Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Аксиологические проблемы современной науки
Содержание:
- 23 апреля 2024
- 6 минут
- 409
Размышляя об ответственности науки, ученые имеют в виду существование рисков применения научных открытий и опасных для общества научных знаний. Например, эксперименты, которые угрожают окружающей среде: радиоактивное заражение или появление неизученных форм жизни. К числу опасных знаний некоторые исследователи относят генетические эксперименты, которые свидетельствуют об интеллектуальных и психологических расовых различиях.
Опасные научные знания
Р. Синшеймер, известный исследователь в области молекулярной биологии, приводит три примера опасных научных знаний:
- лазерное разделение изотопов;
- поиски космических цивилизаций;
- продление человеческой жизни.
Изучение проблемы лазерного разделения изотопов может привести к открытию эры «ядерного террора». При исследовании и поиске новых цивилизаций, есть риск обнаружить жизнь, ушедшую от нас в развитии на много тысяч лет вперед. Органические ресурсы планеты не безграничны, если человек будет жить намного дольше, возникает опасность их истощения.
В XXI веке человечество получило новое знание о сверхтехнологиях: информационных, технических, биологических, когнитивных. Прежде такого могущества люди не имели, появились новые социальные реалии, позволяющие изменять не только бытие человека, но и саму его природу. Существование опасных знаний несет человечеству новые социальные и цивилизационные риски. Современная наука получила возможность изменять геном, генетику, а это прямой путь к так называемому «расширению» человека, перехода его в постчеловека. Появились нанотехнологии, которые могут обеспечивать бесконечную замену атомов и клеток человеческого организма, что ведет в конечном итоге к бессмертию. И что станет с людьми, если они будут настолько модифицированным? Может они станут киборгами, клонами или искусственным разумом? Будут ли присущи новому человеку эмоции, духовные, нравственные качества?
Опасения ученых в связи с появлением опасных научных знаний
Современная наука сделала радикальный поворот в представлениях о человеческой природе и это вызывает опасения многих ученых. Ведутся дискуссии по вопросам опасностей проникновения в человеческую природу и допустимых пределов и рисков такого вмешательства, «цены», которую предстоит заплатить за практику техногенного вмешательства.
События, несущие опасность, могут причинить ущерб, вред, уничтожение, придать развитию нежелательную динамику или параметры. Появляются деструктивные, дестабилизирующие факторы, способные полностью вывести систему из строя.
Основной характеристикой опасности является ее потенциальность, вероятность. Последствия могут наступить, а могут и не наступить. Опасность исходит из источников, выделяется три глобальных источника: природа, человеческое общество, мир знаний, техники и технологий.
Большинство ученых сходятся во мнении, что к проявлениям опасного знания относятся научные исследования, которые несут социальные риски:
- возможность техногенных катастроф;
- создание технологий массового уничтожения;
- незаконное использование технологий;
- возрастание социальной нестабильности, после появления результатов исследований.
Этические проблемы современной науки
Одной из основных аксиологических проблем науки является этический аспект. Посягательство на таинство жизни и смерти. Нравственно, этично ли это? Философия имеет в своих арсеналах древние интуиции-предостережения, результаты огромной интеллектуальной работы великих мыслителей. Именно философия придает проблеме обостренное метафизическое звучание.
Большое количество споров происходит в научном мире на тему клонирования.
Насколько правильно вмешиваться в природу? Кого следует, а кого не следует клонировать? Не выйдет ли из-под контроля развитие живой природы? И еще множество вопросов, по поводу которых дискутируют ученые. Это проблемы нравственного характера, и они сегодня актуальны. Неоднозначное отношение к проблеме эвтаназии.
Безусловно, наука в современном мире играет ведущую роль, она повышает уровень личности и общества, существенно влияет на его философско-мировоззренческую основу, помогает планировать общественные процессы и управлять ими.
Навигация по статьям