Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Философия права Гегеля. Уровни развития права. Политико-правовая система
Содержание:
- 13 февраля 2024
- 10 минут
- 1076
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) - выдающийся представитель немецкой классической философии XIX века. Его система учений легла в основу философской мысли всего мира.
Гегельянство было основано на философии предшествующих мыслителей, в особенности на идеях ионийских натурфилософов и взглядах И. Канта.
В 1821 году была опубликована работа Гегеля «Философия права», в которой Гегель рассматривал государство и право в качестве поиска рационального в реальности. «В праве человек должен найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права».
Философ считал, что никакой специфической методики исследования философия права не имеет, она декларирует тождественность понятийного содержания предмета и метода его исследования.
Право, по Гегелю, представляет собой наличное бытие свободной воли, и это «не есть закон, а объективный мир свободы, творимый разумом и индивидуальной волей отдельных лиц, проявляющей волю всеобщую».
В своей работе «Философия права» Гегель описывает три этапа формирования воли:
- На первом этапе воля содержит элемент чистой неопределенности, в котором «растворено всякое ограничение, всякое содержание, непосредственно данное и определенное природой, потребностями, вожделениями...».
- На втором этапе происходит обособление «я».
- На третьем этапе воля выступает как элемент единства двух первых этапов «рефлектированная в себя и тем самым возвращенная к всеобщности особенность, единичность, самоопределение Я...».
Уровни развития права
Гегель выделяет три основные формы конкретизации свободной воли, которым соответствуют три уровня развития права: абстрактное право, мораль и нравственность.
- Сфера абстрактного права есть выражение воли непосредственной и абстрактной. К данной сфере относится рассмотрение проблем собственности, договора и неправа.
- Моральная сфера - право субъективной воли по отношению к праву мира. Здесь рассматриваются умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть.
- В нравственной сфере две предшествующие абстрактные формы объединяются. В данной сфере рассматриваются положения о семье, гражданском обществе и государстве.
Абстрактное право – первая ступень в нисхождении права к конкретной форме. Человек есть абстрактное и свободное «Я», индивидуальная воля которого обязана уважать другие личности. Заканчивается нисхождение абстрактного права реализацией права в частную собственность, в котором и обосновывается правовое равенство человечества. По учению Гегеля, «каждый равен каждому», но не в размере владения собственностью. Имущественное равенство, с точки зрения Гегеля, неразумно. В качестве необходимого элемента реализации разумности Гегель рассматривает договор, объектом которого может являться какая-либо вещь, вероятностно отчуждаемая собственником. По этой причине Гегелем отвергается сама возможность государственной договоренности, которая становится причиной путаницы в государственном праве.
Таким образом, «право» интерпретируется Гегелем в качестве:
- Идеи права – свободы на стадии объективного духа.
- Особого права - определенной ступени и формы свободы.
- Иерархии реализованных прав (мораль, семья, общество, государство).
- Позитивного права - права как закона, являющегося разновидностью особого права.
Различение права и закона, по Гегелю, не ведет за собой их противопоставления. Философ говорит о том, что суть права может быть искажена в процессе его нисхождения от абсолютной до позитивной формы законодательства, поэтому не все законы человеческого общества являются правом.
К сфере неправа Гегель относит неправду, обман, принуждение и преступление. Преступление Гегель рассматривает в качестве сознательного нарушения права, а наказание - не только как средство восстановления этого права, но и права преступника, заложенного в преступлении. Снятие преступления через наказание приводит к морали.
Мораль и абстрактное право - два односторонних момента, приобретающие свою конкретную реализацию в нравственности, а свобода - в семье, гражданском обществе и государстве.
Семья, гражданское общество и государство
Семью Гегель определяет как «непосредственную субстанциальность духа» и исследует ее в таких аспектах, как брак, имущество, воспитание детей, распад семьи.
Гражданское общество – сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. На этапе гражданского общества, по мнению Гегеля, отсутствует подлинная свобода. Гегель называет гражданское общество антагонистическим обществом «войны всех против всех».
В устройстве гражданского общества Гегель выделяет сословия:
- Субстанциальное (землевладельцы—дворяне и крестьяне).
- Промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники).
- Всеобщее (чиновники).
Гегель отмечал прогрессивную роль среднего класса как главной опоры государственности, законности и интеллекта. «Государство, в котором нет среднего слоя, еще не находится на высокой стадии развития». Формирование среднего слоя - одна из важнейших задач государства, подчеркивал Г. Гегель.
Так же философ определяет, что гражданское общество имеет три системы: систему потребностей, систему правосудия, систему полиции и корпорации.
В государстве, в понимании Гегеля, свобода «достигает наивысшего, подобающего ей права». Поэтому государство - это высшее развитие объективного нравственного духа, оно защищает право. Лишь в государстве реализуется свобода, т.е. всеобъемлющая воля отдельного человека, руководствующегося законами, нравственным основоположным правом, имеющего значение для всех.
В отношении сфер частного права и частных интересов семьи и гражданского общества государство выступает как «внешняя необходимость и их высшая власть». Государство в таком мире важнее личности. Личность обретает ценность только потому, что она составляет часть государства. Государство выступает высшей формой свободы. «Государство — осуществление божественной идеи на Земле". Поскольку оно — осуществленный разум и дух, то его законы — проявление объективного разума, и "только тот, кто повинуется, свободен».
Гегель обожествляет не только государство, но и основной закон страны – конституцию, относясь к ней как к чему-то «существующему само по себе, божественному и вечному».
Мировая история
Мировая история рассматривается немецким идеалистом в качестве прогресса в осознании степеней свободы, составляющей нравственную человеческую сущность. Это осязание и становится причиной постепенного освобождения человечества. На этом основании Гегель делит историю человечества на периоды восточного, античного и германского миров. Восточный мир не осознавал свою свободную сущность, по этой причине на Востоке процветало рабство. Античные Греция и Рим представляли собой фазу постепенного осознания своей свободы, именно это обстоятельство позволяло порабощать гражданам античных стран, как представителей соседних народов, так и своих соотечественников. Подлинную свободу, вытекающую из осознания духовной сущности, представляет только германский, европейский или христианский мир. Совершеннейшей реализацией политической разумности для Гегеля была Пруссия.
Гегель называет историю « мировым судилищем». Наличие мирового разума выражается по военным победам, поражение доказывает, что разум уже не в гармонии с данным народом. Гегель считал войну средством решения конфликтов между государствами.
Политика-правовая система
Гегель являлся сторонников конституционной монархии, которая должна быть основана на разделении властей:
- Верхняя - королевская власть государя.
- Средняя - правительственные чиновники.
- Нижняя - законодательный двухпалатный парламент, в котором верхняя палата — наследственная, а нижняя — выборная.
По Гегелю роль права в обществе является решающей: «праведные законы вызывают расцвет государства, а свободная собственность является главным условием его блеска». Сочетание интересов верхов и низов является залогом развития государства. Только правовое государство способно обеспечить гармоничное развитие верхней и нижней частей единого общества. Если уровень жизни масс опускается ниже необходимого уровня, то это свидетельствует о потере в таком государстве роли права, чести и достоинства.
Политико-правовая система Гегеля основывается на объективных закономерностях всемирного развития и доказывает, что господство права во всех сферах общественной жизни, обеспечение равенства всех перед законом, недопущение пропасти между социальным и материальным положением верхов и низов - залог процветания государства и благополучия его граждан.
Навигация по статьям