Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Зарождение и становление христианской философии в первых веках
Содержание:
- 17 октября 2023
- 5 минут
- 988
Формирование христианской философии
Христианство как религия появилось в I в. н.э. где-то в восточной части Римской империи – Палестине. Во II–III вв. оно распространилось на всей территории древнего государства и даже за его пределами. В силу того, что по закону христианства существует только один истинный Бог, все остальные римские боги были в один миг свергнуты со своего олимпа. Марс, Юпитер, Ромул и другие больше не были официальными богами римлян, теперь о них говорили как о лже-богах, а иногда даже как о демонах.
Довольно подозрительно выглядели христиане на фоне тех, кто преклонялся перед римскими богами. Римляне обожествляли даже своих императоров, в то время как христиане отказывались это делать. В сложившейся ситуации уже в I–III вв. стали происходить многочисленные акты гонений в отношении христиан.
В начале IV в. христианское общины окрепли и представляли собой достаточно серьёзные и мощные силы, с которыми, пусть так и не хотелось, но императорам приходилось считаться. В 313 г. случилось важнейшее событие: императоры Константин и Лициний издали Миланский эдикт, согласно которому все религии получали одинаковые права.
325 г. также был знаменательным: император Константин издал указ, который гласил, что христианство с этого момента является государственной религией Римской империи. Это стало толчком к тому, что примерно в 395 г. император Феодосий Великий принял указ, в котором говорилось о запрете языческих религий и закрытии всех их храмов. После этого в Римской империи христианство осталось единственной религией. В это время начинается активное преследование язычников, ведётся борьба с культурой язычников и, конечно, с философией.
Развитие и становление христианской философии
Развитие христианской философии происходило в I–III вв. Оно происходило достаточно медленно из-за ряда сложностей, которые возникали на её пути. Среди веских причин торможения развития философии, было мнение главных идеологов христианства (Тертуллиана, Иустина и Татиана) о том, что якобы христианская вера и христиане категорически не нуждаются в философии в любом виде. В силу этих обстоятельств вся предшествующая философия была отброшена ими прочь. Также существовало мнение, что философия поспособствует объяснению христианской веры, а для этого пригодятся даже языческие идеи, но для начала их необходимо было бы очистить от собственного языческого содержания.
В основе христианской философии лежало учение иудейско-эллинистического философа Филона Александрийского. Его идеи оказали огромное воздействие на становление христианской философии.
Идеи христианского вероучения первыми появляются в библейских текстах в Новых заветах. Собственно философское осмысление христианства формируется в гностицизме, учении Оригена, а также в апологетике и патристике.
- Гностицизм. Существует как идейное направление в I–III вв. Осуждается церковью как источник ересей.
- Ориген. Просуществовал всего несколько десятилетий со 185 г. до 254 г. Церковь полагала, что он оказал огромное влияние на патристику, но по ряду вопросов всё же церковью был осуждён.
- Апологетика. Проповедовалась на протяжении II–V вв. Имела одобрительное отношение от церкви и признавалась ей полностью.
- Патристика. Существовала в V–VIII вв. Была полностью признана церковью в качестве теоретической базы христианского богословия.
Сотериология заняла важное место в христианской теологической науке, потому что их цели совпадали. Ведь целеполагание в христианстве строится на обретении райского удовольствия, также как и сотериология относится к учению, посредством которого человек учится искать тот самый путь к получению райского блаженства, тем самым приближаясь к Творцу.
Навигация по статьям