Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Деофшоризация российской экономики, специфика процессов деофшоризации
Содержание:
- 29 сентября 2023
- 17 минут
- 156
Деофшоризация российской экономики
Большая часть инвестиций, которые поступают в Россию, в основном направляются из офшоров. Более того, надо отметить, что именно офшоры являются ключевым направлением российских инвестиций за рубеж.
Примечательно, что в настоящее время офшорный бизнес активно развивается. В соответствии с оценками МВФ, в мире на сегодняшний день существует порядка 70 офшорных юрисдикций. Посредством этих юрисдикций проходит до 50% текущих финансовых ресурсов, накоплено 25% финансовых активов, до 80% внутрикорпоративных ресурсов размещено или проходит через эти центры. Практически каждая транснациональная компания имеет хотя бы одну офшорную компанию в своей структуре. На изображении ниже показаны страны-инвесторы в Россию и страны-получатели российских инвестиций по данным на 2013 г. и 2015 г. в млн. долл.
Согласно оценке МВФ, в мире существует 69 офшорных территорий. В региональном разрезе 22 центра расположены в Западном полушарии, к ним относятся американские штаты Нью-Йорк, Майами, Хьюстон, Чикаго, Лос-Анжелес, Сан-Франциско, Пуэрто-Рико, а также Британские Виргинские острова, Багамские острова, Каймановы острова, Бермудские острова, Белиз, Панама и пр. 19 центров располагаются в Европе, они представлены Андоррой, Кипром, Гибралтаром, Лихтенштейном, островами Мэн, Нью Джерси, Нью-Гернси, Монако, Нидерландами и т.д. 17 центров расположены в Азиатско-Тихоокеанском регионе, это острова Кука, Сингапур, остров Лабуан, Макао, Маршалловы острова и пр. По 5 располагаются на Ближнем Востоке и в Африке. К первому относятся Бахрейн, Дубай, Израиль, Ливан, Кувейт, а ко второму Либерия, Джибути, Маврикий, Сейшелы и Танжер.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что офшорный статус могут иметь самостоятельные государства, колонии, острова, города и регионы, а также штаты и провинции. В этой связи разнообразие свидетельствует об офшорных юрисдикциях. Однако стоит отметит, что нет никаких единых данных о количестве офшоров, более того, подходы различных международных организаций или национальных законодательств к установлению офшор могут быть совершенно разными.
В соответствии с исследованиями британской компании Tax Justice Network (TJN) за 2005 г. примерно от 21 трлн. до 32 трлн. долл. финансовых активов, которые принадлежат частным лицам, скрывается в налоговых убежищах.
Важно понимать, что здесь подразумеваются исключительно финансы, речь не идёт об объектах недвижимого и движимого имущества, к которым относятся дома, яхты, автомобили и пр.
Эти цифры способны показать важность для любой страны вести борьбу за возврат средств из налоговых убежищ. Одновременно с этим надо сказать, что вывод средств в офшорные юрисдикции не всегда связан с желанием не платить налоги, но и скрыть свои доходы от государства. В условиях глобализации и транснационализации предпринимательской деятельности размещение капиталов в разных странах является весьма логичным желанием с позиции повышения эффективности бизнеса. Нельзя отделить налоговое планирование от финансового и производственного. В этом контексте офшоры представляют собой инструмент налогового планирования и средства управления рисками и повышения надёжности и эффективности вложенных капиталов.
Статус нерезидента
Существует несколько основных видов офшорных компаний. Более подробно они описаны ниже:
- Офшорные компании являются нерезидентами по отношению к стране, в которой они зарегистрированы. Иными словами, центр контроля и управления находится за пределами её ответственности. Кроме прочего, за её пределами должны реализовываться различные коммерческие операции офшорных компаний.
- Одновременно с тем, как компании получают статус «нерезидента» они освобождаются от уплаты основной суммы налогов или эта сумма является ежегодным фиксированным сбором.
