Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Коллективизация сельского хозяйства в России
- 2 июля 2024
- 14 минут
- 217
Что такое коллективизация?
Кооперирование крестьян к началу процесса индустриализации становилось всё более необходимым. С точки зрения теории, можно выделить некоторые предпосылки, на которые опирался ленинский кооперативный план, к слову, к тому моменту они дополнялись необходимостью преодолевать низкую товарность крестьянского хозяйства.
Примечательно, что перед Первой мировой войной товарность сельского хозяйства России варьировалась в пределах 26-30%, иначе говоря, до 1/3 сельскохозяйственной продукции уходило на рынок, то к этому времени товарность ещё снизилась до 13-18%. Важно обозначить, что крестьянское хозяйство оставалось натуральным. Это свидетельствовало о том, что даже восстановив довоенный уровень производства, деревня давала городу в два раза меньше хлеба, чем до революции. Одновременно с этим наблюдался рост доли промышленных рабочих, которые потребляли эту товарную сельскохозяйственную продукцию. Вместе с тем стоит отметить, что мелкие крестьянские хозяйства не давали простора для дальнейшего развития технического прогресса.
Справедливо заметить, что к тому времени техника сельского хозяйства уже сделала некоторые шаги вперёд: если перед революцией почти половина земель обрабатывались сохой, то в 1928 г. – только 10% пашни. Соху заменил железный плуг. Это уже можно считать переворотом в техническом оснащении сельского хозяйства. Однако если применение плуга было достаточно рациональным решением именно в мелких крестьянских хозяйствах, то использование более крупных механизмов было неоправданным. Использование комплекса конных машин – сеялок, жаток, молотилок – требовало большей посевной площади, чем была в хозяйстве среднего крестьянина.
Важное место в организации работы на сельскохозяйственных угодьях занимал трактор. В этой сфере он являлся по сути тем же, что и паровой двигатель для промышленности – основное звено перехода от ручного труда к машинам. При этом трактор не был доступен всем крестьянам, и он не мог оправдать себя в небольшом хозяйстве. Нужен был кооперативный план. Вплоть до 1929 г. он успешно реализовывался: к тому моменту практически половина крестьян уже входили в кооперативы. При кооперировании крайне успешно увеличивалась товарность сельского хозяйства, поскольку кооперировалось исключительно товарное производство. Однако в 1929-1930 гг. началась массовая коллективизация: кооперативы были распущены, а вместо них создавались колхозы.
Зачем это делалось? А всё просто, с целью получения средств индустриализации посредством увеличения обязательных государственных поставок при сохранении самостоятельности крестьянских хозяйств. Большая доля поставок, которые получили название "твёрдые задания", приходились на кулацкие хозяйства, иными словами, практически на тех крестьян, которые добивались более эффективных результатов в производстве, регулярно работали над повышением технического уровня производства своих хозяйств, а также занимались производством товарной продукции.
Примечательно, что не так давно их было принято называть "культурными хозяевами", на них делались ставки в увеличении товарности сельского хозяйства. Рост поставок с "твёрдыми заданиями" свидетельствовал о том, что вновь возвращаются методы продразвёрстки. При этом результат был таким же: чтобы не быть зачисленными в кулаки, крестьяне, прежде всего, культурные хозяева, стали активно сокращать производство. Хлеба стало не хватать. В конце 1927 г. разразился хлебозаготовительный кризис. В 1928 г. были снова введены карточки на продовольствие. На местах получили директиву: взять хлеб у крестьян, чего бы это не стоило. Если человек не мог выполнить положенное задание, к слову, твёрдые задания были практически непосильными, он подлежал уголовному наказанию. Имущество осужденных конфисковали, четверть из него отдавали крестьянам-беднякам.
Из-за того, что такой вариант не принёс необходимого количества товарного хлеба, а лишь спровоцировал сокращение производства, было решено объединить крестьян в колхозы и взять хлеб у колхозов. Однако крестьяне всячески сопротивлялись принудительной коллективизации, но руководство страны приняло решение об объединении её с раскулачиванием. Раскулачивание, особенно раскулачивание непосредственно крестьян, которые кулаками, по сути, не являлись, создавало атмосферу страха, которая позволила государству сломить крестьянское сопротивление посредством формирования группы "активистов", заинтересованных в раскулачивании соседей и выступавших за образование колхозов. Крестьяне, которые лучше других вели хозяйство, отправлялись в Сибирь.
Роль колхозов в процессе коллективизации
Взять хлеб у колхозов было гораздо проще, чем у единоличников, потому что колхозы действовали в соответствии с государственным планом, иными словами, объём производства определялся не желанием крестьян что-то производить, а государственными заданиями. Устав сельскохозяйственной артели гласил, что артель ведёт плановое хозяйство, в точности следуя установленному правительством плану сельскохозяйственного производства и в точности выполняя планы посева, подъёма паров, обработки почвы, уборки урожая и пр."
Примечательно, что не было никакой разницы между государственным предприятием и колхозом, при этом колхозы не считаются кооперативами. Централизованное планирование в сельском хозяйстве приносило только вред, поскольку местное земледелие во многом находилось в зависимости от местных условий. Занимаясь разработкой плана сельскохозяйственных работ, государственные органы не могли учесть всех особенностей. В деревню были направлены двадцатипятитысячники, так называли передовых рабочих промышленных центров, которые ехали в деревню по призыву партии на хозяйственно-организационные работы в начале 1930-х гг.
