской революции 1917 года была задача: переделать как общество, так и человека. Были провозглашены добровольность, безрелигиозность, необязательность регистрации брака, упрощенность развода. Этому соответствовала и идеология, в которой семья признавалась как беспомощной, так и вредной. Коммунистическое хозяйство упраздняло семью. Эта идеология способствовала разрушению семьи. Пролетаризация семьи усилилась в результате устранения индивидуальных крестьянских хозяйств в процессе коллективизации, родственные связи разрывались. Горький писал о том, что если кровный родственник был врагом народа, то он уже и не мог быть родственником, а только врагом, пощады для него быть не могло.
Рубеж 19-20 веков – это, по мнению исследователей, кризис семьи. Он сопровождался глубокими внутренними противоречиями вроде утраты авторитарной власти мужчины, утраты семьей функции домашнего производства. Нормативная модель – нуклеарная семья, которая состояла из детей и супругов.
Если говорить о семье как институте государства, то со 2-ой половины 30-х годов 20 века начался процесс укрепления семьи. Это нашло выражение в ограничении разводов и запрете абортов. В этом контексте важно разграничивать семью как институт государства и семью как институт общества: они не являются тождественными и равнозначными.
Государство – это исключительно политический институт общества, в котором объединены люди в рамках правовых норм. Государство делает все, чтобы подчинить интересы людей своим интересам. Юридические явления являются социальными, однако не все социальные феномены – правовые. Также не все институты общества могут быть оформлены юридически. По этой причине ставить знак равенства между государством и функционированием общества не стоит. Семья представляет собой общечеловеческое явление, категорию гражданского общества. Семья как институт государства – это категория юридическая, которая выражает отношения подчинения семьи известным нормам, правилами и законам права.
Навигация по статьям