Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Натурфилософия эпохи Возрождения
Содержание:
- 13 апреля 2023
- 10 минут
- 1706
Эпоха Возрождения стала источником идей, которые в последствие породили предпосылки для формирования классического естествознания. Это произошло из-за мировоззренческой революции, которая способствовала перевороту мысли о мире, природе и месте человека в этой среде.
Основные концепции натурфилософии не оказывали прямого действия на развитие естествознания. Скорее они способствовали оживлению интереса к исследованию природы и желанию поиска свободного духа.
Зарождение натурфилософии
Переходный период от теоцентризма к пантеизму способствовал развитию идей натурфилософии. Именно в этот период появилось новое понимание Бога и природы. Бог – это что-то внутреннее, принадлежащее миру, а природа – это определённая субстанция, которая существует и реально, и потенциально, при этом соединяет в себе материю и форму.
Мыслители эпохи Возрождения, которые придерживались натурфилософских воззрений, говорили о целостном изучении природы. Но логично предположить, что понимание и изучение природы в целом, было скорее чем-то фантастическим, нежели реальным. Кроме того, огромное желание овладеть силами природы, стало источником увлечения магией, кабалистикой и даже пифагорейской мистикой чисел.
Каким бы удивительным это не казалось, но развитие естественных наук повлекло за собой и широкой распространение знаний паранаук. Здесь говорим об алхимии, магии, астрологии, в которых изо дня в день проводились определённые исследования и, более того, совершались важнейшие открытия.
Представители натурфилософии Возрождения
Бернандино Телезио
Ярким представителем натурфилософии эпохи Возрождения стал Бернандино Телезио (1509-1583). Он является основателем академии в Неаполе (Academia Telesiam). И всё это для того, чтобы изучать природу, основываясь на её законах. Ключевой труд Телезио – "О природе вещей согласно её собственным началам". Главная особенность этого сочинения в том, что оно написано с позиции гилозоизма. Имеются в виду представления о том, что всё материальное имеет душу. Его учение о "живой материи" гласит о том, что любой предмет и вещь внутри себя кроет духовную причину, которая соединяет её с всеобщим живым пластом субстанций.
Прибегал в своих суждениях Телезио и к алхимии. Так он трактовал чувственную сторону всеобщего познания. Говоря о том, что чувства и разум не имеют чёткой границы между собой. А скорее наблюдение за фикциями естественных процессов непротиворечиво возводит к усвоению духовных начал.
Своими способами познания, которые были основаны на опытах, Телезио оказал большое влияние на Дж. Бруно и Ф. Бэкона, который является основоположником эмпиризма Нового времени.
Джироламо Кардано
Джироламо Кардано (1501-1576) натурфилософ эпохи Возрождения. Однако эго деятельность в сфере философии – это, скорее ядро всей его деятельности в других науках и окончательный результат его исследований в математике, астрологии, алхимии, медицине, физике, инженерии, психологии и многих других областях. Нельзя недооценивать его достижения в алгебраической науке. Он исследовал теорию рычагов и теорию передачи движения.
В основе его натурфилософии лежат принципы пантеизма, разбавленные мистическими представлениями о мире и природе.
В своих трудах Кардано говорил о существовании материи, и при этом оспаривал положения схоластики о том, что материя Вселенной вечна. ОН утверждал, что космос состоит из "тончайшей материи" и она имеет способность принимать различные формы. Вселенная, по его мнению, это единое целое, а предметы, из которых она состоит, неразрывно связаны между собой и синтезируются в единство. А активное жизненное начало есть единство мироздания, которое достигается посредством мировой души.
Современники знали его как астролога-теоретика. Его авторство носят несколько сочинений по астрологии. Более того, он изучал религию, опираясь на астрологические знания, тем самым, достаточно элементарно, объясняя происхождение, расцвет и упадок религий, выдвигая мнение о том, что всё зависит от влияния небесных тел.
Он является составителем гороскопов епископов, кардиналов, пап, а также Христа и Мухаммеда.
Астрологические исследования И. Кеплера, который сделал открытия на тему "Движения планет" и изучения И. Ньютона в области естествознания невозможно не оценивать высоко, хотя оба они были величайшими мистиками.
Джордано Бруно
Джордано Бруно (1648-1600), итальянский священник и монах Доминикского ордена. Его натурфилософия основывалась на учении пантеизма. Относил себя к числу радикальных вольнодумцев, более того активно отвергал ортодоксальные идеи христианства. Основой его учения были пантеистические мысли о том, что Бог и мир бесконечны. Принципиальное различие Бога и мира Бруно отрицал и полностью исключал.
Советская история гласит о том, что Бруно вёл жёсткую борьбу с ретроградными церковными догмами, кроме того говорилось о том, что его казнили за его научные убеждения и пристрастия к новой гелиоцентрической системе мира, которую создал Коперник.
Хотя с исторической точностью можно говорить о том, что эти убеждения Бруно интересовали инквизиторов меньше всего. Убеждения о том, что церковь преследовала Бруно за причастность и принадлежность к новой науке полностью ложные. Всё потому, что во время процесса церковь не имела реальных доказательств и положительная или отрицательная оценка была невозможно, поскольку теория по астрономии Коперника была запрещена только в 1616 г.
Настоящая причина его казни заключалась в его связи как еретика с протестантами.
Бруно был настроен показать свои сочинения Папе, и он надеялся, что последний даст своё одобрение на проведение реформы католической церкви. Он говорил о том, что чувствует в себе силы бороться, и уверен в своём исключительном призвании.
Но ничего у него не получилось, поскольку от был осуждён за свою связь с протестантами и еретические взгляды.
Одним из самых ключевых трудов в области естествознания Дж. Бруно было учение о бесконечной Вселенной "О бесконечности, Вселенной и мирах". Его теория по космологии не была похожа на средневековые или античные представления. В античные времена и Средневековье учёные полагали, что у космоса есть конец. Вселенная в представлениях Бруно не имеет конца и предела.
Он не ограничивается представлениями о космосе, которые были характерными до него. Он смело выдвигает мнение о том, что из-за своей бесконечности Вселенных может быть бесконечное множество подобно нашей. Кроме того, он выдвинул неоспоримый аргумент о том, что конечный мир ограничивается конечным благом, а бесконечный мир есть бесконечное благо. В виду этого, Бруно с лёгкостью опровергает мнение Аристотеля о понятии абсолютных мест: абсолютного верха, низа и т.п. Вместе с этим вводит новое понятие в физическую науку – относительность всякого места.
Бруно разрушает целиком конечный космос Аристотеля и его систему абсолютных мест. Этим самым он создаёт предпосылки для формирования идей об относительности всякого движения. Таким образом, учёный подрывает все принципы системы физики Аристотеля и наглядно показывает тщетность геоцентрической системы мира. Также как и Коперник, Бруно стал основоположником идей, которые послужили твёрдой почвой для нового научного естествознания.
Навигация по статьям