Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Понятие движения и развития в диалектике
Содержание:
- 10 апреля 2023
- 9 минут
- 2836
Общее понятие о движении и развитии
Развитие выступает в качестве противовеса появлению из ничего («творению», «взрыву»), спонтанному возникновению из хаоса и «катастрофизму», который предполагает внезапную, одномоментную замену уже имеющихся объектов абсолютно новыми.
Бытует мнение, что у развития всегда направлено к какой-то цели. Это не всегда является правдой. Мы можем говорить о развитии общества, природы, однако мы не можем сказать что-то конкретное о дальнейших тенденциях развития общества.
Если же мы говорим о природе, то ставить вопрос о том, к какой цели стремится ее развитие бессмысленно вовсе.
Диалектика – общая теория развития
Идея о всеобщем развитии начала формироваться еще в Античное время, однако даже в XVIII веке И. Кант говорил о ней как о «рискованном приключении разума», т.к. многие области не представляется возможным представить в качестве развивающихся: органическую природу, «небесный» мир, происхождение человека и т.д. Сам И. Кант применял теорию развития для того, чтобы объяснить, как появилась Солнечная система. Ж.Л. Бюффон упоминал ее в контексте истории Земли, И.Г. Гердер с ее помощью описывал историю культуры. Ч. Дарвин распространил понятие развития на всех живых существ, в том числе и на человека, обозначив, таким образом, основной принцип биологии.
В качестве общей теории развития Гегель предложил свою, которую назвал «диалектика». Данную теорию, которую затем приняли как марксизм, так и марксизм-ленинизм, принято сводить к 2-м принципам и 3-м законам. Первый принцип диалектики говорит о том, что «все будет связано со всем». Однако, значение данного принципа остается непонятным. К примеру, как тогда связать изучение философии Гегеля с зарождением черных дыр во Вселенной или же с проведением карнавалов в Латинской Америке? На данные вопросы невозможно дать ответ, впрочем, Гегель и не ставил их перед собой. Диалектика была позаимствована им у средневековых авторов, в том числе и данный неоднозначный принцип связи всего со всем, который упоминался еще в античное время. В средневековой философии существовало убеждение, что мир сотворил Господь, и отсюда выводилась универсальная взаимосвязь, которая носила по большей части характер связи символа и вещи, которую он символизирует. Однако, уже начиная с Нового времени этот принцип перестал иметь хоть какой-нибудь смысл.
Второй принцип диалектики является принципом развития, в соответствии с которым «все в мире находится в процессе развития». Данный принцип также пришел из античных времен, несмотря на то, что идея направленного развития, у которого всегда есть цель и которое проходит путь от низшей ступени к высшей, не может быть приложима к природе. В то же время, если человек не придерживается идеи о неуклонном социальном прогрессе, данный принцип нельзя применить и к обществу.
В основе диалектики лежит закон единства и борьбы противоположностей. Он гласит, что движущей силой или источником любого развития являются внутренние противоречия, которые присущи каждому явлению. В качестве примера подобных противоречий в рамках диалектики сторонники Гегеля упоминали следующие: борьбу южного полюса магнита с северным, которая раскрывает суть магнетизма; борьбу плюса и минуса, которая определяет развитие математической науки. Такие примеры сложно назвать убедительными. Встает вопрос – действительно ли борьба минуса и плюса определяет развитие математической науки? Нет, это далеко не так. Таким образом, утверждение о подобной борьбе – это аллегория, которая мало что проясняет.
Этот закон также нельзя применить к природе. В то же время, ни Гегелю, ни последователям его учения не удалось выделить понятие «диалектическая противоположность», причем определить его таким образом, чтобы разделить его с понятием «логическое противоречие», под которым понимают одновременное отрицание и утверждение одного и того же. Примером логического противоречия являются высказывания вроде «десять – это четное число» и «десять не может быть четным числом». В мышлении такие противоречия недопустимы.
Следующий закон диалектики – это закон перехода количественных изменений в качественные. Он подразумевает, что количественные изменения, происходящие постепенно, рано или поздно переходят в качественные, коренные изменения. Однако, данный закон не может быть принят как универсальный. В одном случае развитие может происходить скачкообразно, а в другом – протекать без каких-либо ярко выраженных скачков.
Последний диалектический закон называют законом отрицания отрицания. Он говорит о том, что развитие имеет спиралеобразный характер – оно всегда является повторением уже пройденных этапов, однако каждое повторение происходит на более высоком уровне.
Таким образом, в Гегелевской диалектике причудливо сочетаются положения, некоторые из которых невозможно прояснить, другие не можно принимать как универсальные, а третьи – нельзя совместить с привычным рациональным мышлением.
Как написал современный французский философ А. Конт-Спонвиль, истина заключается в том, что диалектика никогда не стремилась хоть что-либо доказать. Возможно только то, насколько виртуозно ее принципами и законами владеет тот или иной философ. У этой науки есть ответы на все вопросы, в этом и заключается ее функция. Она может объяснить все, осмыслить это, оправдать. Диалектика является искусством быть правым в споре, даже если все вокруг говорит о том, что человек заблуждается. Она является очень удобной и, в то же время, бесполезной.
Так характеризует диалектику Конт-Спонвиль и его позиция является ясной, однако не совсем верной. Нельзя подходить к диалектике как к «пустословию разума», на которое способен каждый более-менее виртуозный философ, вне зависимости от общества, в котором он демонстрирует свое мастерство. Кроме субъективной предрасположенности диалектика также требует и определенных социальных предпосылок. Она является основой особого стиля мышления в специфической «коллективистической» культуре. Диалектику нельзя назвать совершенно бесполезной. Ее вполне можно эффективно использовать в коллективистическом обществе, причем эффект, который она способна там дать, нельзя вызвать чем-либо иным. Только диалектика способна объяснить, каким образом от существующего неустроенного и скудного мира возможно перейти к «раю на небесах» или же к «раю на земле».
Навигация по статьям