Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Духовная жизнь и духовная культура общества
Содержание:
- 26 сентября 2023
- 9 минут
- 925
Важность духовной культуры
Духовная жизнь общества выступает важной стороной его функционирования и развития. Если она наполнена богатым содержанием, то жизнь людей протекает в условиях благоприятной духовной атмосферы и хорошего морально-психологического климата. Но иногда духовная жизнь общества бывает бедной и маловыразительной, а иногда в обществе и вовсе царит бездуховность.
Последнее является серьезной проблемой, на которую обращают внимание многие исследователи, писатели и другие представители духовной культуры.
Через содержание духовной жизни общества можно судить о степени проявления его подлинно человеческой сущности. Это объясняется тем, что только человеку свойственна духовность: именно она выделяет и возвышает человеческую расу над остальным миром.
Элементы духовной жизни общества
Духовную жизнь общества справедливо можно назвать сложным явлением. Она не ограничивается тем или иными проявлениями людского сознания, мыслей и чувств человека, но при этом сознание есть стержень духовной жизни отдельного человека и общества в целом.
Среди основных элементов духовной жизни общества выделяют:
- духовные потребности людей, которые направлены на создание и потребление определенных духовных ценностей,
- сами духовные ценности,
- духовная деятельность по созданию духовных ценностей и в целом духовное производство;
- духовное потребление как потребление духовных ценностей,
- духовные отношения между людьми, в том числе проявления их межличностного духовного общения.
В основе духовной жизни общества лежит духовная деятельность. Допустимо ее рассматривать в качестве деятельности сознания, в результате которой у людей появляются различные мысли и чувства, формируются их образы и представления о социальных и природных явлениях. В процессе этой деятельности у людей складываются те или иные взгляды на окружающий мир, научные идеи и теории, эстетические, моральные и религиозные воззрения, которые находят свое воплощение в нормах поведения и моральных принципах, творениях народного и профессионального искусства, религиозных ритуалах, обрядах и пр.
Все это выражается в соответствующих духовных ценностях, в качестве которых выступают различные взгляды людей, научные идеи, теории и гипотезы, художественные произведения, религиозное и моральное сознание, и, наконец, само по себе духовное общение людей и складывающийся при этом морально-психологический климат, например, в семье, в коллективе, в межнациональном общении и в целом в обществе.
В качестве особого вида духовной деятельности выступает распространение духовных ценностей, чтобы как можно больше количество людей могли их усвоить. Это играет определяющую роль в повышении грамотности общества и его духовной культуры.
Особое значение при этом имеют многие учреждения науки и культуры, а также деятельность по образованию и воспитанию, и неважно, осуществляется она в школе, институте, семье или же в трудовом коллективе на производстве и т.п. В результате такой деятельности формируется духовный мир многих людей, и, следовательно, происходит обогащение духовной жизни всего общества.
В качестве основных побудительных сил духовной деятельности выступают духовные потребности. Они представляют собой внутренние побуждения личности к духовному творчеству, созданию духовных ценностей и их потреблению, а также к духовному общению.
Основной характеристикой духовных потребностей можно назвать объективность по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью жизненных обстоятельств и выражают объективную необходимость для человека осваивать с духовной позиции окружающий его природный и социальный мир.
Однако духовные потребности субъективны по форме, поскольку они предстают как проявления внутреннего мира человека, а также индивидуального и общественного сознания и самосознания.
Духовные потребности имеют различную социальную направленность, которая определяется характером существующих отношений в обществе, в том числе нравственных, религиозных, эстетических и др., уровнем духовной культуры людей, пониманием ими смысла своей жизни, их социальными идеалами. Совмещенные с волей людей духовные потребности являются мощной побудительной силой социальной активности общества во всех сферах жизнедеятельности.
Существенная часть духовной жизни общества заключена в духовном потреблении. Имеется в виду потребление духовных благ, или духовных ценностей, как говорилось выше. Духовное потребление нацелено на удовлетворение духовных потребностей.
Предметы духовного потребления, среди которых есть произведения искусства, религиозные, моральные ценности и пр., формируют соответствующие потребности. Таким образом, разнообразие явлений и предметов духовной культуры общества обуславливает формирование разнообразных духовных потребностей личности.
В некоторой степени духовное потребление может быть стихийным, т.е. никем не направляемым, и человек по своему усмотрению выбирает себе духовные ценности. Также самостоятельно он к ним приобщается, хотя данный процесс все равно происходит под влиянием определенного уклада жизни того или иного общества.
Духовное потребление можно навязать. В современном мире это делает реклама, средства массовой культуры и т.д. Они манипулируют сознанием общества, что приводит к определенному усреднению вкусов и стандартизации потребностей многих людей.
Однако не всякое сознательное формирование духовных потребностей связано с манипулированием личностным и групповым сознанием. В подлинных духовных ценностях: художественных, нравственных, познавательных и др. – этот процесс вполне целесообразен, поскольку он является целенаправленным созиданием и обогащением духовного мира общества.
Сегодня остро стоит задача повышения уровня культуры духовного потребления. Для этого необходимо воспитывать потребителя через приобщение к истинной духовной культуре. В этих целях следует обогащать и развивать духовную культуру общества, обеспечивать ее доступность, делать интересной для каждого.
Духовные отношения опосредуют производство и потребление духовных ценностей. Они являются, по сути, отношением человека непосредственно к определенным духовным ценностям (отвержение или одобрение), а также его отношением к другим людям, с точки зрения их взаимодействия с этими ценностями – производство, распространение, потребление, защита.
Любая духовная деятельность опосредуется духовными отношениями. Основываясь на этом постулате, можно выделить следующие виды духовных отношений
- познавательные,
- эстетические,
- нравственные,
- религиозные,
- духовные.
Проявлением духовных отношений, установившихся в обществе, является повседневное межличностное общение людей, в том числе семейное, производственное, межнациональное и т.п. Иными словами они создают эмоционально-психологический и интеллектуальный фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание.
Навигация по статьям