- Процедура регистрации и управления компанией упрощена. В этой связи разрешено использование номинальных владельцев и директоров. Формальный характер имеют требования к проведению советов директоров и общих собраний. Может быть произведена покупка уже готовой компании, что даёт возможность выполнить все формальности по регистрации в течение одного дня.
- Валютный контроль осуществляется в упрощённой форме или полностью отсутствует. Формальными являются требования по финансовой отчётности и аудиту.
- Владение офшорными компаниями происходит на анонимной основе при высоких гарантиях конфиденциальности.
На основе вышеизложенных положений, можно сделать вывод, что предприниматели всех стран прибегают к использованию офшорных юрисдикций. Но надо понимать, что российские реалии накладывают на данное явление свой характерный отпечаток.
Важно понимать, что многие проблемы в российской экономике также выступают в пользу офшоров. Эти проблемы связаны с российской правовой и судебной системой. Надо отметить, что российская судебная система далека от совершенства и мало обеспечивает предпринимателям защиту. Компания Deloitte провела исследования и пришла к выводу, что налоговый режим в России можно считать самым непривлекательным среди 29 европейских стран в силу того, что сложности в законодательстве препятствуют взаимосвязи с налоговыми службами.
Исследования, которые проводило международное агентство Pricewaterhouse- Coopers (PwC) с 1999 г. выявило посредством мониторинга представителей бизнеса в большинстве стран мира, относительно их восприятия экономических преступлений, в 2016 г. 48% опрошенных заявили, что их компании столкнулись с экономическими преступлениями за последние два года. 41% респондентов ответили, что не исключают такого исхода событий и их компании в будущем могут столкнуться с подобной проблемой. 30% компаний заявило, что они пострадали от коррупции и взяточничества. 95% опрошенных ответили, что риск мошенничества является самым высоким на этапе отбора поставщиков при реализации закупок товаров и услуг.
72% опрошенный в России ответили, что пострадали от экономических преступлений за последние два года и 64% опрошенных пострадали во всём мире. Около трети респондентов считают, что высок риск мошенничества в процессе закупочной деятельности. Однако надо отметить, что за последние три года результаты опросов несколько улучшились, но остаются неудовлетворительными ещё по нескольким пунктам. Такое положение создаёт дополнительные стимулы для перевода собственных капиталов в офшоры.
Справедливо заметить, что на сегодняшний день ситуация в борьбе с коррупцией и другими экономическими преступлениями улучшается. Не напрасно мировое сообщество уделяет данной теме особое внимание.
Важное место занимает проблема коррупции и на саммитах лидеров стран большой восьмёрки и двадцатки. Тем не менее, кризис 2008-2009 гг. продемонстрировал, что подобных усилий мало, а международное сообщество и правительства большинства стран поняли, насколько важно усилить контроль за движением частных капиталов в налоговые убежища.
Для этих же целей была создана международная Группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег - FATF (Financial Action Task Force of Money Laundering). В её работе участвовала сорок одна страна. В 2012 г. произошло подписание документа с Кипром об обмене информации. В результате начала осуществляться программа по своеобразному обелению офшоров с целью придания им большей прозрачности и подконтрольности.
В это время в России также произошли положительные перемены процесса регулирования оттока капиталов и борьбы с коррупцией. В 2012 г. РФ присоединилась к Конвенции ОЭСР по борьбе с коррупцией, что существенно улучшило работу по проведению российского антикоррупционного законодательства в соответствие с международными нормами. 2013 г. был отмечен серьёзными событиями в данной области, в первую очередь, это принятие Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который предусматривал обязательные меры от компаний по предупреждению коррупции. Именно благодаря данному закону появился лозунг о деофшоризации российской экономики.
Также в 2013 г. были приняты некоторые поправки в налоговом законодательстве с целью осуществления мер по противодействию финансовым злоупотреблениям и деофшоризации экономики. Наиболее остро общество отреагировало на то, что чиновникам запретили иметь зарубежные счета и активы, а также на введения понятия «бенефициарный владелец», который мог раскрыть имя реального собственника активов, ответственности за незаконные финансовые операции, в том числе расширение доступа налоговых служб к банковской информации, о блокировке счетов за неполучение электронных уведомлений ФНС РФ.
