Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Философия абсолютного идеализма Гегеля
Содержание:
- 22 декабря 2023
- 6 минут
- 3024
В статье, посвященной Гегелю, которая была опубликована в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфорна, русским философом В. С. Соловьевым было отмечено, что Гегель является единственным философом в полном смысле этого слова, так как из всего многообразия философов, только для него философия всегда оставалась всем.
Структура и философская система Гегеля
Система философии Гегеля, которая была опубликована в таких трудах, как : «Феноменология духа» (1807 год), «Наука логики» (1812 – 1816 годы), «Энциклопедия философских наук» (1817 год) и прочих, получила название абсолютного идеализма.
В качестве философа, Гегель являлся представителем объективного идеализма, в основе которого находится первичность духа и сознания, философ рассматривал природу и материю в качестве вторичных и производных объектов. Однако на каком основании он называл свой идеализм абсолютным?
В качестве основной категории в системе его философских взглядов выступала категория «абсолютной идеи». Чем является абсолютная идея, которая, согласно его позиции, выступает в качестве единственного предмета и содержания философии?
В работах Гегеля выделены отличающиеся трактовки абсолютной идеи. С позиции логического объяснения данные конструкты сложно назвать трактовками, однако это является свойством, которое присуще всем фундаментальным понятиям.
Являясь рационализмом, Гегель, характеризуя абсолютную идею, становится в некотором смысле поэтом: «Только лишь абсолютная идея является бытием, которое не переходит в жизнь. Лишь идея может познать себя как истину и являться истиной».
Философ отмечает, что формальное описание термина «абсолютная идея» не раскрывает ее смысла: «Естественно, можно реализовывать пустые рассуждения о сущности абсолютной идеи, однако истинное содержание идеи заключается лишь в таком конструкте, как целостная система…».
Исходя их этого, для понимания сущности конструкта «абсолютная идея» необходимо опираться на гегелевскую систему, наиболее целостная и законченная трактовка которой описана в труде «Энциклопедия философских наук».
Первым и основным определением абсолютной идеи, согласно Гегелю, выступает ум. Абсолютная идея представлена в разуме, мышлении, разумном мышлении, которые выступают в качестве субстанциальных первооснов и сущности всех вещей. Как субстанция, абсолютная идея имеет атрибут всеобщности.
Однако, абсолютная идея представлена не только мышлением. Как отмечает философ: «Она представлена единством практических и теоретических идей, и, исходя из этого, единством жизненных идей и идей познания».
Процесс установления истины с помощью абсолютной идеи, вместе с тем также является процессом ее самопознания. Идее свойственно познавать себя, выступая в качестве объекта познания для себя же, то есть благодаря ней происходит формирование мира и людей для возможности реализации самопознания.
Идеи, в процессе самопознания, проходят три этапа, в которых становится возможным разделить философскую систему Гегеля на такие категории, как: логика, философия природы, философия духа.
Логика
Логика находится в начале гегелевской системы, что подчеркивает первичность данного паттерна в сравнении с природой и человеческим духом. Логика, в гегелевском понимании, является диалектической категорией и имеет отличия от формальной логики, как науке о закономерностях и средствах достоверных форм мышления.
Вместе с тем, так как философия Гегеля постулирует принципы тождественности в категориях «бытие» и «мышление», то логика может выступать уже и в качестве отнологии (учении о том, как развивается бытие) и гносеологии (учении о том, как развивается познание).Так, компонентами логики, как науки, являются учения о понятиях, бытии и сущностях.
Философия природы
Процессы самопознания объективируют абсолютную идею в рамки «инобытия» -- природные явления. В качестве основной задачи философии природы выступает осмысление природы, как целостной системы.
При рассмотрении природы в контексте инобытия абсолютных идей, Гегель полагал, что природа действует по тем же законам, что и абсолютная идея. Философия природы имеет следующие разделы: механика, физика и органическая физика. Данный философский раздел в целостной системе гегелевской философии считается самым неудачным.
Негативную оценку от сообщества исследователей-естествоиспытателей к воззрениям натурфилософского характера Гегеля высказал исследователь в истории физики Ф. Розен-Бергер, отмечая при этом, что спекулятивные высоты гегелевской натурфилософии «не имеют связи с природой, и, вместе с тем, в них нельзя выделить определение естественно-научных методов».
Навигация по статьям