Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Диалоги Платона: "Государство", "Пир", "Федр"
Содержание:
- 04 ноября 2023
- 6 минут
- 524
Диалог "Государство"
За основу диалога взят известный миф о пещере, описывающий самые важные воззрения философии Платона. Пещера населена прикованными узниками, взгляду которых доступна лишь противоположная от входа стена. Весь парадокс в том, что узники видят только тени людей и то, что у них за плечами, потому что солнце и костёр освещают вход в пещеру, где они находятся. Реальность узников – тени отбрасываемые фигурами людей.
Миф несёт в себе какую-то идею оптологической реальности бытия. Оптологическое, значит чувственное и сверхчувственное. Тени на стене обозначают то, что только может казаться, люди и их предметы, которые не находятся в пещере – настоящее. Сверхчувственное бытие ведёт к идеям, Солнце – это идея Творца.
Другой символ этого мифа – ступени самопознания. Чувственное наблюдение за тенями. Посредственное, постижимое разумом человека представление предметов такими, какими они являются на самом деле. Непринуждённое невинное наблюдение. Постижение Творца на уровне интуиции в мифе в образе Солнца. При этом стоит отметить, что акцентируется внимание не только на ступенях познания, а ещё и на развитии, диалектики и смысле перехода от одного уровня к другому.
Следующий символ мифа в том, что чувственная жизнь – это самый низкий уровень жизни. Жизнь прикованного человека в пещере, который не может лицезреть реальность. А переход от чувств на уровень духовности как бы освобождает прикованную душу, тем самым преображая человека. Познание Солнца – это постижение и чувствование Блага.
Заключительный символ мифа в том, что познание Блага может избавить узников от оков и высвободить их из пещеры. Освободив их от оков, тем самым раскрыть истинное знание, настоящую свободу и ощущение Блага. Он поступает очень рискованно, ведь не сразу поймут его посыл, не все захотят познать чувство свободы и освободиться от оков. Многие выберут счастливое неведение жизни в пещере. Но философ, признавая своей целью жизни исполнение долга, решается на такой риск.
Диалог "Пир"
Этот диалог о том, что идея – идея вещи – грань её становления. Этот идеал непостижим. Участники пира говорят об Эроте, боге любви. Эрот – один из великих древних богов, не имеющий родителей. В мифе автор говорит такие слова: "Земля и Эрот родились после Хаоса". Этим самым он делает акцент на том, что бытие и любовь неразделимы.
Один из ключевых участников беседы Федр, говорит о том, что Эрот – источник величайших благ на земле. Основной посыл этого героя заключается в идеи создать государство из возлюбленных и влюблённых. Управление в таком государстве будет идеальным.
Павсаний, ещё один собеседник говорит, что высшую степень может постигнуть только мужское. Исходя из этого высшая любовь – это любовь между мужчинами. Духовное возвышается над физическим. В силу этого, герой утверждает, что наивысшая духовная любовь может быть только между мужчинами.
Следующим право сказать слово переходит к Эриксимаху. Он утверждает, что Эрот живёт не только в человеке и его душе, но и распространяется на весь живой мир природы, растений и животных. Однако, он уверяет, что Эрот существует в двух ипостасях: умеренной и разнузданной. Задача каждого гармонично в себе их соединить.
Далее, обращаясь к мифу об андрогинах, высказывает своё мнение Аристофан. Он полагает, что любовь – это стремление к целостности, желание двух любящих душ соединиться воедино.
Агафон, в свою очередь, просто рассказывает о характерных особенностях Эрота, перечисляя: красоту, нежность, неугасающую молодость, мудрость и совершенство.
Завершается диалог высказыванием Сократа о том, что природа Эрота неоднозначна. Эрот – это не есть красота, а скорее стремление к ней как к чему-то наивысшему. Становление и синтез – это основные характеристики Эрота. Алкивиад вступает в диалог с Сократом и восхищается мудростью Сократа, при этом перечит его высказываниям.
Диалог "Федр"
Шедевр философской мысли – диалог "Федр. Философ рассуждает о мире вещей, который при восприятии через чувства, не может носить истинных характер. Объясняя это тем, что чувства появляются и пропадают, они тень идей, которые может воспринимать разум.
Платон говорит о том, что идеи могут быть видимы только разуму, зеркалу души. Образ души автор сравнивает с колесницей, которая движется благодаря паре коней – добрым и дурным, и возничему. Возничий здесь – образ разума, а пара коней – разум и страсть соответственно.
Душа бессмертна, она находится в мире идей, а тело – это бремя души, но в то же время душа всё равно сохраняет истинное знание.
Навигация по статьям