Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Поль Анри Гольбах и его основные философские идеи
Содержание:
- 12 августа 2023
- 5 минут
- 1434
Поль Анри Гольбах был философом материалистом, которому характерны воззрения многих современников его эпохи европейского общества. Он никогда не стеснялся в выражениях и был максимально прямолинейным, чем, кстати, в большей степени и настроил против самого себя некоторых представителей различных философских школ своего времени.
Воззрения П. Гольбаха
Главным философским трудом П. Гольбаха считается "Система природы", иногда её называют "библией материализма". В этом произведении мыслитель синтезирует все душевные качества человека в деятельности тела. Это лежит в основе того, что он напрочь отрицает свободу воли и даже саму суть совершенствования.
Философ считал, что счастье заключается в удовольствии. Он утверждал, что материя существует сама по себе, при этом она есть причина всего: она – собственная причина. Каждое материальное тело состоит из атомов.
Самый простой пример наподобие того, как удары пальцев по клавишам, превращают звук в музыкальное произведение, так и удары предметов о наши органы дают ощущения всевозможных свойств. П. Гольбах старался максимально просто сформулировать и интерпретировать процесс сознания, хотя до него было выдвинуто множество тезисов и идей по этому поводу.
Идеи французских просветителей
Для понимания материалистического объяснения душевных, личностных специфических особенностей человека, можно взять цитату из книги врача из Франции, который придерживался идей материализма Ж. О. де Ламерти из книги "Человек-машина": "Что нужно было, чтобы превратить бесстрашие Кая Юлия, Сенеки или Петрония в малодушие или трусость? Всего только расстройство селезёнки или печени, или засорение воротной вены. А почему? Потому, что воображение засоряется вместе с нашими внутренними органами, от чего и происходят все эти своеобразные явления истерических и ипохондрических заболеваний".
Французские просветители разнились своими взглядами. Иногда прослеживались даже полностью противоположные воззрения. Однако в общей массе они были полярно противоположны миру официальной практики и идеологии. Объединялись ровно настолько, насколько противостояли правящим сословиям. Все они опирались на принцип: в случае, когда человек и его личные качества зависят от окружающей среды, тогда его пороки принимаются как следствие воздействия этой среды. Изменить человека и освободить его от недостатков можно только путём развития в нём положительных качеств, вместе с этим необходимо также менять окружающую среду и общественную в том числе.
Мыслители и философы придерживались той позиции, что они живут в эпоху перемен, в переломное время, когда чувствуется приближение торжества разума и победы просветительских идей, в "век триумфа философии".
"Энциклопедия" как признак великой эпохи
Местом, где сконцентрировались умы философской науки и их единомышленники оказалась "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел". Д. Дидро и его соратник Ж. Л. Д'Аламбер видили своей целью – представить "общую картину усилий человеческого разума во всех народах и во все времена".
Это произведение, которое собрало самых ярких представителей не только Франции, но и всей Европы, стало отражением духовной жизни эпохи.
"Энциклопедию" считают важнейшим памятником литературы, который был создан французскими просветителями.
Навигация по статьям