Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Философия эпохи Возрождения. Основные принципы и идеи
Содержание:
- 13 ноября 2023
- 4 минуты
- 604
Эпоха Возрождения или Ренессанс – это период культурной и идейной сферы жизни развития западных стран и Центральной Европы. Чаще всего временные рамки этого периода обозначают с XV по XVI вв. Однако, если говорить, например, об Италии, то первые зачатки совершенно нового воззрения на мир стали формироваться ещё в конце XIII в.
Это то самое время, когда происходило становление системы мировоззрений, которую называют гуманизмом.
Особенность Возрождения в том, что оно не представляло собой широкое народное движение. В силу этого, гуманистами принято считать немногочисленную группу учёных и художников, покровителями которых были щедрые меценаты и так называемые папы-гуманисты.
Учёные эпохи Возрождения и церковь
Учёные эпохи Ренессанса достаточно неоднозначно относились к церкви и религии. Стоит заметить, что среди представителей гуманизма было немало откровенных вольнодумцев, которые несмотря на свои взгляды, с удовольствием посещали службы в церкви и шли на молебны к церковным иерархам, однако это вовсе не мешало им постоянно указывать на чрезмерную порочность последних.
Многие гуманисты на протяжении длительного времени сохраняли свои суеверных воззрения на Античность, например, часто интересовались астрологией. Большинство из них продолжало благоговеть перед авторитетом, подобно средневековым философам, только необходимо уточнить, что авторитет церкви они заменили на авторитет Античности.
Возрождение стало колыбелью для создания духовной атмосферы, этому способствовало возрождение знания греческого мира. Эта атмосфера послужила полем для возобновления соперничества с эллинскими достижениями.
Дж. Пико делла Мирандолла работает над созданием известной "Речи о достоинстве человека", которая в последствии признаётся манифестом зрелого гуманизма.
Идеи и воззрения Н. Кузанского
Николай Кузанский был сторонником осуществления процесса синтезирования ортодоксальной христианской философии, неоплатонизма и новых тенденций гуманистической мысли. Он отметился как последний средневековый и самый первый новоевропейский философ.
Согласно его теории "учёного незнания" богоподобность конечного разума с его способностью познавать абсолютное не только посредством определённых явлений, но и через саму его непознаваемость, которая даётся разуму каждый раз особым образом. Этот принцип помогает в строении изощрённой диалектики относительного и абсолютного, а также максимума и минимума. Философ говорит о совершенно новой программе тотальной реформе наук и религий. В отношении культурной сферы эпохи Возрождения, Н. Кузанский говорит о её невостребаванности, в силу того, что в её основе лежит мистико-диалектический стиль мышления.
Навигация по статьям