Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Экономическая этика. Виды экономической этики. Проблемы экономической этики
Содержание:
- 23 апреля 2024
- 16 минут
- 394
Для определения и понимания термина экономической этики, необходимо конкретизировать этику применительно к экономике.
Этапы развития экономической этики
Важно понимать, что отношения этики и экономики носят непростой характер. Их развитие состоит из трёх этапов:
Первый этап
До момента появления научной экономики этика была вполне органичной её частью и логично в неё вписывалась. Как пример в этой ситуации позиции Аристотеля и Фомы Аквинского, которые рассматривали экономические вопросы, опираясь на этические принципы справедливости.
Второй этап
На первом этапе происходит вытеснение этики из научной экономической теории. В этой связи за пример берутся позиции А. Смита и А. Маршала. Оба учёных были профессиональными этиками.
В этой связи важно указать, что причиной отделения этики от экономики связано с некритическим противопоставлением позитивной и нормативной экономической теории. Обоснование состоит в том, что первая, по мнению некоторых исследователей, не оперирует ценностями и в силу этого чужда этике. Нужно понимать, что вся экономическая наука носит ценностный, аксиологический характер. Таким образом, нет оснований для того, чтобы говорить об отчуждении экономической науки от этики.
Третий этап
Причиной возвращения интереса экономистов к этике стали многочисленные экономические проблемы. Среди которых была коррупция и необузданное обогащение элиты. Однако исследователи в этот раз больше не полагались на положения метафизической этики. Их целью было стремление развить этику на собственной экономической базе. Как результат этика по отношению к экономике завоёвывает внутренний, или иными словами эндогенный характер.
Изначально может показаться, что А. Сен похож на тех философов, которые не совсем компетентны в сфере экономики, но это не мешает им выстраивать собственные теории и предлагать рецепты. Но это только на первый взгляд, на самом же деле его воззрения и знания в корне отличаются от рядовых учёных. Он пристально исследовал трудности экономической теории, что позволило ему некоторые выводы, которые касаются случаев, например, когда без значительных на то причин допускаются серьёзные транзакционные издержки, связанные с межличностными сравнениями полезностей индивидов. В такой ситуации вполне логично обратиться к правилу свободного выбора или свободы. Важно учитывать тот факт, что ценности либерализма не вносятся в экономику из внешней среды, а работают как собственные основания. Степень одобрения данных оснований не определяется априори, а только связывается с анализом концептуального содержания экономики.
Полагаясь на все эти воззрения, можно сделать вывод, что экономическая этика в современном её понимании эндогенна по отношению к экономическому знанию. Хотя до получения данных исследований она считалась экзогенной. Иными словами, в экономике свою обоснование нашла научная этика, а не метафизическая.
Бизнес-этика и её развитие
В 1970-х гг. в США произошло знаковое событие, которое напрямую было связано с насущными проблемами отношений этики и экономики – появилась совершенно новая дисциплина, которая получила название бизнес-этики. Принято делить её на три сферы:
- Этика в бизнесе.
- Бизнес-этика как академическая дисциплина.
- Бизнес-этика как общественное движение.
Этика в бизнесе стала ответом на злоупотребление и скандалы в области экономической жизни. Этика бизнеса в качестве общественного движения брала под своё влияние страну за страной, что позволило данному явлению превратиться в международный феномен. Позже стало понятно, что без этического контроля экономические явления исчезают из обзора социальной ответственности, причиной этого становится некоторые неприемлемые последствия. Возросший интерес к этической проблематике приводит к формированию особой академической дисциплины – бизнес-этике. Её развитие стало предпосылкой для уточнения содержания соотношения этики и экономики. Хотя в это время ещё очень далеко было для четкости и ясности в этом вопросе.
Подытоживая, стоит сказать, что актуальная для экономической дисциплины в общем этика, выстраивается в ней самой, но не появляется извне.
Экономическая этика предполагает сравнение состояний экономической системы. При отсутствии такого сопоставления нет возможности определения негативного и позитивного. Ровно как этика заинтересована в изучении взаимоотношений людей, такой же наблюдается интерес теории общественного благосостояния.
Благосостояние общества, по критерию И. Бентама, определяется счастьем наибольшего числа людей, иными словами стремясь к нему, нужно увеличивать число индивидуальных полезностей. В большинстве своём этот рецепт превосходен, но его достаточно сложно, а иногда даже практически невозможно, органично сплести с концептуальным строением экономической теории.
Оптимальное состояние экономики, по критерию В. Парето, это такое состояние, при котором невозможно улучшить положение одних членов общества, при этом не ухудшив состояние других. Критерий В. Парето помогает определить наилучшее положение вещей. Однако существует несколько неточностей, во-первых, достижение оптимального состояния экономики не всегда возможно, а во-вторых, критерию В. Парето не характерна должная динамичность, поскольку он не даёт возможности упорядочить по предпочтительности весь спектр экономических состояний.
