Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Диалектика: принципы, законы, категории
Содержание:
- 08 мая 2023
- 21 минута
- 2182
Закрепившаяся сущность диалектики (в идеалистических и материалистических формах) отражена в определенных принципах, законах и категориях, который способствуют раскрытию сущности процессов развития для духовного (идеального) и физического (материального) бытия.
Однако, в практической деятельности, важнейшими являются паттерны материалистической формы диалектики. Она анализирует как специфику развития, так и диалектическое сознание, мышление, и иные компоненты в развитии духовных (идеальных) форм сущего.
Самые значимые компоненты материалистической формы диалектики представлены диалектическими принципами, диалектическими законами и диалектическими категориями.
Диалектические принципы
В теоретическом аспекте принцип является основным, исходным положением определенных учений в некоторых научных областях, совместно с убежденностью ученых в определенных паттернах, нормой, либо правилом в их мышлении и социальных форм проявления активности.
В философии принцип является основанием, которое является базой для всего, и на которую необходимо полагаться и чем пользоваться в процессе познания и практических формах науки.
В основе их формулировки находятся диалектические категории и законы, которые выступают в качестве их обобщения.
В качестве основных принципов диалектики принято выделять следующие:
- Принцип всеобщих связей.
- Принцип развития.
Помимо них также есть и остальные диалектические принципы: детерминизм, противоречивость, количественно-качественное развитие сущего, преемственность, необходимость и другие. В основе их формулирования лежат конкретные диалектические законы, сформированные в ходе узнавания значимых признаков и сторон, изменений, появляющихся в бытии, совместно с ходом конкретизации характеристик в связях бытия.
Принцип связи – обобщенный конструкт (в виде требования, рекомендации, либо императива), в котором выражены (охвачены) все многообразные связи в бытии, сформулированные следующим образом: «в мире (бытии) все связано со всем.
Все связи, существующие в бытии принято объединять в отдельные классификации и группы, выделенные в множестве оснований. Выделение общей классификации связей реализуется на основании видов и особенностях в этих связях.
В виды связей бытия принято включать:
- связь между видами движений (социальных, психических, биологических, химических, физических и прочих)
- связи между формами бытия (пространственными, временными, структурными, функциональными, причинными и другими).
Особенности связей в бытии выражается в связях, определяющих законы (закономерности, совместно с теми видами связей, которые никак не определяют законы (ситуативные связи). Связи, которые определяют закон представлены следующими категориями: внутренними, существенными, необходимыми, устойчивыми, повторяющимися и прочими. Связи, которые не определяют закон, представлены во внешних, несущественных, случайных, неустойчивых, разовых и иных.
Связями бытия также объясняется порядок в движении и покое, статике и динамике, структуре и развитии. Трактовка специфики связей диалектики позволяет определять закономерное связи и законы.
Люди, которые познали сущность определенных законом могут направлять их действия, а также определять, либо исключать критерии в их проявлении. Особую значимость приобретает изучение законов в области общественных форм развития и человеческого совершенствования.
Существуем большое многообразие в классификациях законов. Они могут быть общими, всеобщими либо специальными. Выделяют законы природного бытия, законы человека и общества и законы в мышлении, функционировании сознания и мировосприятия всех духовных человеческих аспектов. Существуют структурные законы, совместно с законами развития и законами функционирования. Существуют законы динамики и статики. Особую значимость в классификациях законов приобретают диалектические законы, в которых отражается динамика развития в объектах сущего.
Развитие представляет собой философскую категорию, в которой отражаются определенные движения (изменения) в бытии, движущиеся от прошлых и настоящих паттернов к будущим, которое также содержит определенные формы направленности, необратимости и механизмов создания чего-либо нового. Развитие изменяет качество и способствует тому, чтобы объекты превращались в иные состояния либо иные объекты.
В принципах развития отражаются поступательные и необходимые модификации сущего, связанные с возникновением новых форм при отмирании старых посредством перехода от низших форм к более совершенным. Развитие формируется при наличии источника, движущей силы (детерминанты), которые действуют в определенных механизмах преемственности, направленности и прочих. Развитие также отражается и уточняется диалектическими категориями и законами.
Касательно человека и общества, развитие можно оценивать в качестве прогрессивного, либо регрессивного. Значимым выступает постоянное выявление закономерностей в характере их развития, необходимое для того, чтобы у человека были возможности в их управлении.
Так, можно принимать участие в войнах, поддаваясь воздействию как собственных, так и ее стихий. Однако человеку более важно и полезно в данном случае владеть военными законами с целью их использования вкачестве формулы целесообразности принятия в ней участия, совместно с достижением победы.
