Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Культурология. Философия культуры

Содержание:

Культура подобно другим сферам общественного бытия, представляет интерес для философии. Она является предметом изучения двух областей знаний: культурологии и философии культуры. Очевидно возникает вопрос о том, какое соотношение между этими сферами.

Общая теория культуры

Важно понимать, что ответ на данный вопрос не лежит на поверхности, хотя с первого взгляда так и может показаться. Обратив внимание лишь на отсутствия единомыслия относительно философии: наука ли это вообще или что-то из другой категории. В случае, если бы философия была такой же наукой, как и остальные, то между философией культуры и культурологией, которая понимается как общая теория культуры, не было бы никакого существенного развития. И эта точка зрения имеет право на существование.

Пример 1

Известный отечественный культуролог и профессор М. Каган использовал термины "теория культуры", "культурология" и "философия культуры" в качестве тождественных друг другу а понятий, а то, что он обозначал ими принимал за взаимозаменяемые термины, равнозначные по содержанию и объёму.

М. Каган делает акцент на том, что культура представляет собой сложное образование, системное единство огромного числа отдельных областей культурной деятельности человека: в материальной и духовной областях, в бытовой и повседневной жизни и даже в специфических сферах деятельности человека. Все функции культуры, все её проявления, аспекты и подсистемы изучаются определёнными культурологическими и гуманитарными науками. Получаемое ими значение не имеет свойства суммироваться просто механическим путём, чтобы формировалось понимание культуры не только в её самом общем виде, но и на уровне культуры в конкретный исторический период, конкретного общества. Для этого нужна обобщающая идея, какой-то принцип или метод, чтобы представилось возможным упорядочить разрозненные знания в целостную систему, которая бы представляла собой единое мнение в отношении культуры или создавала конкретный образ культуры.

Именно рассмотрение культуры с обобщённой точки зрения и образуют ту самую сущность философии культуры, которая даёт ту или иную "общую теорию культуры". Теории могут отличаться, в силу того, что у них разные исходные принципы, предпосылки понимания культуры.

С точки зрения широко распространённого деятельностного подхода культура понимается как особый тип деятельности человека и продукты этой деятельности, которые отмечены превращением в них творческого потенциала человека и расширяющие сферу внеприродного бытия его. С очки зрения культуры как сложной системы ценностей, в первую очередь духовных и только после общественных. Основываясь на аксиологическом подходе, каждый вид деятельности воспринимается как культурно значимый, но только в том случае, если он ценностно ориентирован.

М. Каган говорит о том, что, не обращая внимания на желание выявить в культуре самое существенное, все до единого подходы к ней, или "философии культуры", односторонни. На самом деле культура представляет собой деятельность, творчество, совокупность ценностей и систему знаков или культурных кодов, суть которых заключается во внутреннем содержании культуры, и ещё многое другое. Именно поэтому он утверждал, что философия культуры как общая теория культуры должна формироваться на базе системного, или структурно-системного, подхода, который основывается на понимании культуры как сложной, динамично развивающейся системой целостности. Эти подходы, перечисленные выше, включаются как частные. Учёный полагает, что этот уровень максимально возможный для обобщения и представлений о культуре и именует его философией культуры.

Такое понимание сформировалось на основе распространённого мнения о том, что философия представляет собой рассмотрение некоторого предмета с наиболее отвлечённой и обобщённой, с наименее конкретной точки зрения. Очевидно, что такой подход – непременное свойство философии, однако его нельзя принимать за единственно верное мнение, а тем более считать определяющим. Философия – это не подведение конкретного мира по универсалии и обобщённые понятия, это скорее установление конкретного в многообразии, поиск индивидуального того общего, что определяет целостность, системную взаимосвязь мира, его суть. То, в чём мыслитель или сама философия смогут узреть это общее, как раз и составляют специфику, оригинальность, своеобразие учения или принципа.

Данная позиция относительно философии культуры и культурологии, которая характерна для М. Кагана, наиболее ярко иллюстрирует понимание философии как науки о наиболее общих законах природы, общества и познания. Из этого следует, что применительно к культуре философская позиция заключается в том, что учёный ищет в ней наиболее общие законы и связи. В данной ситуации философия культуры представляет собой наиболее общую теорию культуры, обобщает данные отдельных культурологических наук и концентрирует в себе всё существенное, что каким-либо образом относится к знанию о культуре.

