Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Философия Аристотеля и его классификация наук

Содержание:

Аристотель родился в городе Стагир. Отец его был врачом у самого царя Македонии. Когда Аристотелю исполнилось 18 лет, он уехал в Афины, чтобы учиться в Академии Платона. А в сорок лет судьба распорядилась таким образом, что мыслитель примерил на себя роль воспитателя, и не кого-нибудь, а самого Александра Македонского.

Последнее десятилетие своей жизни Аристотель жил в Афинах и много сделал для общества. Он стал основателем собственной школы – Ликей. Именно в это время написал большую часть своих книг. Его жизнь закончилась достаточно трагично. Всё дело в том, что после смерти Александра Македонского жители Афин восстали и преследовали его соратников, в их числе был и Аристотель. Его осудили на неверие. И ему пришлось бежать, чтобы е быть наказанным. Он спрятался в своём имении, где спустя всего пару месяцев скончался.

Новаторство Аристотеля как учёного

Аристотель ярко выделялся среди своих предшественников. ОН был первым, кто стал писать, как учёный-профессионал. Он тот, кто начал систематизировать свои рассуждения и разделять на рубрики изложение своих идей.

Ключевыми аспектами новаторской деятельности Аристотеля является его критическое отношение к платоновским идеям и теориям. Как ответ он выдвинул собственную доктрину универсалий. Со временем можно было наблюдать, как Аристотель и Платон стали противоположностями друг другу в отношении их воззрений.

Пример 1

Для платоновского учения характерна мистикорелигиозная окраска, а в идеях Аристотеля преобладает здравый смысл и систематизация знания. Платоновским идеям характерно преклонение перед математикой и полное отсутствие интереса к эмпирическим явлениям, а Аристотель питал особую страсть к эмпирическим наукам и разложению на классы различных феноменов. Математика Аристотеля мало волновала.

Аристотель во многом противостоял идеям Платона. Он даже выдвигает ряд аргументов против концепций платоновских идей.

Пример 2

Из самых ярких аргументов – аргумент "третьего человека": если человек является человеком, потому что он похож на идеального человека, то должен быть ещё более идеальный человек, на которого похожи и обыкновенный человек, и идеальный человек.

Логично говорить о том, что в основе критики Аристотеля лежит здравый смысл, а критика это кажется вполне адекватной и очевидной. Однако важно сказать и о том, что аристотелевская теория тоже не так ясна.

Аристотелевская теория универсалий

Только на первый взгляд может показаться, что аристотелевская теория универсалий достаточно проста, но это не совсем так. В языке бывают имена собственные и прилагательные. Предметы, лица, которые обозначаются именами собственными, являются единственным предметом или лицом, к которому применимо данное имя.

Пример 3

Солнце, Луна, Россия, Пушкин – это единственные в своём роде. Невозможно найти другие вещи, которым подойдёт данное обозначение.

Обратная сторона теории Аристотеля в том, что существуют имена такие, как "птица", "лошадь", "человек" и они могут быть применимы ко многим вещам и лицам. Основная проблема универсалий в значении именно таких слов. Такая же ситуация и с прилагательными типа "жёлтый", "тёплый, "овальный" и т.п. Всё, что обозначено именем собственным, является субстанцией. То, что можно обозначить прилагательным типа "смертный" или каким-то общим словом типа "человек", является универсалией. Субстанция есть это, иными словами она обозначает конкретную отдельную вещь. Однако универсалия есть такое, что значит, что она указывает на род, к которому эта вещь относится. Универсалия не является субстанцией, потому что она не есть "это". Согласно воззрениям Аристотеля, универсалия на существует самостоятельно, она наличествует в отдельных вещах.

Кроме этого Аристотель поднимал проблему различия формы и материи в метафизике.

Пример 4

В ситуации, когда человек делает бронзовый шар, бронза является материей, а шаровидность есть форма. Говоря о спокойном море, можно заметить, что вода – это материя, а гладкость является формой.

Аристотель обращает своё внимание на то, что именно благодаря форме материя приобретает очертания определённой вещи, и это есть субстанция вещи. Полагаясь на мысли Аристотеля, можно говорить о том, что вещь должна быть ограничена и её граница как раз и составляет форму.

Сложное для понимания и восприятия утверждение Аристотеля о том, что душа является формой тела. Логично только то, что форма не означает очертание. Система Аристотеля предполагает, что душа есть то, что делает тело единым организмом, который может обладать единством цели и специфическими чертами. Очевидно, что основная цель глаза заключается в том, чтобы видеть, но он не может видеть, если он отделён от тела. Исходя из этого, можно сделать вывод, что видит не сам глаз, а душа с помощью глаза. Аристотель исследует душу в связке с телом.

