Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Досократическая философия и её место в истории античной философии
Содержание:
- 05 декабря 2023
- 8 минут
- 558
Нельзя рассуждать об истории и не обращаться к хронологии событий. В таком контексте принято апеллировать к векам, эпохам и периодам. История философской науки не является исключением. В ней также важны периоды, эпохи и века.
Хронологические рамки досократической философии
История философии начинается в досакратический период. Именно с этого момента начинается отсчёт всей философии. Хронологические суждения не относятся к историческому континууму как таковому, но зарождаются в умах учёных-историков, которые формируют всяческие реконструкции исторического процесса, выделяя в нём немаловажные структуры и главные события, в свете которых другие события заслуживают то или иное значение.
Подобные значимые структуры называются парадигмами. Исходя их всего этого, история – это смена парадигм. Самой первой парадигмой является античная досократическая философия.
Определить начало какого-то процесса, а тем более начало новой научной дисциплины достаточно сложно. Любая историческая реконструкция определённо сталкивается с подобной проблемой. Можно предположить, что начало – это то, с чего начинают воссоздавать исторический процесс, но на самом деле, всё гораздо сложнее. Начало отсчёта истории любого явления целиком зависит от понимания нами данного явления. Более того, важно ещё и дать какое-то определение данному процессу.
Поиск начала философии и любой другой науки не будет удачным, если не будет хоть малейшего представления о том, что такое философия на самом деле. Таким образом, говоря о начале отсчёта, сначала необходимо обратиться к самому исследователю, который занимается реконструкцией исторического явления, предварительно дав себе отчёт в том, что из себя представляет это явление.
Исследования вопроса начала философской науки
Первым, кто стал исследовать вопрос начала философии, стал Аристотель. Подкрепив собственные знания и принципы достаточной материальной и теоретической базой, он обратился к опыту своих предшественников и совершил попытку истолковать их воззрения с историко-философской точки зрения. Ни один его труд не обходится без цитирования предшественников. Стоит отметить, что одних он яро критиковал, с другими сходился во мнениях.
Однако важно сказать, что его критика была оправданной и подкреплённой его собственными познаниями. Он руководствовался своим учением о четырёх причинах всего:
- Материальная причина. То из чего.
- Формальная причина. То, что.
- Движущая причина. То, откуда движение.
- Целевая причина. То, ради чего.
Аристотель полагал, что практически все первые философы считали, что начало всего – материальные начала. Иными словами, то, из чего состоят вещи, из чего они появляются, и во что они превращаются после погибели, при этом важно, что сущность хоть и остаётся, но может изменяться в своих проявлениях.
Аристотель называет такую сущность physis, что в переводе означает природа или естество. У истоков такой философии Аристотель видит Фалеса. Философское направление, которое соответствует данному виду философии, Аристотель называет фюсиология, а мыслителей, относящихся к данному направлению – фюсиологами.
Историко-философские экскурсы Аристотеля приняли академический характер и стали достаточно авторитарными во времена других эпох, что оказало важное значение на порядок изложения философской мысли в будущем.
Ранняя греческая философия получила название досократической благодаря немецкому историку философии XIX в. Э. Целлеру. От немецкого Vorsokratiker. Примечательно, что часть слова vor, что по-русски означает до, может быть объяснена в нескольких значениях. Понимание в прямом смысле означает, что до показывает на хронологическую составляющую и показывает на период, который был до Сократа, а также называет всех представителей этой эпохи досократики.
Но при более глубоком изучении данной темы оказывается, что многие из тех, кто считался досократиком, по возрастным параметрам были схожи или даже оказывались младше самого Сократа. Это означало то, что Сократ определённо был ключевой фигурой в развитии и становлении философской мысли, а его место было где-то между до и после.
Второй причиной сомнений однозначного понимания понятия является то, что некоторые мыслители выделяются в отдельную группу ещё и потому, что их понимание философии отличалось от сократовских представлений. Их тип философствования не был похож на тип философствования Сократа, они исследовали иные проблемы, о ставили перед собой иные цели.
На самом деле так и было, софисты скорее современники Сократа, но важно заметить, что они и его учителя, а чуть позднее стали его оппонентами, потому как свои воззрения они строили скорее на идеях ранних философов. Софисты были ближе к взглядам Парменида, Гераклита, Зенона Элейского, а радикальные идеи Сократа были им чужды.
Философская позиция досократиков
Тексты, которые дошли до нас, помогают установить направление идей досократиков. Фрагменты и свидетельства современников говорят о том, что наиболее важным для ранних греческих философов был вопрос о начале единства всего. Ежедневные наблюдения мыслителей наводили их на мысли о том, что в мире ничто не вечно, но от этого мир не гибнет. Каждый день в окружающей среде происходят различные изменения, что-то гибнет, что-то вновь рождается, однако эти постоянные изменения не приводят к исчезновению мира. Более того, вокруг себя каждый человек постоянно наблюдает множество вещей и событий, но при этом мир остаётся целостным.
Значит, как полагали досократики, должна быть какая-то сила, которая оказывает невидимое действие, направленное на сохранение целого, и, будучи многим, она продолжает своё существование как единый мир, а любая вещь в этом мире существует как единая, и отсюда становится ясным, что сила или власть, которая способствует удержанию этого единства и позволяющая ей быть таковой, это и есть сама вещь в самом этом мире. Иначе не представляется возможным существование чего-либо.
Первые мыслители выдвигали множество гипотез по поводу того, что же может быть этой силой и кто мог бы выполнять данную необходимую роль. Согласно досократическим философским учениям и идея, которые они выдвигали, то такую объединяющую роль могли бы выполнять и вода, и воздух, и огонь и ещё много чего.
Некоторые учёные полагают, что к числу досократиков можно отнести и софистов, которые также занимались исследованием природы в этот период. Однако некоторые отрицают данное положение в силу того, что софисты базировали свои интересы в другой сфере, нежели фюсиологи.
Навигация по статьям