Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Философия права личности
Содержание:
- 10 января 2024
- 7 минут
- 145
Понятие право имеет множество значений. С этим словом связаны не только запреты или ограничения, но и положительное восприятие. Вследствие этого, можно говорить о том, что право связано с личностью, которой характерно понятие ответственности и свободы воли. Здесь же можно говорить и о связи с правом как необходимостью нести ответственность за свои деяния, а также синтеза "Я" и "Другого".
Философия личности
Формирование личности, как самостоятельной и разумной сущности, которая способна контролировать свои поведенческие состояния, происходит в условиях доверия и уважения, при этом учитывается факт права на свободу. Щедрый кредит и строгий спрос – вот рубеж, между которым базируется многообразие этнических и правовых оценок. При этом следует учитывать, что само право это и есть те границы, переступать которые нельзя. Это может быть наказуемо. Однако движение в пределах границ и есть свобода.
Пространство свободы должно быть достаточно широким. Его задаёт право. Логично предположить, что объём зависит от социальных, политических и экономических параметров. Право ориентируется на личность. Оно авторитарно и полностью элиминирует обращение с людьми, как в частями государственной машины. Здесь даже исключается момент во благо самого человека или народа.
Представление о праве, как о "минимуме морали" в корне ошибочно. Также как и мысль о том, что право вытекает из долга. На самом же деле, право это самостоятельный механизм, но его нужно беречь и заботится о нём во время эксплуатации. Интересен тот факт, что сбои в работе механизма могут возникнуть из-за абсолютизации морали, справедливости, правды и т.п. Пресекая самые серьёзные формы зла, право оставляет место для изворота неморального, но необходимого для жизни поведения. В таком случае оно служит прикрытием не только против насилия, но и против принудительного прессинга из области традиций и моральных норм.
Просветители и их взгляды на право
В XVIII в. случился переворот в понимании права. Его можно расценивать как переворот запретительного характера. Мишель Фуко описывал его как согласие на "право на жизнь" и полное отречение от устоев "право на смерть". С тех пор власть не являет собой запреты, а скорее олицетворяет советы и рекомендации. Сегодня, в современных условиях, когда тенденция подобного рода выражена наиболее ярко, можно наблюдать. К чему всё это приводит – порождение экономии и воздержания. А всё потому, что проведя многие годы под гнётом запретов и контроля, сегодня человек получил благодаря рекламе излишек вещей, что привело к использованию в огромных количествах кредитов. В нынешних условиях человек от самого своего появления на свет получает кредит, но платить за него приходится по полной. Из всего этого следует появление таких чувств как самодисциплина, ответственность, и при этом упадок аскезы и вечная экономия.
В эпоху абсолютизма, когда о правах личности даже и речи не шло, когда в странах Европы наблюдалась бесконечная ферментация умов, когда истязания мятежами и разбоями продолжались многие годы, о праве говорилось только в контексте уголовного наказания. При этом подразумевалось, что любой здравомыслящий человек вверяет свои права монарху ради того, чтобы получить защиту. Но не следует упускать из виду тот момент, что уголовному наказанию подвергались и "неморальные" поступки, например, чревоугодие или пьянство.
Фуко раскрывал истинный мир и показывал, насколько медицина и право перенасыщены строгими морально-религиозными нормами. "Секуляризация" права энергично захватывала юридическую систему в XVIII веке. Именно в этот период незаметно законодатели встроили в юридическую систему моральные нормы, которые были выгодны им самим. Но светлые умы – просветители, замечали это, и сегодня мы можем наблюдать насколько явно они пытались побороть систему в своих трудах. Ведь подобная система совершенно точно создавала условия для роста преступности, поскольку не давала возможности человеку проявлять собственную инициативу под видом соблюдения традиционных норм. Значительную угрозу создавало и то, что правительственная и судебная власти были не разделимы. Под видом соблюдения прав человека собиралась некая часть людей для устрашения "непослушных", а также применялась публичная казнь.
Просветители считали, что беспощадность наказания не сократит количество злодеяний. Назревала необходимость отделения преступления от проступка. Их лозунгом стали слова:"Лучше десятки ненаказанных злодеяний, чем наказание хотя бы одного невиновного". По их мнению, законы обязаны охранять жизнь каждого человека не только от насилия в чистом виде, но и от вмешательства в его жизнь государства или церкви. Однако не всё было так гладко, даже с момента, когда мораль стали отделять от права. Г. Гегель отмечал с критической стороны негативные тенденции перемен и взывал к "одухотворению" государства.
Взгляды российских просветителей
Российская интеллигенция осудительно относилась к формализму, который сковал европейское право. Они хотели построить "русский социализм", пропуская этап буржуазного правового государства. Ещё К. С. Аксаков высказывал мнение о том, что русский народ негосударственный. Нашему человеку не нужны политические права, и речь вовсе не о рабстве, а о том, что русский человек сам с превеликим удовольствием позволяет властвовать правительству, поскольку для него важна скорее нравственная свобода. Однако, что эта свобода не нереализуема без внешних условий, понимания не было.
Навигация по статьям