Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Философия Нового времени и эпохи Просвещения

Содержание:

Эпоха Просвещения в философии

Период Нового времени в истории, включая эпоху Просвещения, охватывает время с XVIII до XIX вв.

И. Кант говорил, что Просвещение – это необходимая эпоха развития человечества. Г. Гегель видел в Просвещении рационалистическое движение XVIII века в культуре и духовной сфере.

Эпохой Просвещения называли такое идейное течение в Европе, которое было основано на убеждении в том, что решающая роль в познании мира и человека принадлежит наукам и разуму. Своими корнями она уходит в Англию – к трудам Дж. Локка, Дж. А. Коллинза, Дж. Толанда и А.Э. Шефтсбери. Основными представителями эпохи во Франции были Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж.Ж. Руссов, К.А. Гельвеций, Д. Дидро. «Век французского Просвещения» пришелся на 1715-1789 гг. В Германии представителями были И.Г. Гердер, Г.Э. Лессинг и И.В. Гете. В общих чертах период эпохи Просвещения характеризовался бурным развитием естественных наук – физики, математики, химии, астрономии, медицины, биологии, механики и физиологии. Такое интерес к данной сфере определялся потребностями нового буржуазного общества, которое пришло на смену феодализму. Научная революция началась именно в данный период времени, и толчок ей был положен благодаря знаменательным открытиям Н. Коперника, Тихо де Браге, И. Кеплера, Г. Галилея, а завершил эпоху И. Ньютон. Благодаря применению механического метода в науке появился уникальный процесс познания физической картины мира, а из-за воззрений Ньютона механическая причинность получила также еще и глубокое математическое обоснование. Тем не менее, зная движение, механика не знает развития. В связи с этим философы того времени в основном пользовались метафизической методологией.

Вместе с тем, в этот исторический период развивался пантеизм (греч. Pan – все, Theos – Бог), который зародился в древности и прошел через Средневековье. Суть пантеизма в отождествлении Мира и Бога – все есть Бог, единосущее, вне Бога нет ничего, но Бог отсутствует вне Мира. Это также добавляло определенный гносеологический колорит представлениям о всеобщей картине Мира и методах его познания. 

Основными проблемами философии того времени были учение о бытии и учение о познании:

  • Методы и уровни познания;
  • Исследование субстанции (первоосновы) универсума и ее свойств;
  • Изучение соотношения материальной (атомы) и духовной (монады) единиц бытия;
  • Причины заблуждений.

Ведущие мыслители эпохи Просвещения

Одним из выдающихся мыслителей эпохи Просвещения был Френсис Бэкон.

Замечание 1

Френсис Бэкон (1561-1626). Английский философ, юрист, родоначальник английского материализма и эмпиризма, экспериментирующей науки эпохи Просвещения. Отцом будущего философа был Николас Бэкон, лорд-канцлер хранителя Большой печати Короля. Его тетей была жена сэра Уильяма Сесила, который стал затем лордом Бэрли. Обучение юный Френсис прошел в Кембридже. Уже в 23 года он стал членом парламента и советником графа Эссекса, который был одним из лидеров пресвитериан. Во время правления короля Якова I он занял должность своего отца и стал лордом-канцлером (1618-1621). Однако, спустя два года его предвзято обвинили во взяточничестве, несмотря на то, что подношения чину такого ранга в Англии были неким «правилом». Бэкона предали суду, оштрафовали на несколько тысяч фунтов стерлингов, заключили в Тауэр и затем выслали из Лондона, лишив права занимать государственную должность. За то время, пока Бэкон находился в изгнании, он занимался экспериментальными исследованиями и писал теоретические труды. Он является автором трактата «Новый органон или истинные указания для истолкования природы» (1620), который является частью незавершенного трактата «Великое восстановление наук» (по аналогии с «Органоном» Аристотеля). В этом трактате он развил новое понимание задач науки – увеличение могущества человека над природой и заложил основы научной индукции, базирующейся на эксперименте. Также достоин внимания цикл работ, которые касались «естественной истории отдельных явлений и процессов природы»: «Приготовление к естественной и экспериментальной истории» (1620). Утопическая повесть «Новая Атлантида» Бэкона была посвящена проекту государственной организации науки. Пока Бэкон был в изгнании в своем имении он проводил зимой опыты по консервации кур посредством замораживания их в снегу, из-за чего подхватил простуду, тяжело заболел и погиб.