Причины и последствия деофшоризации российской экономики
Принято выделять две группы причин активизации властей по отношению к процессу деофшоризации российской экономики: внутренние и внешние.
Внутренние причины были вызваны нарастающей угрозой национальной безопасности со стороны офшорной экономики, обескровливание бюджета в ситуации, омрачённой рисками снижения доходов, а также увеличение негатива в обществе по отношению к офшорной аристократии, которая получает доходы в России и инвестирует собственные деньги заграницу. Внешние причины спровоцированы активизацией антиофшорной политики международным сообществом и западными офшорными юрисдикциями в условиях глобального кризиса.
Капиталы в офшорах оказывают воздействие на внешнюю задолженность РФ, поскольку размещённые там активы зачастую применяются бизнесменами как залог по кредитам.
Проанализировав географическую структуру российского экспорта, можно сделать вывод, что примерно пятая его часть проходит через офшоры и полуофшоры.
Политика российского Правительства в отношении офшоров
В 2015 г. Правительство РФ выдвинуло требование к бизнесу о том, что необходимо раскрыть зарубежные активы. До 15.08.2015 было необходимо поставить в известность Федеральную налоговую службу об участии в КИК. Вынуждены были отчитаться те, кто имеет долю более 10%. В 2017 г. их обязали платить налог с нераспределённой прибыли КИК по ставке 20% для юрлиц и 13% для физлиц, владельцы доли обязаны были уплатить 15%.
Освобождаются от уплаты налога те, кто работает по эффективной ставке, по которой КИК платит налог за рубежом, чуть ниже, чем российский. Более того, могут не платить налог те НКО, компании из стран ЕАЭС. Также закон не касается компаний, которые ведут активный бизнес и получают от него 80% дохода, в том числе холдинги, которые получают доход от подобных компаний.
Ещё одной серьёзной проблемой является регистрация российского торгового и промыслового флота под флагами иностранных государств, которые предоставляют льготные налоговые режимы под удобным флагом. Такими странами являются Панама, Либерия, Мальта, Кипр. Судна регистрируются под удобным флагом по той причине, что такая процедура значительно дешевле и оперативнее осуществляется. Судно под удобным флагом не облагается налогом и почти не регулируется. Чаще всего реестры не устанавливают требования к количеству и квалификации членов экипажа корабля, который находится за пределами действия национальных профсоюзных договорённостей, не требуют соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований безопасности.
Самая большая проблема состоит в непрозрачности схем собственности на суда, что не позволяет проверить то, как построен корабль, правильно ли технически обслужен и пригоден ли для службы на воде.
Примечательно, что во всём мире именно российский судоходный бизнес считается самым вовлечённым в офшорную деятельность. Более 70% отечественного тоннажа в настоящий момент эксплуатируется под удобными флагами, о которых говорилось выше.
Таким образом, программа деофшоризации представляется в настоящий момент очень актуальной, особенно с учётом того, что поступления в бюджет постоянно сокращаются и формируется устойчивый его дефицит. В 2016 г. доходы бюджета сократились до 13,3 трлн. руб., а расходы, наоборот, увеличились до 16,4 трлн. руб. в общей сложности дефицит составил около 3 трлн. руб.
Подводя итог, можно сказать, что в России существуют две точки зрения на проблему деофшоризации и, следовательно, два решения. Одни высказываются за продолжение следования по пути ужесточения контроля и усиления законодательства, а другие считают, что предпринимаемые меры рассогласованы между собой и не имеют общего знаменателя, что делает их малоэффективными. При этом последние уповают на то, что акцент следует делать на создании благоприятной среды для бизнеса, только в такой случае капиталы будут вкладываться в стране и не будут утекать за рубеж. Данные противоречия становятся причиной половинчатости и незавершённости процесса по деофшоризации российской экономики.
Навигация по статьям