Законы диалектики
Данные паттерны являются важными структурными элементами диалектики. Их условно можно разделить на две категории: основные и не основные. Раскрытию основных законов способствуют некоторые диалектические категории. Выражение неосновных законов происходит, как правило, в парных диалектических категориях, среди которых: причины и следствия (законы причинно-следственных зависимостей), случайности и необходимости (законы взаимопереходов в неслучайном и случайном), сущности и явления, возможности и реальность и прочие.
В качестве основных законов диалектики выступают:
- Закон противоречивости (либо закон равенства и противоборства между противоположностями);
- Закон взаимных переходов в количественных и качественных изменениях;
- Закон отвержения отрицания.
Закон противоречивости (либо закон равенства и противоборства между противоположностями) отражается в устойчивых, существенных, необходимых внутренних и повторяющихся связях, которые заключаются в появлении источников развития, возникновения, обострения и разрешения противоположностей благодаря борьбе между противоречиями.
Благодаря закону раскрывается источник и движущая сила любых форм развития. Сущность закона выражена тем, что объекты сущего всегда имеют признаки и элементы, которые влияют друг на друга, и способствуют изменению как в сторону объединения с взаимодополнением, так и в сторону отрицания друг друга, с последующим разъединением.
Их возможное, либо действительное наличие, а также их соотношение при сохранении целостных компонентов объектов, совместно с взаимодействием в условиях нарушения их целостности и противодействии в их сторонах, ведущих к уничтожению объектов с последующей заменой их на иные объекты отражает основное состояние объектов в контексте процессов их развития.
В законе о взаимопереходе, существующем в количественных и качественных изменениях выражены устойчивые существенные, внутренние и нужные связи, которые повторяются и состоят из осуществления механизмов развития, существующих на базе взаимовлияния среди качественных и количественных показателей объектов в рамках нормы, либо выхода за ее пределы.
Динамическое действие данного закона заключается в том, что состояния равенства между количественными и качественными параметрами объектов, возникающие вследствие различных дополнений, выражается в новом соотношении в качестве и количестве, которые порождают нарушения меры как с позиции качества, так и с позиции количества.
Значительные эволюционные изменения отмечаются в количественных характеристиках объектов.
В определенном контексте, в некоторые периоды, показатели качественных изменений перестают соответствовать существующим критериям качества. В изменившихся количественных данных происходит искажение в мерах соответствия качественным критериям. Начинают появляться скачки (быстрые переходы) объектов к новым показателям качества, совместно с новым соотношением между качеством и количеством, что приводит к возникновению иных объектов.
Так, в качестве примера можно описать студента, который за несколько лет обучения в ВУЗе получает определенное количество различных знаний – он сохраняет свои характеристики и улучшает собственную систему знаний, так что по окончанию обучения в ВУЗе он обретает новые, улучшенные показатели и свойства – он становится специалистом в той профессии, которую он избрал.
Наличие большого количества знаний поверх определенных показателей является нарушением в мере соотношений знаний (количества) и профессионализма (качества). У студента появились характеристики, присущие специалисту, в то время как в других, особенно качественных признаках, у него сохранилась собственная определенность и целостность.
Закон отрицания (либо синтеза диалектики: «тезис – антитезис – синтез») проявляется в устойчивых внутренних, существенных, необходимых и повторяющихся связях, которые заключаются в осуществлении таких паттернов, как преемственность и направленность любых форм развития с помощью необратимой смены старых паттернов новыми.
Благодаря данному закону, переход от старых паттернов к новым реализуется благодаря скачкам в качественных и количественных изменениях, при возникновении и разрешении выявленных противоречий, совместно с частичным переходом от старых форм к новым. Закономерности отрицания в диалектике (отрицании отрицания) заключаются в осуществлении преемственных связей старого с новым, при сохранении ранее достигнутых успехов, однако в выражении новых качественных состояниях объектов.
Переход от отрицания старого к новому реализуется за счет того, что в новом отражены позитивные и негативные признаки и процессы, присущие старому. В случае, если природному бытию данные тенденции не всегда соответствуют, вследствие того, что нет субъекта, который оценивает происходящее, то в рамках общественных и индивидуальных жизненных формах, неблагоприятные формы преемственности выражаются очень постепенно.
Так, агрессия, насильственные паттерны, алкоголизм, наркомания, невежливость и формы девиантного поведения также имеют свои закономерности выражения и передачи. Это относится ко многим другим проявлениям негативных форм преемственности. В попытках людей к преодолению массовых и опасных негативных паттернов в развитии, человечество пока не обрело желаемых позитивных результатов. Данный факт может объясняться с различных позиций.
При этом, значимым также является то, что глубинная истинная закономерность и основа в них до сих пор является неопознанной до конца, и многие общности людей не стремятся найти пути преодоления данного факта.