Место человека в культурологии и философии культуры

Взаимозаменяемость культурологии и философии культуры представляется достаточно некорректно и неприемлемо. Невозможно отрицать, что эти сферы похожи между собой, хотя бы потому, что они имею отношение к культуре. Однако важно понимать, что между ними существуют и различия. Именно в нём и таится та самая оригинальность каждого вида знания и своеобразие, что они привносят в представления о культуре и месте человека в ней.

Определение 1

Культурология – это наука, которая изучает культуру как таковую, не принимая во внимание её проблемы, формы, виды и типы.

С этой точки зрения, культурология выглядит как наука, которая представляет собой общую теорию культуры, а интерес её заключён в универсальном, из чего следует, что основное, что может объединять конкретно-исторические типы культур, культур отдельных обществ, наций и этносов и обуславливают её базовые характеристики.

Культурология концентрирует собственное внимание на определении способов проявления законов культуры и действия в частных и специфических формах культурной деятельности. Она устанавливает общие функции культуры, условия их реализации, которые обеспечивают удовлетворение культурных потребностей человека. Всякая культура, даже самая элементарная, являет собой примитивно развитую систему, которая включает в себя виды культурной жизнедеятельности, типа традиций, обычаев, этических норм и этикет, обряды, культовые отправления, развлечения, культурные формы трудовой деятельности, предметные области культуры, художественную жизнь, высоко интеллектуализированные виды культурного творчества и многое др., которые сами могут рассматриваться подсистемами культуры.

Таким образом, можно говорить о том, что культурология изучает культуру в качестве сложнейшей системы в целом, а также подсистемы и элементов, которые разрознены в структурных и функциональных отношениях. Здесь могут быть представлены соотношения взаимозависимости, соподчинения, интеграции, иерархических зависимостей и пр. Но необходимо учитывать тот факт, что вне зависимости от устройства культурологии, с применением системного подхода, функционального, семиотического или иных, она в любом случае сохранит все основные признаки науки.

Любая наука, которой характерен конкретный предмет изучения, представляет собой эмпирическое знание об этом предмете. Следовательно, культурология изучает культуру в конкретных формах её существования и в реальных фактах её проявления, стремится постигнуть её в той ипостаси, в которой она есть, а не в той, в которой она должна быть исходя из представлений и воображений культурных моделей. Эмпирическому характеру культурологии не противоречит то, что общая теория культуры не базируется на сведениях и данных частных наук, которые зачастую являются уже организованными в виде теории.

Культурология как эмпирическая наука представляет собой науку обобщения: собственные утверждения и выводы она получает посредством индуктивных обобщений конкретных фактов, реалий и процессов культуры. Логично предположить, что изначально происходит обработка культурологической информации посредством частных наук, а затем их обобщения в виде частных теорий данных наук служит основой для следующих построений общей теории культуры. Следовательно, культурология – это определённого рода эмпирико-индуктивная наука.

Этот её характер становится полным обоснованием важнейшего методологического требования, которому она следует, как и любая другая эмпирическая наука, которая неукоснительно должна следовать данным правилам, а именно аспекты культурологии должны базироваться на возможно более широкой и полной эмпирической основе. Научное обобщение имеет более глубокое содержание в том случае, если больше эмпирических данных лежит в его основании. В силу этого представители культурологических наук так скрупулёзно исследуют, описывают культурные процессы прошлого и настоящего. Информационная база культурологии неукоснительно расширяется, усложняется и совершенствуется техника её обработки

Результаты исследования культурологии и её утверждения становятся более надёжными и научно доказаны в том случае, если существует большее количество беспрекословных фактов в их подтверждение. Самый идеальный вариант, чтобы достоверные выводы любой эмпирической науки подразумевал исчерпывающую фактическую основу, где известны все факты, которые относятся к теории, и ни один из них не противоречит её выводам.

К сожалению, данное требование практически невыполнимо. Мир человеческой культуры безграничен. История культуры, изучение существующей культуры, и даже появление всё новых и новых сфер культурной деятельности непрерывно связан с раздвижением фактического поля изучения. Его не охватывает ни одна существующая научная теория. И как следствие, происходит неизбежное заключение, что все они являются недостоверными, а скорее вероятными и предположительными. С этой точки зрения культурология разделяет участь иных опытных наук вне зависимости от предмета их изучения. Здесь может быть и природа, и общество, и человек. Однако стоит отметить, что каждая такая наука устремлена к наибольшей обоснованности и достоверности собственных положений, иначе говоря, её теоретическое знание в любом случае остаётся вероятностным. Степень вероятности может увеличиваться и максимально приближаться к достоверности, но их полное совпадение невозможно.

Замечание 1

Вероятностные утверждения в научном мире называют гипотезами.

