Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Направления постклассической философии
Содержание:
- 23 апреля 2024
- 11 минут
- 1916
Постклассическая философия включает в себя философские учения XIX – начала XX в., которые переворачивают центральное положение классической философии и тем самым формируют основные принципы нового типа философской науки.
Самыми яркими представителями постклассической философии были А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, К. Маркс, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, о. Шпенглер, О. Конт, У. Джеймс, Ч. Пирс и др. Идейные школы, которым были близки взгляды посклассической философии это философия воли, философия жизни, марксизм, позитивизм и прагматизм. Ключевой особенностью философии этого периода является иррационализм, который строиться на переосмыслении категории бытия. Бытие меняет своё обличие. Оно больше не отождествляется с разумом. Теперь оно представляется как жизнь, воля, практика и опыт.
Вместе с этим меняется и представление о природе человека. Человек, по мнению мыслителей, становится существом, которое подвластно не только разуму со всеми его проявлениями, но и чувствам: сознательным и бессознательным.
Философия воли
А. Шопенгауэр – основатель философии воли утверждает, что сущность жизни человека заключается в воле. Отсюда и название его концепции – волюнтаризм. Мыслитель считает, что именно неограниченная Мировая воля является средством, которое порождает все события и явления мира. Однако сама воля, согласно идеям А. Шопенгауэра, не имеет основы, она скорее представляет собой бесконечное бесцельное стремление. Человек – орудие воли, ему не подвластно избавление от желаний. Философ считает, что вырваться из круга желаний можно только посредством бесцельного и беспредметного созерцания. Это видится возможным лишь в искусстве, которое не опирается на практический интерес. Иными словами, ведение аскетического образа жизни является оптимальным способом ухода от желаний.
Академическая философия жизни
Идеи А. Шопенгауэра поддерживали Ф. Ницше и А. Бергсон в концепции творческой эволюции и В. Дильтей в академической философии жизни. Их идеи базировались на отрицании бесконечного, разумного бытия как начальной позиции философской категории. Они заменили это понятием жизни. Мыслители установили разницу между неподвижным, умопостигаемым бытием и спонтанным потоком жизни. Где вечное становление без цели невозможно зафиксировать или познать посредством рациональных понятий.
Мыслители придерживаются мнения, что познавать жизнь, опираясь на рассудок – бессмысленно. Интеллект становится беспомощным перед лицом бесконечных перемен. В силу этого, на его место приходят интуиция и инстинкты. Философия жизни заключается в радикальной попытке отойти от механистического понимания мира и человека, которое в середине XIX в. явно приобрело несостоятельные очертания.
Неоценима роль философии жизни и её влияние на формирование и дальнейшее развитие западной философии и культуры. Отыскать идеи философии жизни можно в философии истории О. Шпенглера. Концепции мыслителей-экзистенциалистов также наполнены воззрениями философии жизни. Кроме того, литературное творчество М. Пруста, Д. Джойса, Р. М. Рильке, Г. Гессе и др. вдоль и поперёк пропитано идеями философии жизни.
Марксизм
Марксизм или как его ещё называют философия диалектического и исторического материализма, оформился в отдельную концепцию в середине XIX в. Основоположниками этой концепции по праву считаются К. Маркс и Ф. Энгельс. Они переосмыслили проблемы истории, по иному взглянули на природу человека и особенности его познания. Ключевым фактором новой концепции стало предложение всеобъемлющего материалистического взгляда на бытие и сознание, природу и культуру, общество и человека. В основе марксизма лежит понимание философии как инструмента, с помощью которого можно изменить общество на гуманистических началах. В силу этого, марксизм является явным продолжением идей Просвещения.
Материалистическая диалектика и материалистическая концепция истории являются главным достижением этой идеи. Своё логическое продолжение марксизм получил в советской философии, которая опиралась с одной стороны на основные идеи диалектического и исторического материализма, а с другой – пыталась преобразовать к новым историческим условиям идеологическое положения марксизма.
Позитивизм
Формирование позитивизма произошло в 40-е гг. XIX в. Основателем его стал О. Конт. В основе его концепции находилось противопоставление нового взгляда на философии классическому. По его мнению, философия должна измениться. Она больше не наука о первоначалах, а методология. В классической форме, согласно воззрениям мыслителя, философия – это необъективное знание о несуществующих вещах. В новой форме философия – это наука о методе, которая должна освободиться от любых признаков метафизичности.