Замечание 1

Аристотель высмеивает теорию пифагорейцев о переселении душ.

Мыслитель выдвигает идею о том, что душа погибает вместе с телом, потому что они связаны как материя и форма.

Аристотель утверждает, что разум – это часть души, которая наименьшим образом связана с телом. Разум понимает математику и философию. Объекты познания разума имеют абстрактный образ и они вне времени, в силу этого он и сам вне времени. Душа выступает как двигатель тела, поэтому она способна реагировать на чувственные предметы. Ей характерны силы типа питательной, ощущающей, разумной и движущей. Как следствие обладание разума высокой функцией мышления. От этого он имеет бессмертное состояние в отличии от тела и души.  

Книги Аристотеля и его основные труды

Говоря о теологии Аристотеля, на первый план выходит его аргументация в пользу Бога. "Аргумент первой причины": должно быть что-то, что способно породить движение, его главная характеристика вневременность. Бог – целевая причина любой деятельности. Развитие мира происходит в направлении большей степени и формы, таким образом, приобретает схожие черты с Богом. Однако у этого процесса нет финала, в силу того, что невозможно полностью исключить материю.

Этика Аристотеля стала отражением взглядов образованных людей его времени. Он был уверен, что Платон прав, когда разделял душу на разумную и иррациональную части. Этим частям соответствуют два рода добродетели: интеллектуальные и моральные.

Интеллектуальные добродетели – это результат обучения. Моральные добродетели есть привычки. На законодателей ложится задача сделать граждан добродетельными на законодательном уровне посредством выработки хороших привычек. Аристотель был уверен, что, делая постоянно добрые дела, можно привыкнуть к этому и получать удовлетворение от этого.

Замечание 2

Доктрина золотой середины Аристотеля провозглашала, что всякая добродетель – это среднее между крайностями, любая из которых есть порок.

Пример 5

Смелость – это среднее между трусостью и беспечной храбростью. Щедрость посередине между расточительностью и жадностью.

Много внимания в "Этике" Аристотель уделил обсуждению вопроса дружбы. Совершенная дружба может существовать только между достойными людьми, а дружить со многими нельзя. Его мысли о дружбы опираются на здравый смысл. Они актуальны и по сей день. Счастье Аристотелю видится в доброжелательной деятельности, а совершенное удовольствие – в наилучшей деятельности, которая носит созерцательный характер. Созерцание всегда лучше, чем война или политика, или даже всякая практическая деятельность в силу того, что оно предоставляет возможность отдохнуть, а это важная составляющая счастья.

Практическая добродетель может давать только второстепенный род счастья. Счастье высшей степени в применении разума, поскольку он в большей степени человек, чем что-то иное. Из всего этого, Аристотель делает вывод, что добродетели являются средствами достижения конкретной цели, а именно – счастья.

"Политика" Аристотеля посвящена роли государства в жизни человека. Он утверждает, что государство – это сообщество высшего рода, которое направлено к величайшему благу. Даже несмотря на то, что государство появилось значительно позже, чем, например, семья, оно занимает позицию выше семьи и индивида, поскольку целое выше части.

Аристотель выдвинул собственную концепцию государства, которая отождествляется с концепцией организма: рука, когда тело уничтожено, не является более рукой. Точно так же индивид не может выполнить свою функцию, если он не является частью государства.

Мыслитель утверждает, что тот, кто основал государство совершил величайшее благо, потому что без закона человек – худшее из животных, а закон – это следствие государственности. Аристотель был уверен, что в первую очередь государство создаётся для того, чтобы жить счастливо, и только потом для обмена и предотвращения преступлений.

Философ не верит в равенство: с самого рождения одни вынуждены подчиняться, а другие руководить, человек, который от рождения вынужден подчиняться другому, является рабом. В современном цивилизованном мире принято считать, что все люди должны иметь одинаковые права, и что справедливость требует равенства. Однако Аристотель утверждал, что в справедливость должна быть включена правильная пропорция равенства.

Аристотель активно критикует позицию Платона. Он утверждает, что Платон слишком большой ролью наделяет целостность государства и таким образом превращает его в индивида. Аристотель был категоричен в отношении платоновского коммунизма.

Правительство, по славам Аристотеля, можно называть хорошим только тогда, когда его цель – благо всего общества. Философ говорит только о трёх видах хорошего правительства:

  • Монархия.
  • Аристократия.
  • Полития (конституционное правление).

Плохое правительство:

  • Тирания.
  • Олигархия.
  • Демократия.

Также он говорит о множестве смешанных форм правления.