Вероятностная или гипотетическая культурология

Вероятностный, или гипотетический, характер культурологии не является её недостатком. Это касается и других подобных наук. Скорее хранит в себе эвристическую возможность. Стремясь к тому, чтобы основательно представить свои утверждения, культурология неизбежно открывает новые возможности и факты, которые расширяют сферу знания. Зачастую случается, что новые факты не согласуются с уже существующими теориями, и для их объяснения меняются теоретические позиции до такого уровня, что по сути они модифицируют весь облик науки. Вместе с тем меняются не только теории, а ещё появляются новые и совершенствуются старые методы изучения культуры, которые предполагают формирование новых технических средств и инструментов. Технические средства дают возможность более точно или в корне новым способом обрабатывать эмпирический материал, что приводит к созданию новых теорий, а также новому обоснованию уже имеющихся. Так строится процесс науки, её формирование и развитие.

Замечание 2

Посмотрев на состояние культурологии в наши дни и сопоставив её с тем, какая она была ещё пятьдесят лет назад, можно заметить очевидную разницу.

Культурология в качестве общей теории культуры предполагает наличие менее общих наук, которые развиваются в виде частных теорий, имеющих отношение к отдельным сферам культуры или её аспектам, имеющим непосредственную связь с фактами. В самом простом виде подобное отношение наук и теорий можно представить в виде пирамиды. В подобной пирамиде учёные имеют дело с соотношением научных теорий, когда надо от одних теоретических положений переходить к другим, тогда одни теоретические положения доказываются или опровергаются с помощью других, а к фактам обращаются только с целью иллюстрации или в самых крайних случаях.

Когда известна цель поиска или объект, то идеи или некоторое общее положение, принцип или постулат, даёт возможность разобраться в мире фактов, создать их классификацию и отобрать нужные, описать и в итоге объяснить их. Мысль движется таким путём не только от факта к общему положению, но и от общего положения к факту. Также возможен переход от одного теоретического положения к другому. Эти два способа имеют название в науке, их именуют дедуктивным методом. Ему присуща основная роль в процессе создания научных теорий, где из общих принципов, законов получается последовательность следствий, выводов и объяснительных схем.

Всякая наука может соответствовать собственному статусу только в том случае, когда является теорией с правильным строением, а не просто набором механических фактов или систематизированным обобщением. Таким образом, культурология теоретическая наука в том числе, а не только индивидуальная. Она строится посредством дедуктивного метода. Основываясь на этом, её можно отнести к гипотетико-дедуктивным наукам, которые сочетают в себе вероятностные научные положения, эмпирически обоснованные гипотезы с достоверными выводами которые были получены исключительно теоретическим образом на основе логических соображений и методов.

Ещё одной стороной культурологии как науки является факт. В данном контексте факт понимается как минимальная единица, которая обладает неким целостным культурным значением. Эта единица может наблюдаться, описываться и фиксироваться в определённых суждениях. Но стоит понимать, что культурная жизнь представляет собой сложное единство взаимосвязанных элементов и частей. Она перманентно изменяется, по-разному выглядит с разных точек зрения. Для выделения в ней того, что подлежит исследованию, собственно факты, надо быть готовым к трудной работе по извлечению, классификации и сопоставлению их. Этот вид исследовательской работы обычно называют анализом.

Определение 2

Культурология – аналитическая наука, которая ищет действительные, а не мнимые факты культуры, проверяет их достоверность и устанавливает адекватные, иными словами соответствующие сущности, формы их существования.

Она вырабатывает надёжные средства для ориентации в мире разнообразных культурных явлений. В отсутствии аналитической работы, которая получила название работы по апробации или критике фактов, культурология не представляется возможной. Только с эффективной аналитической работой возможна процедура, которая направлена на проверку научных положений культурологии, иначе говоря соотнесение их с фактами.

Определение 3

Верифицирование – это процедура, которая направлена на проверку истинности научных фактов.

Подводя итог относительно культурологии как науки, важно сказать, что, являясь частью других наук, она соответствует тем общим методологическим требованиям, критериям, которым подчиняется каждая область знания, именующая себя наукой.

Культурология как философия науки

Замечание 3

Говорить о культурологии как о философии науки – значит вводить в заблуждение и вносить путаницу в понятийную структуру.

Неправильно будет и философию культуры называть наукой, так как это уничтожает её оригинальность, специфический характер и особенный философский взгляд на знание о культуре.

Замечание 4

В философской науке бытует мнение, что она является тоже наукой.

