Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Антропогенез и гипотезы происхождения человека
Содержание:
- 19 ноября 2023
- 14 минут
- 1493
Понятие об антропогенезе
Слово «антропогенез» произошло от греческих слов anthropos, что означало «человек» и genesis, что значило «происхождение».
Споры о происхождении человека длятся столько времени, сколько существует человечество. Наша задача – обозначить основные точки зрения на данный вопрос и дать философскую оценку этому процессу.
В современной антропологии существует несколько концепций человеческого происхождения – космологизм, креационизм, концепция философской антропологии и теория эволюции или естественнонаучная теория.
Не имеет смысла раскрывать каждую из них детально, т.к. все они определяли концепции человеческого образа в какой-то мере, однако необходимо обозначить их более конкретно.
Креационизм
Сущность этой теории уходит корнями в Средневековье. В соответствии с ней человека и мир создал Бог. Креационисты говорят о том, что Землю создали 10 000 лет назад, а все окаменелости, которые обнаружили археологи – это результат Великого потопа. Бог является творцом всего, а задача человека – поклоняться ему, верить в силу божественного промысла и ждать продолжения жизни после смерти в потустороннем мире в зависимости от того, какие мирские поступки совершались человеком: в раю для праведников и в аду для грешных. Данная теория не имеет серьезных противоречий по поводу происхождения мира в трех мировых религиях – буддизме, исламе и христианстве. Различия проявляются лишь в тонкостях теологических построений, которые относятся к обоснованию сути земного человеческого бытия. В соответствии с теорией креационизма полностью отрицается процесс естественного отбора и эволюции.
Космологизм
Основная идея данной концепции заключается в том, что человек обязан своим появлением на Земле внеземным цивилизациям. Именно они способствовали появлению человека на планете, а сейчас инопланетяне следят за эволюцией людей и их развитием, не вмешиваясь в данный процесс. Наша планета для инопланетян – это полигон для исследований.
Обе теории понятны для житейского восприятия, и люди привыкли принимать их без доказательств, на веру – либо Космос, либо Бог. Отдельно представляемые явления в космологизме (НЛО) либо являются абстрактными, либо предлагаются на веру, либо существуют как элементы людского шарлатанства. Наука же нуждается в представлении фактов и явлениях, которые формируют закономерности и обладают объективностью, устойчивостью, существенностью, повторяемостью и необходимостью.
Теория эволюции или естественнонаучная теория
Она базируется на большом количестве археологических, зоологических, биологических и других данных исследований многопрофильных специалистов. Основным ее представителем является Чарльз Роберт Дарвин, английский естествоиспытатель, который совершил многолетнее кругосветное путешествие, в процессе которого исследовал континентальные геологические участки суши и отдельные островные образования с целью объяснить происхождение и развитие растительного и животного мира, а также геологического движения. Свое уникальное кругосветное путешествие он совершил в качестве натуралиста экспедиции в 1831–1836 годах на английском бриге «Бигль» под командованием капитана Роберта Фиц-Роя (1805–1865). Итогом этого плавания стали 5 томов зоологических и 3 тома геологических результатов. Открытия и наблюдения Дарвина на Галапагосских островах, в Южной Америке и других местах заложили основу для рождения его теории эволюции, с помощью которой он сумел предметно обозначить объективные связи всех явлений и процессов в биотической природе, а также установить изменяемость видов растительного и животного происхождения и преемственность между ними. В своей книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) Дарвин обосновывал гипотезу о том, что человек произошел в результате земной эволюции. При этом ученый не говорил о том, что человек произошел от обезьяны, он лишь полагал, что и у людей, и у человекообразных обезьян есть общий предок и не более.
Для того чтобы понимать естественнонаучную теорию происхождения человека в соответствии с исследованиями Ч. Дарвина, особую важность представляет момент эволюции, под которой понимают биоразвитие от низшего к высшему и наличие в биотическом низшем тех элементов, которые нужны для роста высшего и снятия в высшем низшего. В философском понимании эволюционного процесса человека важно осознавать все объективные факторы, которые способствуют его становлению – биотические и абиотические. Одновременно с пониманием объективных факторов процесса эволюционного преображения «био» в «социо» важна также и деятельностная (природно-общинная) связь, предполагающая комплексный подход, в который входили:
- Охота, которая способствовала формированию способностей
- Хозяйственно-бытовое взаимодействие (коллективный и индивидуальный труд)
- Язык (речь, передача информации, общение)
- Различные формы брачно-семейных и этнических взаимоотношений.