Развитие через образы является сложной и многообразной, постоянно расширяющейся «спирали» с непрерывно увеличивающимся количеством состояний и направлений. Развивающиеся объекты, при движении вперед и при обогащении результатами развития склонны к тому, чтобы «застывать на месте», а также регрессировать и утрачивать уже освоенные навыки.
Категории диалектики
Представляют собой базовые термины, которые раскрывают главные смысловые характеристики и паттерны в развитии сущего. К ним также относятся начальные проявления логических форм мышления, в которых объектом служат паттерны развития.
Изучая диалектику, также принято отдельно рассматривать «парные категории». Они являются соотносительными и отражают процесс развития через разные характеристики, которые отличаются от основных законов развития. К парным категориям относят группы вторичных диалектических законов.
Диалектические категории принято классифицировать согласно разным позициям. Исходя из отображения процесса развития в контексте категорий бытия принято выделять некоторые паттерны, которые описывают специфику природного развития, а также развития общества и отдельных людей.
Диалектические категории принято дифференцировать согласно критериям способности к отражению развития объективных мировых паттернов, познавательных процессов личности, совместно с его мышлением, либо практической деятельностью отдельных индивидов в контексте прогресса, либо регресса.
Само учение о развивающихся категориях разделяется на основании того, что необходимо раскрыть в выражении некоторых принципов, а также основного и неосновного закона. Паттерны, которые характеризуют принципы и основные диалектические законы уже приведены в данном тексте.
Следует однако прояснить определенные паттерны соотношения, к числу которых относят: причины и следствия, необходимое и случайное, возможное и действительное, свободное и необходимое, сущности и явления, содержание и форму, общественные, особенные и единичные формы как целого, так и частного, и прочее.
Необходимо выразить, что большинство из представленных категорий соотношения описывает специфику в связях и развитии всего сущего. Прежде всего это можно отнести к таким позициям, как «следствие и причина», «случайность и нужда», «действительное и вероятное», «явления и сущность». В соотносительных категориях также отражена самоорганизация и системная организация сущего в контексте структурных связей, совместно с существованием и развитием.
Их аргументация происходит путем логических средств и является принятой (либо не принятой) даже без наличия доказательной базы, а происходит благодаря мировоззренческому выбору и в логических характеристиках не имеют никакого объема, поскольку материальная действительность не имеет необходимых тех доказательных объектов, которые в ней содержатся. Внешний образ и смысловая сущность данных категорий формируется человечеством на основании субъективных доводов.
Идеальные объективные и субъективные объекты зачастую используют термин связи, и в меньшей степени используют термин «развитие». Так, конфессиональное большинство признает Бога в качестве идеального (нематериального), а также неразвивающегося и непознанного абсолюта, который, однако, обладает навыком созидания. Также развитию не подлежат категории абсолютного добра, абсолютной красоты, религиозного рая, либо ада, домовых, леших и прочих паттернов, чье существование кем-то признается.
При этом, объясняя абсолютную идею Г. Гегеля, либо содержания человеческих сознаний, люди подчеркивают присутствие в нем как определенной связи, так и определенной идеи о развитии. Однако, если чувственные и мыслительные образы человеческого сознания подтверждаются на практике благодаря проверке теорий и гипотез, то обоснование развития абсолютных идей становится возможным исключительно с помощью логики, как это и реализовывал Г. Гегель.
Диалектические категории соотнесения принято использовать прежде всего для того, чтобы объяснить материальные процессы и явления. Например, глубинный анализ в изменении и развитии во внешних и внутренних военных связях способствуют раскрытию ее смысла и сущности (совместно с обнаружением и объективизацией) в содержании и форме. Манипулятивное воздействие человека на большое множество различных объектов и явлений является базой для разработки критериев в единичном, особенном и общем, совместно с частями целых систем.
При этом, необходимость и случайность способствует разграничению закономерных и ситуативных, разовых (единичных) и общих (типических). Массовые выражения одинаковых случайных событий способствует обнаружению закономерностей и необходимых фактов.
Во всех категориях диалектики, совместно с отражаемыми ими видами и формами сущего присутствует взаимосвязь. Процессы изучения человеком окружающих явлений и самого себя в процессах принимаемого преобразования материальных форм реальности способствуют выработке систем единых комплексных функционирования, выступая при этом в качестве инструмента регуляции и освоения практических людских паттернов.
Категории диалектики являются эффективными средствами для изучения практической деятельности, развития логики и методологической основой в профессиональных формах деятельности.
Исходя из этого, диалектика, выражая принципиальное единство в законах и категориях является значимым мировоззренческим, методологическим, познавательным и ценностно-ориентирующим паттерном в жизни отдельных людей и целого общества.
Навигация по статьям