Объём сдачи продукции государству в том числе определялся согласно государственному плану. Поскольку планы заготовок основывались на государственных потребностях и государственных планов сельскохозяйственного производства, а не из реального урожая, то нередко оказывалось, что колхозы должны были сдать больше продукции, нежели производители. Для выполнения плана заготовок, местные власти и активисты забирали не только продукцию колхозов, но и продовольствие, которое удавалось найти у крестьян.
Данный показатель не является высоким, особенно с учётом того, что царская Россия перед войной вывозила 9-10 млн. т. Однако в условиях вызванного коллективизацией падения сельскохозяйственного производства результатом выступила гибель миллионов людей от голода. В соответствии с расчётами специалистов в данной области, в период с 1926 по 1939 гг. от раскулачивания и голода умерло порядка 6 млн. крестьян.
В самом начале коллективизации, примерно, в 1928 г., в стране насчитывалось около 25 тыс. тракторов, с их помощью обрабатывалось только 1% всех площадей пашен. В конце первой пятилетки тракторами обрабатывали 22% пашен, а в конце второй – 50-60%. Здесь весьма кстати будет отметить тот факт, что только к началу Великой Отечественной войны тракторы стали основной силой на полях.
До коллективизации сельскохозяйственные машины отправлялись в деревню двумя путями – или продажа, или прокат через прокатные пункты. Однако оба эти способа были признаны неэффективными с началом коллективизации, по той причине, что они основывались на товарно-денежных отношениях, не отвечали требованиям централизованной системе распределения ресурсов и не могли обеспечить равенства: взять напрокат или купить мог только тот, у кого были деньги. При этом важно понимать, что в те времена считалось крайне важным равенство всего для всех. В этой связи с целью снабжения деревни машинами создавались МТС. Собственными силами она обрабатывала поля соседних колхозов. Первоначально МТС подразумевались как межколхозные акционерные предприятия, иными словами, каждая МТС должна была стать общей собственностью нескольких соседних колхозов. Однако, важно обратить внимание на то, что средства для этого выделялись государством, которые колхозы должны были вернуть. При этом для колхозов такие расходы оказались неподъёмными, и в конце первой пятилетки МТС превратились в государственные предприятия.
К началу Второй мировой войны в 1941-1945 гг. хозяйство колхозов несколько стабилизировалось, что спровоцировало некоторый рост производства. Т.к. основные полевые работы были в настоящее время в основном механизированы, их выполняли не только колхозники, но и работники МТС. Таким образом, случился переход от традиционного трёхполья к научным многопольным севооборотам. К слову сказать, они были введены только в 1/5 колхозов, иными словами, в большинстве колхозов по-прежнему преобладало архаичное трёхполье.
Интересно, что на помощь сельскому хозяйству привлекалась даже авиация. К примеру, в Средней Азии, которая страдала от массового нашествия саранчи, съедавшей временами всю растительность, очаги саранчи уничтожались с самолётов. Вместе с тем, надо отметить, что хозяйство колхозов неистово истощалось. Колхозная товарная продукция сдавалась государству по цене, которая была гораздо ниже стоимости.
Объём урожая вычислялся предварительно, и эта примерна цифра выступала основой для расчёта величины поставок. При уборке порядка 30% урожая вообще погибало. В конечном итоге оказывалось, что колхозы были обязаны сдавать большую долю продукции, чем считалось официально. Выручка, которую колхозы получали от сдачи продукции – это его доход, иными словами, из неё не вычитались производственные затраты. Примечательно, что в большинстве своём последние были больше выручки и на самом деле хозяйства были убыточными.
Оплата труда в колхозе
Каждый колхозник получал в колхозе примерно, 2-3 кг. зерна, а также от 50 коп. до 1 руб. В этой связи, можно утверждать, что основным источником существования колхозников оставались не общественное хозяйство, а личные приусадебные хозяйства, которые, собственно, к концу первой пятилетки давали около 40% сельскохозяйственной продукции страны. По данным на 1940 г. на долю этих хозяйств приходилось порядка 13% посевных площадей, с которых собирали урожай картофеля – 65%, овощей – 48%, мяса – 72%, молока – 77%, яиц – 94% производимых в стране.
Таким образом, цель коллективизации сводилась к тому, чтобы объединить крестьян в колхозы и таким образом, получить с помощью деревни средства для индустриализации. Однако таким планам не суждено было исполниться и расчёт не был оправдан по той причине, что коллективизация спровоцировала сокращение сельскохозяйственного производства. Поголовье скота уменьшилось в два раза, а уровень поголовья скота 1928 г. смогли восстановить лишь в 1960-е гг. но по той причине, что вместе с этим сильно уменьшилась продуктивность животноводства, то производство продуктов животноводства сократилась гораздо больше. Снизились сборы зерна, и только в 1950-х гг. производство зерновых превысило уровень, который был характерен для времён НЭПа. При этом в городах, такое положение производства было не таким заметным поскольку резко вырос уровень товарности – с 15% перед началом коллективизации до 36% в конце второй пятилетки. Сократив производство и собственное потребление, деревня теперь сдавала государству больше продукции, нежели во времена благополучного существования. Только при таком раскладе цель коллективизации была достигнута.
Государственные заготовки зерна для экспорта и снабжения городов увеличились с 1925-1928 до 1938-1940 гг. на 20 млн. т. Лишь 2 млн. т. из этого объёма уходило на экспорт. Такие цифры были результатом, ради которого проводилась коллективизация.