Самое главное для человека было в том, что все собственные действия осуществлялись целенаправленно (в отличие от животного мира). Дарвин выделял несколько закономерно необходимых, длительных стадий, в процессе которых достигалось функциональное единение отдельных индивидов, и они объединялись в группы (племена) – приспособление к окружающей природной среде, выпрямление, прямохождение, освобождение передних конечностей от бесполезных функций, формирование сознания, развитие мышления. Таким образом возникала потребность в общении, передаче и сохранении информации. По К. Марксу решающими факторами превращения примата в человека стали первичная орудийная деятельность, родовое и племенное объединение, речь и мышление. Главным же в становлении человека было то, что, в отличие от животных, он мог совершать универсальные операции, которые в биотическом мире имели одномерный характер: пчелы лепили соты, пауки плели паутину, медведи устраивали берлогу, а человек мог все эти условно-рефлекторные действия не только повторить, но и каким-то образом изменить, создать новое, то, чего до этого в природе не было. Динамика первобытного человекоподобного была такой: приспособление – выпрямление и прямохождение – появление разума (homo ergaster — homo erectus — homo sapiens). В процессе становления будущего человека и формирования его сознания важную роль играл пищевой рацион, который включал в себя естественные продукты растительного, животного (белкового) происхождения (мясо) и рыбу (если были водные бассейны). Благодаря такому питанию мозг будущего человека мог получить большой набор микроэлементов (витаминов), которые были необходимы для его социального функционирования. Более того, совместная рыбалка и охота не только существенно пополняли пищевую корзину первобытного человека, но и способствовали зарождению и развитию человеческих способностей к ремеслу.
Римско-католическая церковь признала учение Дарвина о происхождении видов в 2009 году, в честь 200-летия с его дня рождения. Архиепископ Джанфранко Равази заявил, что теория Дарвина может быть «вполне совместима с христианством».
Данная концепция является наиболее рациональной и может дать ответ на большинство вопросов касательно происхождения человека путем эволюции. Однако даже ее подвергают сомнениям в контексте антропогенеза.
В данной ситуации интересными являются следующие точки зрения.
Французский философ, палеонтолог и антрополог Тейяр де Шарден высказывал сомнения по поводу сроков происхождения человека – их не было, а потом внезапно появились из биомира, в то время как все остальное в животном мире не изменилось. Многие животные, такие как волки, зебры, лисы, барсуки и на сегодняшний день такие же, как и тысячу лет назад. Ученый полагал, что «планетарный миг» зарождения человека (1000 лет назад) был связан со внутренними изменениями, а не с морфологическими, которые касались только внешнего вида и строения живых организмов). В результате внутренних изменений произошел скачок на всей планете.
Академик РАН Н.П. Бехтерева, серьезная специалистка в области физиологии нервно-психических процессов, говорила о том, что сверхвозможности и скрытый потенциал человеческого мозга можно объяснить космическими факторами.
Украинский философ В.П. Иванов полагал, что в основе перехода от обезьяны к человеку лежит не возникновение особой формы «обезьяночеловека», а уход вовнутрь, в самость и субъективацию внешних проявлений деятельности человека. Таким образом единый процесс объективных закономерностей прерывался и создавалась особая сфера в объективном бытии «для себя».
Все указанные выше точки зрения являются неединичными в научном мире.
В настоящее время реальный научный интерес представляет позиция некоторых исследователей, генетиков, археологов-антропологов, которые не отрицают в своих суждениях эволюционную теорию, а видят в ней основу для обоснования эволюции человека, параллельной животному миру. Дело в том, что в конце XX–начале XXI археологи обнаружили останки человекоподобных существ, датируемые 5–3 млн. лет до н.э. На основе конфигурации элементов черепов, а также исследования ДНК, эксперты заключили, что они не принадлежат никому из числа человекоподобных, о которых известно в науке. Новейшие исследования А. Темплтона, антрополога и генетика, подтверждают предположение о расхождении от общего предка человека – неандертальца, примерно на 450 тыс. лет. Таким образом, неандертальцы были исчезнувшей ветвью приматов, одновременно с которой развивался кроманьонец, человек разумный.
Навигация по статьям