Интересен тот факт, что различия между олигархией и демократией мыслитель видит только в экономическом статусе правящей партии. Олигархия – это правление богатых, которые не принимают ко вниманию интересы бедный, а в демократическом государстве власть сосредоточена на руках нуждающихся, которые не обращают внимание на интересы более обеспеченных граждан.

При сравнении плохих форм правления, Аристотель прибегает к ограниченной защите демократии: ввиду того, что тирания и олигархия самые отрицательные формы правления, то на их фоне демократия самая лучшая.

В книге "Политика" Аристотель много рассуждает о причинах революций.

Пример 6

Главной причиной революции в Греции Аристотель называет конфликты между олигархами демократами.

Для того, чтобы избежать революций необходимо, по мнению Аристотеля, принимать активное участие в воспитании граждан, на законодательном уровне утверждать уважение к закону, а в управлении руководствоваться принципом справедливости.

В завершении этой книги мыслитель много рассуждает о воспитании. По его мнению, воспитание необходимо только детям граждан, а рабов нужно учить полезным ремёслам. Цель воспитания в добродетели, а не в пользе. Следовательно, цель государства – воспитание культурных людей, обладающих умом аристократа в сочетании с любовью к наукам и искусству.

Замечание 3

Начиная с эпохи Ренессанса греческая концепция правительства начинает возрождаться. Идея общества, состоящего из культурных людей достигла своего расцвета в XVIII в.

Аристотель и наука

Аристотель утверждал, что физика – это наука о природе. Однако греки видели в этом слове иной смысл, чем мы видим сейчас. Phusis имело отношение к росту. Считалось, что природа семени, к примеру, заключается в том, чтобы вырасти в растение. Природа вещи состоит в том, чтобы реализовать ту цель, ради которой она существует. Понятно, что подобное восприятие природы является телеологическим. Природа есть причина, по которой необходимо достичь цели. Такая концепция природы, в последствии стала серьёзным препятствием на пути прогресса науки.

Аристотель отрицал существование пустоты, тем самым он отрицал положение атомистов. При этом он достаточно специфически объяснял существование времени. Вопреки тому, что прошлого и будущего уже или ещё нет, о времени в целом нельзя сказать, что его нет. Главное обоснование существования времени в том, что человек его считает. Движение было всегда и будет, поскольку без движения не может быть времени. Однако источник движения, по утверждениям Аристотеля, неподвижный. Это один неподвижный двигатель, вызывающий круговое движение. Только круговое движение может быть непрерывным и бесконечным, и только оно является первичным.

Физика Аристотеля – это признак его времени. Понятно, что она никак не сопоставляется с законом движения Ньютона. Спустя много столетий учёные отказались от идеи, которую высказывал Аристотель относительно вечности и неуничтожимости небесных тел.

Замечание 4

В современной физике учёные не используют понятие цели и целесообразности.

Логика Аристотеля

Аристотель оказал серьёзное влияние на многие области философии, но самое сильное было в логике. Его учение о силлогизме занимает особое место в науке. Силлогизм – это доказательство, которое состоит из трёх частей: большая посылка, меньшая посылка и заключение. Существует несколько модусов силлогизма, каждый имеет собственное название. Наиболее известный модус "Barbara".

Пример 7

Модус "Barbara" выглядит так: Все люди смертны (большая посылка). Сократ – человек (меньшая посылка). Следовательно, Сократ смертен (заключение).

У современников Аристотеля эта форма рассуждений получила большой отклик. Она доказала свою продуктивность, потому что помогала правильно выстраивать логические мысли и открывала путь к новым знаниям. Эта система стала началом формальной логики и началом господства логики Аристотеля.

Аристотель был настолько авторитетной фигурой в мировой науке и философии, что на протяжении многих столетий был невозможен прогресс во многих областях научной деятельности и философии в том числе. Однако с начала XVII в. любое серьёзное открытие начиналось с критики аристотелевских догм.

Навигация по статьям

Выполненные работы по философии
  • Философия

    Жизнь и философия Сократа

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      20 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      800 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    Научные революции и смена типов рациональности

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      20 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      1 900 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    акон единства и борьбы противоположностей

    • Вид работы:

      Курсовая

    • Выполнена:

      19 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      6 400 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    Наука как предмет философскометодологического анализа

    • Вид работы:

      Презентации (PPT, PPS)

    • Выполнена:

      15 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      2 300 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    Российская идентичность и межкультурные коммуникации

    • Вид работы:

      Самостоятельная работа

    • Выполнена:

      13 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      1 400 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    проблематика основных отраслей философского знанияонтология философское учение о бытии

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      6 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      1 500 руб

    Заказать такую же работу