В качестве субстанции (первоосновы сущего) он рассматриваю материю, которая обладала разными свойствами – пространством, движением и временем. Он был сторонником новой науки, отличавшейся от схоластики. По его мнению, научные методы должны были отвечать подлинным целям науки, которые заключались в обеспечении благополучия и достоинства человека. Бэкон ратовал за поиск истины через знания. Одно из ключевых его выражений – «Знание – сила», которое стало путеводной нитью в процессе прояснения целей и задач самой философии. Бэкон заложил основы метода индукции в познании, т. е. логике движения от частного к общему, которое отличалось от дедукции, которая применялась в Средние века.

Он также считается основателем учения о решающей роли эксперимента и опыта в познании – эмпиризма. По Бэкону, истинному познанию бытия мешают предвзятые идеи и ложные представления, присущие человеку. Они обусловлены следующими причинами:

  • Привычкой поклоняться авторитетам;
  • Традиционными учениями;
  • Несовершенством человеческих органов чувств;
  • Неправильным употреблением слов.

Ф. Бэкон выделял три типа ученых, занимающихся познанием мира и природы:

  • «Пауки», которые занимаются умозрительными построениями;
  • «Муравьи», которые собирают разные знания в кучу, не систематизируя их
  • «Пчелы», которые систематизируют результаты опыта и наблюдений.

При этом основной приоритет в познании Бэкон отводил эксперименту и опыту. Исходным положением его философии был беспристрастный ум, который освобожден от разных предрассудков, открыт для опыта и внимает ему.

Для того, чтобы овладеть истиной вещей нужно прибегнуть к верному методу работы с опытом, который будет гарантировать успешный исход. Будучи родоначальником эмпиризма Бэкон недооценивал значимость разума. Проявление силы разума в способности организовать наблюдение и эксперимент таким образом, чтобы услышать голос самой природы и верно истолковать то, что она говорит. 

Рене Декарт является одним из главных представителей эпохи Нового времени. Если Ф. Бэкон придерживался эмпирических приоритетов, то Декарт заложил основы рационалистической традиции познания мира. На первое место ученый поставил разум, а роль опыта свелась к простой практической проверке данных интеллекта. 

Замечание 2

Рене Декарт (латинизированное имя Картезий, 1596–1650). Французский философ, физик и математик. Родился в знатной семье члена совета парламента Бретани. В 1604-1612 году воспитывался в иезуитском колледже Ла Флеш, где обучался математическим наукам. После того, как его отец погиб, Рене продал землю, которая досталась ему в наследство и какое-то время жил на проценты. Будущий ученый проходил воинскую службу в голландской и баварской армиях с некоторыми перерывами, принимал участие в Тридцатилетней войне, которая была первой общеевропейской войной между двумя коалициями за господство в Европе 1618–1648 гг. В 1629 году он, оставив службу, уехал в Нидерланды, где занимался наукой на протяжении 20 лет. Чтобы спастись от преследований нидерландских богословов, Декарт переехал в Швецию, где принял приглашение Королевы Кристины о помощи в организации Академии наук. Тем не менее, он не сумел перенести жесткий режим дня и суровый шведский климат, заболел пневмонией и умер. Ученый никогда не состоял в браке, однако у него была внебрачная дочь, погибшая в пятилетнем возрасте.​​​​​

Рационализмом (от лат. Ratio – разум) называют философское воззрение, которое признает мышление в качестве источника познания и критерия его истинности.

Декарт хотел разработать универсальный метод для всех наук на основе рационалистической теории, которая предполагает, что в человеческом уме существуют врожденные идеи, во многом определяющие результаты познания (например, «две величины, которые равны третьей, будут равны между собой»).

В истории философии Р. Декарт остался в качестве философа-дуалиста – он выделял в основании бытия две (лат. dua – два) самостоятельных субстанции: духовную и материальную, которые существуют параллельно и независимо друг от друга.

В соответствии с теорией Р. Декарта, мышление является механистичным, что объективно ввиду научного знания, которое существовало на тот момент. Вселенная, Мир по Р. Декарту – это огромный механизм, обладающий своей историей и динамикой изменений. Бог создал первоначальный импульс к существованию и развитию мира, однако впоследствии мир развивался благодаря самостоятельной творческой силе материи.

Декарт был одним из первых ученых, разработавших идеи эволюции (хоть и на механистической основе). Он сумел провести данные идеи сквозь все области учения о природе – от рождения светил и планет до того, как возникли растения, животные и человек. По Декарту, звезды, планеты и их системы образовывались благодаря вихревому движению материи: мировая материя является беспредельной, однородной, в ней нет пустот и ее можно поделить до бесконечности. Таким образом,

Декарт был одним из первых философов, которые вплотную подошли к идее о материальном единстве мира (универсума). Материя постоянно находится в количественном и качественном движении, которое определяется универсальными законами механики.