Определение 4

Философия культуры – это умственная сфера, которая фиксирует результат философского интереса к культуре, итог её философской интерпретации.

Как наука культурология видит своей целью стремление к единству знания о культуре и к целостности его понимания и применения. Как следствие, это исходит из идеи, что возможна и достижима единая и общепризнанная наука о культуре. Этому помогает целостность научных методологий, которые с помощью неё и развиваются.

Философия культуры напротив отрицает всякое единообразие или целостность. Можно говорить о том, что философий культуры ровно столько, сколько есть философия, философских принципов, которые видят возможным принять на себя полномочия осмысления феноменов культуры. Это отлично иллюстрирует интеллектуальная история, с тех самых пор, когда культура приобрела статус философской рефлексий, сформировалась не одна философия культуры.

Подобная ситуация была и в обществе, науке, истории, религии, искусстве и иных сферах жизни человека. В области философии культуры наблюдается наиболее яркая картина, когда каждая более менее развитая философия включает в себя культуру как составную часть своего содержания. Помимо этого, ход развития философской мысли последнего времени направлен в то русло, где культура становится просто необходимой частью всякой современной философии, иногда даже становится её ядром.

Хотя важно понимать, что культурология изучает культуру всеми возможными способами и известными ей научными методами, то философия способна показать иное понимание культуры. В первом варианте имеется дело с объективным знанием, а во втором – с объяснением культуры в контексте замысла, задач, установок той философии, которая приняла форму данного объяснения. Философия непременно применяет достигнутый культурологией уровень знания о культуре, хотя очень часто показывает собственную независимость от него и даже пытается предложить своё видение культуры.

По существу, в философской науке на анализируется культура с точки зрения науки. Мыслитель обычно видит свои утверждения как иллюстративный материал и достоверный факт, при этом старается полностью сохранить свободу выбора. По обыкновению, концентрирует своё внимание на том, что сопоставимо с его видением культуры, подтверждает его умозаключения и действует в его философии культуры. В ситуации, когда научный принцип требует от культурологии исходить из определённых суждений, фактов и форм, то для философа достаточно только достоверности бытия культуры. Это в корне иное представление проблемы о достоверности суждений о культуре.

Философия культуры в любой степени базируется на фактах, использует их для объяснения. Это ещё одно важное отличие отношения к фактам с точки зрения философии. Оно сопоставимо и с особым подходом к их выбору, когда предпочтение отдаётся только материалу с согласованными теоретическими положениями в философской концепции культуры. Подобное отношение к миру определяет известную тенденцию, которая характерна для философии и заключающуюся в игнорировании реальности или некорректном её понимании.

Пример 2

Яркой иллюстрацией подобного отношения является знаменитая концепция О. Шпенглера, которую он изложил в книге "Закат Европы".

Очевидно, что ценность философии культуры не определяется верностью фактов или их непозволительным игнорированием. Важно понимать, что философское осмысление культуры, её ситуации и даже отдельных её проявлений нередко оказываются оригинальными, могут открыть новые возможности осмысления культурной реальности человека и помочь во взаимодействии, в культурологии это невозможно. Только с точки зрения философии можно понять культуру во всём её единстве и многообразии способов её бытия, рассмотреть наиболее фундаментальные основания культуры.

Философия выдвигает культуре целый ряд проблем, которые значительны для человека, но они не формируются в культурологическом подходе. Здесь подразумеваются онтологические проблемы: вопросы о смысле культуры в перспективе человеческого бытия, об условиях существования, о структуре культуры, а также о причинах её изменений. Относительно человека философия культуры вопрошает о том, в чём заключается специфика его культурной деятельности.

По причине того, что природа, творчество, смысл жизни и другие похожие категории представляют собой часть современной философии, в философии культуры выстраиваются проблемы подобного характера: культуры и природы, культуры и творчества.

Навигация по статьям

Выполненные работы по философии
  • Философия

    Жизнь и философия Сократа

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      20 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      800 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    Научные революции и смена типов рациональности

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      20 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      1 900 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    акон единства и борьбы противоположностей

    • Вид работы:

      Курсовая

    • Выполнена:

      19 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      6 400 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    Наука как предмет философскометодологического анализа

    • Вид работы:

      Презентации (PPT, PPS)

    • Выполнена:

      15 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      2 300 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    Российская идентичность и межкультурные коммуникации

    • Вид работы:

      Самостоятельная работа

    • Выполнена:

      13 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      1 400 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    проблематика основных отраслей философского знанияонтология философское учение о бытии

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      6 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      1 500 руб

    Заказать такую же работу