Результатами работы О. Конта стал вывод о том, что философских законов в мире не существует, от этого философия и не может познать реальность, таким образом, поиски последних причин не несут в себе какого-либо смысла и считаются мыслителем бесполезным занятием.
Всякая наука, а тем более наука о человеке и обществе, должна формироваться по подобию естествознания. Это должно происходить потому, что именно естественные науки могут служить началом объективного знания о мире.
О. Конт разделяет история человеческого духа на три этапа:
- Теологический.
- Метафизический.
- Позитивный.
На первом этапе человек объясняет мир при помощи сверхъестественных догм и сущностей. На втором – опираясь на вымышленные абстракции. Стоит заметить, что на этом этапе как раз-таки и формируется философское знание. На третьем этапе человек, в конце концов, приходит в объективным, научным толкованиям законов природы.
Позитивизм в корне изменил представления о науке в целом. В его основе лежало понимание науки только как естественных дисциплин, а знание было исключительно научным. Таким образом, разрушил философию вместе с размышлениями о смысле жизни и её первопричины.
Позитивизм развивался поэтапно, пройдя три стадии. Первая сформировалась в середине XIX в. Её представителями считаются О. Конт, Г. Спенсер и Д. Милль. Вторая стадия позитивизма связана с Э. Мах и Р. Авенариус. В этот период, на рубеже XIX и XX вв., позитивизм называли эмпириокритицизм. Однако стоит заметить, что в это же время развивался и первый позитивизм, который отражал идеи субъективного идеализма XVII в. В 20-е гг. XX в. оформился в отдельную концепцию третий позитивизм. Он носил название неопозитивизма. Ключевыми фигурами этого направления были Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Б. Рассел и др.
Неокантианство
Неокантианство появилось в 60-е гг. XIX в. Под общим названием объединилось несколько идей развития и модернизации философской науки.
"Назад к Канту" – это призыв всех направлений неокантианства. Но это своеобразное возвращение носит в каждом направлении свои особенности. Лишь Магбургская и Баденская школы в своей основе сохранили философский уровень пояснений, который был предложен И. Кантом. Остальные прибегали к психологизму и физиологизму.
Аксиологическая и гносеологическая тематика рассматривались в неокантианстве. В этом контексте, стоит отметить, что Магбургская и Баденская школы рассматривают проблемы культуры, делают попытки обосновать научное знание. Г. Коген, Э. Кассирер и др. концентрируют своё внимание на формировании трансцендентального метода И. Канта, при этом исключают в нём психологизм и антропологизм. Среди представителей Баденской школы такие фигуры как В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др. Они занимаются темой отличия предмета и метода наук о природе и наук о духе. А также заинтересованы проблемой ценностей человека.
Наибольшее значение представители неокантианства придают проблеме обоснования метода наук о духе. Этот метод они видят в сопоставлении уникального исторического бытия, которое является предметом этих наук, с ценностями, существование которых объективно. В силу этого, неокантианцы полагают, что философия – это наука о духе.
Прагматизм
Зарождение прагматизма произошло в 70-е гг. XIX в. Это произошло благодаря американской культуре. Среди представителей прагматизма такие имена: У, Джеймс, Ч. Пирс, Д. Дьюи. Именно они занимались переориентацией внимания философии на мир практических вещей. В основе прагматизма – успех, как он возможен, что для этого нужно. Ядро, на котором строится прагматизм – личность и всё, что с ней связано в повседневной жизни. Посредством прагматизма возрождается античное понимание философии как науки о любви к мудрости. Единственное отличие – базируется прагматизм не на философе-учёном, а на обычном человеке.
Американские философы отрицали идеи прежней философии, утверждая, что она абстрактна и созерцательна. Они выдвинули свою программу, посредством которой философия превращалась в метод разрешения ежедневных жизненных проблем. Ключевое понятие прагматизма – опыт. Он формируется в повседневной жизни и поэтому никогда не может получить завершение. Всякий опыт тесно связан с риском, отсюда можно сделать вывод, что главной задачей философии является помощь человеку в риске и принятии правильных решений для достижения определённых целей.
Прагматисты полагают, что вера – это наиболее позитивное состояние духа, которое ведёт к действию. А мышление не носит определённую ценность само по себе, оно выступает инструментом действия для приспособления к жизни.
Прагматизм достаточно пафосный, но в то же время он направляет действие в самостоятельное русло и призывает к ответственности.
Навигация по статьям