Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Философия европейского Просвещения XVIII века
Содержание:
- 02 октября 2023
- 8 минут
- 2542
Период, для которого характерна философия Нового времени, называют утром рационализма. В свою очередь эпоха Просвещения – торжество рационализма. Оформились идеи, которые только зарождались в период Возрождения и далее получили своё развитие в XVII-XVIII вв.
Просвещение – время гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Просвещение в качестве идейно-мировоззренческого движения своего апогея достигло во Франции, но, несмотря на это, распространение движение получило практически во всех странах Европы. Многие исследователи говорят о том, что Новое время и Просвещение неразрывно связаны между собой и их нельзя разорвать, поскольку концептуально идеи Просвещения не отрицают философию Нового времени, а скорее продолжают их и углубляются. Именно поэтому некоторых философов относят и к Новому времени, и к Просвещению. Однако философы эпохи Просвещения не только исследуют классические идеи рационализма, но и разрабатывают новые, основанные на критике картезианской метафизики.
Особенности философии и культуры эпохи Просвещения
Особое место в философии Нового времени занимает как раз философия эпохи Просвещения. Отсчёт идёт от деятельности Канта.
Стоит всё же разобраться, почему именно XVIII в. принято называть веком Просвещения, и какой смысл имеет этот термин. А содержание у этого понятие такое: символизируется свет, а также просвещение этим самым светом. В свою очередь свет – это один из самых древних религиозных символов, который обозначает, в первую очередь, Бога и Божественный Свет духа святого.
В этих словах таится сокровенный смысл и, несмотря на то, что говорится о "свете разума" имеется в виду просвещение человека и всего человечества светом учения Христа.
В свою очередь, деятели эпохи Просвещения говорили о другом смысле слова и понимали просвещение человека светом своего разума, полностью свободного от предрассудков. Кант тоже имел своё видение термина "просвещение".
Кант писал: "Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине".
Кант утверждал, что девизом Просвещения должна стать фраза: "Имей мужество пользоваться собственным умом!" Он говорил, что Просвещение – это способ выхода человека из собственного несовершеннолетия, виной всему его несмелость, и находится он в таком состоянии по своей воле. Кант объясняет, что несовершеннолетие человека заключается в том, что он не может самостоятельно пользоваться своим разумом, чтобы принимать взвешенные решения, не опираясь на кого-то иного, кто является авторитетом.
В конечном счёте, понятие "Просвещение" стали употреблять по отношению к широкому культурному движению в Европе и Северной Америке в конце XVII–XVIII вв. Главная задача деятелей Просвещения состояла в том, чтобы распространить идеалы научного знания, политических свобод, общественного прогресса, а также уйти от предрассудков и суеверий.
Предпосылки эпохи Просвещения
Мотивом к наступлению эпохи Просвещения служили и социально-экономические назревающие факторы. Здесь смело можно говорить о кризисном положении феодализма, а также становление капиталистических отношений в Западной Европе.
Важную роль в зарождении просветительских взглядов сыграло и научное естествознание XVIII в. Б. Франклин, Л. Эйлер, Ж.-Л. Де Бюффон, А. Лавуазье, К. Линей активно трудились на научном поприще, что не заставило долго ожидать новых научных открытий и изобретений. Эти учёные и исследователи, а также множество других деятелей оказывали серьёзное содействие развитию и росту интереса к науке, а также закреплению её авторитета в общественном сознании.
Культура эпохи Просвещения
Философия стала культурным центром в период эпохи Просвещения. Сами философы называли этот период веком философии. Считалось, что философия занимает центральное место среди остальных наук и способствует переменам в обществе.
Несмотря на то, что эпоха Просвещения всё же выделена в отдельный этап развития философской мысли, существует мнение, что воззрения некоторых философом серьёзно разнились и даже в некоторых случая противоречили друг другу. Тем не менее, этот период характеризуется определёнными идеологическими и культурными признаками.
Вера в разум человека – один из наиболее важных признаков эпохи Просвещения. Последователи верили в то, что с помощью человеческого разума можно привести общественность к прогрессу, ранее неизведанному. Просветители были убеждены, что все человеческие беды от непонимания и незнания, которые можно победить путём познания и просвещения.
Деятели науки эпохи Просвещения были уверены в том, что существует конкретный, стройный порядок природы, который полностью зависит от её законов. А познание и правильное истолкование этих законов даст возможность сформировать естественную мораль, естественную духовность и естественное право, которое позволит избавить человечество от социальной и природной зависимости.
Просветители не отделяли практику от теории, практическое познание в совокупности с теоретическим обеспечивало прогресс, а он, в свою очередь, был ключевой целью общественной жизни.
В художественной литературе также были свои особенности, характерные для данного периода. С помощью литературы философия проникала в массы, это вовсе не было целью просветителей, но популярность идей возрастала в разы. Это было не поверхностное изображение, а скорее с глубоким смыслом посредством сатирического описания общественных норм, законов и даже политических событий. Именно в этот период появляется жанр философский роман. Свои произведения в этом жанре представили Монтескье – "Персидские письма", Вольтер – "Кандид, или Оптимизм", "Простодушный", "Микромегас", Дидро – "Жак-фаталист и его хозяин". Пропагандой философский идей послужили и произведения "Фауст" Гете, драмы Шиллера – "Разбойники", "Мария Стюарт", "Коварство и любовь" и др.
Таким образом, XVIII в. становится этапом возрождения тенденций решения проблем индивидуальных и общественных, природных и социальных. Такие взгляды были характерны античным софистам. Они, в свою очередь, рассуждали о различиях того, что существует согласно законам природы и того, что обязано своим существованием человеку и его деятельности. Отсюда прижившиеся название для софистов – античные просветители. Схоже с французскими материалистами они придерживались мнения о том, что человек – это природное создание. Ввиду этого его чувства и склонность к проявлению различных эмоций являются определяющим фактором, характерным человеку. Отсюда сенсуализм в теории познания и гедонизм в этике материалистов-просветителей.
Навигация по статьям