Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Философия Средних веков. Средневековая исламская философия
Содержание:
- 13 августа 2023
- 8 минут
- 479
Исламская философия средних веков датируется IX– XIV вв. Исламская религия одна из тех немногочисленных, в основе которой лежит призыв к познанию законов Вселенной. Согласно Корану, поиск знаний – это прямая обязанность верующего человека. Стоит заметить, что ни сам Мухаммед, ни его приближённые, философией не интересовались, но и против неё не высказывались.
Исламская философия Арабского халифата
Активно исламская философия развивалась в Арабском халифате. Она легла в основу идей нескольких религиозно-философских и мистических школ, которые оформились в исламском государстве. Исламская теология или калам применяла категории философии Античности, при этом не тяготела к искоренению любых влияний античности, тогда как в христианской теологии в первые два века её существования пытались истребить всякие воздействия античных идей.
Мутазилизм и его основные проявления
Мутазилизм – первая крупная школа исламской философии, которая появилась в первой половине IX в. Учение мутазилитов формировалось на фоне разногласий и диспутов с христианами, иудеями и зороастрийцами. Представители мутазилизма полагали, что сомнение – это основа познания, которое служит для отрицания слепого следования авторитетам и обычаям. Важнейшими идейными вдохновителями были Демокрит, Эпикур, Эмпедокл, а также некоторые другие античные философы. При этом интересовали мутазилитов другие проблемы. Например, вопросы о сущности и атрибутов Бога, о свободе Корана и его предназначении, а также о его сотворении или извечном бытовании.
К атрибутам Бога мутазилиты относили знание, жизнь, волю, зрение, слух и речь. При этом придерживались мнения об отрицании необходимости понимать их по аналогии с человеческими свойствами.
Представители данной религиозно-философской школы проповедовали свободу воли и интерпретировали её моральными аргументами. В таком отношении, если Бог справедлив, то он творит только то, что справедливо для его созданий, он не может поступать несправедливо, нечестно или быть источником зла. Зло и несправедливость порождается от воли человека, потому что он способен совершать и добрые, и злые поступки. Учение мутазилитов о свободе и воле является противопоставлением исламскому учению о всеобщей предопределённости. Высказывались мутазилиты и против официального положения ислама об извечности и несотворённости Корана.
Сторонники мутазилизма говорили о том, что необходимо анализировать в рациональном русле все без исключения положения ислама. Тем самым, они опровергали и отрицали все идеи, которые на их взгляд, не соответствовали разумным нормам. Школа мутазилитов является ярким примером философского рационализма в исламе, при этом одновременно оно противостоит официальному вероучению и вместе с тем мистическим трактовкам ислама.
Суфизм как мистическое течение
В VIII в. в исламской религии формируется мощное направление мистического характера – суфизм. На его становление повлиял античный неоплатонизм.
Суфии были убеждены, что в призрачности окружающего мира. Они проповедовали бедность, отказ от мирского и стойкое перенесение страданий. Приверженцы суфизма полагают, что обычные люди несовершенны, это выступает помехой для того, чтобы узреть подлинную реальность. Есть необходимость в том, чтобы очистить ум, страсти и инстинкты подчиняются нравственности. Высшей целью жизни суфии видят соединение с Богом. Путь к высшей цели лежит через экстаз. Путь к Богу видится им в ощущениях собственного несовершенства и постоянному желанию его достичь. Также говорится о верности и чуткости, которые устремлены к Творцу.
Суфии относились к шариату как к начальному шагу на пути к духовности, далее следовало обучение под предводительством совершенного духовного наставника, и только после этого наступал этап постижения истины. Суфии утверждали, что недостаточно лицезреть Бога, нужно растворяться в нём. Суфии не совпадали по мнению с мутазилитами относительно обоснований ислама. Последние говорили об интерпретации ислама посредством разума и логики, а суфии сосредотачивались на внутреннем осознании религиозных истин. В X и XI вв. суфизм широко распространился, а окончательно утвердился в философском статусе в конце XI и в начале XII в.
Важнейшие представители вне основных философских школ
Аль-Кинди
Для арабской философии Средних веков характерна деятельность некоторых фигур, которые не состояли в каких-либо основных школах. Виднейшим таким представителем арабской философии является Аль-Кинди, его часто называют "философом всех арабов". Его взгляды были близки к воззрениям мутазилитов, но он выстраивал свою философскую систему, которая основывалась на строгом мышлении и принципах причинности. Аль-Кинди говорил о том, что из-за всеобщей причинной связи, глубокое осмысление всякой вещи позволяет, как в зеркале, увидеть всю вселенную.
Аль-Кинди использует учение Аристотеля о четырёх причинах, чтобы обосновать существование Аллаха. Аллах, в представлениях Аль-Кинди, является действующей и целевой причиной всего.
Аль-Фараби
Аль-Фараби был младшим современником Аль-Кинди. Он обосновывал различные науки. Получил прозвище "второй учитель", первым был Аристотель. Аль-Фараби говорил о превосходстве философии, в силу того, что она ближе всех подбирается к истине. В качестве государственных правителей он также видит философов, только в таком случае оно станет "добродетельным городом". За основу мира принимал Первоначало, из которого в процессе эманации появляется Мировой разум и Мировая душа. Частично учение Аль-Фараби опирается на неоплатонизм.
Абу Али ал-Хусейн Ибн Абдалах Ибн Сина
Абу Али ал-Хусейн Ибн Абдалах Ибн Сина является знаменитым философом и врачом. Авиценна утверждал, что материя вечна, а причина всех вещей заключена именно в ней. Материя, по его мнению, может принимать формы деятельного разума, а он в свою очередь, порождает человеческие души. Главной работой Авиценны считается "Канон врачебной науки".
Аверроэс
Огромное значение для исламской философии оказала деятельность Аверроэса. Он утверждал, что не Бог сотворил мир. Материальный мир и Бог сами по себе вечны. А материя в его представлении – это возможность, которая проявляет различные формы в бесконечности. Аверроэс разделил философию на две части. Первая представляла собой религию, а вторая – наука исключительно для образованных людей. Он сделал акцент на то, что философия и религия похожи в предмете суждений, они обе устремлены к Богу, при этом рассуждают о нём в разных направлениях.
Средневековая исламская философия значительно повлияла на европейскую философию того времени. Европейские философы зачастую обращались к положениям мусульманской философии. Кроме того, именно труды исламских философов познакомили европейский мир с учениями Аристотеля.
Навигация по статьям