Логично, что даже опираясь на самую точную экономическую теории, невозможно избавиться от всех трудностей, которые основываются на постоянном росте знания. Само его наличие уже говорит о несостоятельности абсолютных этических рецептов. В этой связи А. Сен считал, что базой для этико-экономической ценности является право на реализацию собственного критического мнения, а вовсе не обеспеченность, изобилие, достижение стандартов жизни, признанных в обществе или свобода и справедливость.
Ни для каких отраслей знания не характерны подобные аномалии, тем более для экономики, где осмысление не входит в конкретный научно-теоретический ряд и строй. Здесь наблюдается отсутствие альтернативы. Это показывает, трудности, которые связаны с осмыслением интеграции в экономической теории психологических исследований. Здесь речь идёт о работах Г. Саймона, Д. Канемана и А. Тверски. Они наглядно продемонстрировали пример, где индивидуальное поведение субъектов, в большинстве своём, отличается от того, которое признано образцовым, если говорить с точки зрения ортодоксальной экономической теории.
Принимая во внимание все отрытые обстоятельства, некоторые учёные стали активно обсуждать "ограниченность рациональности". М. Блауг, выдающийся методолог-экономист, в своих работах использует выражение "рациональность как святыня" при этом делает это без намёка на какую-то иронию или шутку. Более того, он подвергает постулаты рациональности жёсткой критике. Таким образом, создаётся впечатление, что рациональность нужно дополнить иррациональностью, и логично предположить, что теоретичность требует дополнения атеоретичностью. Однако в этом нет никакой необходимости. Исследования Г. Саймона и Д. Канемана показали, что теория экономики может быть подвергнута некоторым изменениям, производить добавление к ней какого-то нетеоретического довеска совершенно бесполезно.
Стоит заметить, что с теоретической точки зрения нет ничего необычного в необразцовости индивидуального поведения. В некоторых ситуациях оно интерпретируется недостаточностью компетентности автора. Также бывают ситуации, когда оно объясняется тем, что не были учтены ценности в экономической теории. Следствием этого становятся объяснения в виде теоретических образцов и отклонения от них.
Современный экономический научно-теоретический ряд носит рафинированный характер. Он является отражением того, что исследователи, пытающиеся навязать экономике этические стандарты, не могут адекватно координировать с её содержанием. Их поступки неосторожны. Данное содержание имеет специфический вид и не может быть подвергнуто какому-либо диктаторскому отношению.
Изначально экономическая этика определялась посредством позиций концепта эффективности. Но сложность состоит в том, что для одних людей это может быть эффективным, а для других нет.
Этика усматривает логичное сочетание интересов всех людей в интересах общего для них дела. Стопроцентных рецептов на этот счёт не существует и ни одна теория не может их предложить. Этическое дело предполагает творческий поиск. Этот факт хорошо известен в менеджменте. В процессе развития менеджмента как направления, стало понятно, что отрицание интересов любой группы людей или даже отдельных лиц, всегда влечёт за собой негативные последствия.
Этика, по своему существу предполагает огромный охват явлений. Можно говорить о том, что она принимает за главное общее благо. В этом отношении важно принимать во внимание соотношение экономического с другими сферами общественной жизни, например, с политической.
Междисциплинарный аспект взаимосвязи общественных наук и этики
Значимость междисциплинарного аспекта состоит в том, что связь между разнотипными общественными реалиями носит знаковый или семиотический характер. Экономические ценности и законы представлены как знак политических и наоборот, политические могут быть экономическими. Экономическая этика сплетена с иными видами этики – политической, юридической, экологической и т.д. посредством семиотических связей. Каждая из них является эндогенной относительно своей базовой теоретической дисциплине, но экзогенны по отношению к другим этикам.
В завершении важно отметить тот факт, что существует органическая связь между экономической этикой и этикой ответственности.
П. Самуэльсон в своей Нобелевской лекции говорил так: "Только в последней трети нашего века, уже в период моей научной деятельности, экономическая теория начала активно претендовать на то, чтобы приносить пользу бизнесмену-практику и государственному чиновнику".
Вот так спустя практически два века после становления экономики как науки, учёные-экономисты осознали, что могут помогать практикам своими рекомендациями касательно должных акций.
Из всего, что сказано выше можно сделать следующие выводы:
- Становление экономики как самостоятельной дисциплины послужило толчком к её отделению от этики. Это отчуждение стало результатом экономического методологического дуализма, противопоставления позитивной и нормативной теории.
- В 1970-х гг. происходит осознание единства экономики и этики на органическом уровне. Но на осмысление этого потребовалось много усилий.
- Экономическая этика эндогенна в сфере экономического знания.
- Актуальность экономической этики зависит от эффективности решений её целей.
- На содержание экономической этики постоянно влияют внешние факторы.
- Экономическая теория и экономическая этика постоянно меняются.
- Экономическая этика современности развивается благодаря принципу ответственности.
- Взаимосвязь экономической теории и этики требует дальнейшего изучения.
Навигация по статьям