Метод в теории научного познания Р. Декарта – аналитический или рационалистический. Он базируется на индукции, движении мысли от простого к сложному. Посредством достоверности мысли и бытия мыслящего существа, метод движется к достоверности бытия вещей. «Я мыслю, следовательно, существую» («cogito ergo sum») - метафизическое положение Декарта, благодаря которому он первым предложил использовать в познании рационалистический метод.

Философия Декарта была связана с его математическими, физическими и космогоническими исследованиями. В космогонии ученый развил новую научную идею о естественном развитии солнечной системы и создал теорию, которая объясняла образование и движение небесных тел путем вихревого движения частиц материи (вихрей Декарта). В математической науке он был одним из создателей аналитической геометрии, который ввел понятия переменной величины и функции, а также создал многие алгебраические обозначения. В механике он вывел относительность движения и покоя, а также сформулировал общий закон действия и противодействия. Среди основных сочинений Декарта: «Рассуждения о методе» (1637), «Первоначала философии» (1644), «Размышления о первой философии» (1644), «Геометрия» (1637), «Страсти души» (1640). Основные произведения Декарта были изданы на русском языке в «Избранных произведениях» в 1950 году. 

Бенедикт Спиноза, нидерландский философ, развил материалистическую сторону учения Р. Декарта. Он считается создателем геометрического метода в философии, т.е. перенесения геометрических аксиом в философию. За свое религиозное свободомыслие Спинозу подвергли «великому отлучению» руководители еврейской церковной общины Амстердама (херем в 1656 г.).

Замечание 3

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632–1677), нидерландский философ, натуралист-пантеист, который стремился, опираясь на метод геометрии, создать целостную картину мира, в основе которой лежит тождество природы и Бога. Спиноза родился в купеческой семье, принадлежащей к еврейской общине. После смерти отца будущий ученый продолжил его дело, занимаясь вне общины наукой, среди лиц, которые были оппозиционно настроены по отношению к кальвинистской церкви, господствовавшей в Нидерландах. После того, как Спинозу за его взгляды отлучили от общины, он проживал в деревне, где зарабатывал на жизнь, шлифуя линзы, а затем – в Рейнсбурге, предместье Гааги, где он написал главные свои философские произведения. Его философское учение сложилось в объективной исторической обстановке Нидерланд после того, как страну освободили от испанской феодальной монархии и в ней начал бурно развиваться капитализм. Спиноза придерживался идей республиканского правления, во время своей борьбы с олигархическим руководством еврейской общины выступал против иудаизма. Его основными сочинениями являются «Этика» (1677), «Богословско-политический трактат» и «Политический трактат» (1677). Спиноза противопоставлял дуализму материалистический монизм (от греч. Monos – единственный) – это философское учение, в соответствии с которым все многообразие мира можно объяснить с помощью единой субстанции – либо духа, либо материи.

Ученый отвергал представление о том, что мышление – это основная субстанция, которая словно существует сама по себе и проявляется сама через себя.

В религии он придерживался натуралистического пантеизма – Бог, идеальное и материальное у него сливались в единую бесконечную субстанцию, которая находится вне сознания и является причиной самой себя, не нуждаясь в каких-либо других причинах.

Спиноза не отделял Бога от природы и полностью лишил его качеств личности. В своем определении природы в качестве единой основы или субстанции, вечное бытие которой происходит из ее сути, Спиноза полностью отказывался от центрального догмата христианства о «творении из ничего» и о Боге как творце природы. Дань времени он отдавал лишь в том, что называл природу Богом, а Бога – природой.

Одно из главных достоинств философии Спинозы заключается в обосновании тезиса о субстанциальном единстве мира. Однако, кроме него в его взглядах также присутствовали и элементы диалектического понимания мира – о единстве конечного и бесконечного, единого и многого, свободы и необходимости.

Спинозе принадлежит известное высказывание о том, что «Свобода – это осознанная необходимость».

Навигация по статьям

Выполненные работы по философии
  • Философия

    Жизнь и философия Сократа

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      20 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      800 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    Научные революции и смена типов рациональности

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      20 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      1 900 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    акон единства и борьбы противоположностей

    • Вид работы:

      Курсовая

    • Выполнена:

      19 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      6 400 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    Наука как предмет философскометодологического анализа

    • Вид работы:

      Презентации (PPT, PPS)

    • Выполнена:

      15 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      2 300 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    Российская идентичность и межкультурные коммуникации

    • Вид работы:

      Самостоятельная работа

    • Выполнена:

      13 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      1 400 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    проблематика основных отраслей философского знанияонтология философское учение о бытии

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      6 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      1 500 руб

    Заказать такую же работу