Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Понятие этики в философии
Содержание:
- 17 ноября 2023
- 6 минут
- 2367
Предмет этики
Данный термин был образован от греческого слова ethos Аристотелем, что в переводе на русский язык означает характер или обычай.
Основные различия в разнообразных философских трактовках морали прежде всего определяются по расхождениям в понимании самого морального источника, некоего морального идеала, к которому человек обязан стремиться.
В зависимости от понимания источника морали определяют четыре типа теорий этики:
- Натуралистические концепции, которые говорят о том, что источник морали идет из природы, а сама мораль является моментом развития биологических (природных) закономерностей;
- Социологические концепции, в соответствии с которыми источник морали идет из общества, а сама она является элементом общественной организации, разновидностью социальной дисциплины;
- Антропологические концепции, по которым мораль происходит из человеческой природы, является его неотъемлемым качеством;
- Сверхнатуралистические концепции, в которых говорится о том, что мораль происходит из некоего трансцендентного источника, который находится вне пределов существования человека.
Основные этические теории
Среди основных этических теорий самые важные – это этика долга, этика добродетели и этика ценностей.
Аристотель разработал основные идеи этики добродетели. Под добродетелью он понимал такие личностные качества, которые способны помочь человеку контролировать возникающие в нем страсти. Когда человек действует в зависимости от своих добродетелей, человек обязательно является нравственным. Источник зла – это отсутствие или скудность добродетелей. Аристотель выделял следующие основные добродетели: рассудительность, мудрость, справедливость, мужество. Рассел позже предложил другой список: храбрость (умение постоять за свои убеждения), оптимизм и интеллигентность. Иные авторы отмечают среди добродетелей еще толерантность (терпимость к чужому мнению), разумность, справедливость, коммуникабельность, свободолюбие и др.
Этику долга развил И. Кант как противовес этике добродетелей. В соответствии с его идеями, идеал добродетели может привести как к добру, так и ко злу – если добродетелью распоряжается человек, по венам которого течет «холодная кровь злодея». Самым фундаментальным критерием добра является то, что добро без ограничений и оговорок. Таким образом, среди критериев добра оказываются такие моральные ценности как «не лги», «не убивай», «не воруй», «не используй человека в качестве средства». Гарантией же от злых поступков является не добродетель, а моральные законы, которые носят всеобщий, формальный и универсальный характер. У данного вида этики есть множество сторонников, однако столько же у нее и критиков, которые упрекают ее за склонность к догматизму и отстраненность от жизни.
В соответствии с этикой ценностей, в мире существуют только относительное добро и относительные ценности. Их нужно учитывать для того, чтобы избежать этических химер. Самыми важными видами этого вида этики являются прагматизм и утилитаризм.
Утилитаризм зародился в Англии и развивался такими учеными как А. Смит, И. Бентам, Дж. С. Миллем. Латинский термин, от которого образовано его название, «utilitas» имеет значение выгоды или пользы. В рамках данного вида этики ценностей, самый важный критерий добра – это достижение пользы, однако не во что бы то ни стало, а в соответствии с формулой, которую вывел И. Бентам: "Наибольшее счастье для наибольшего числа людей". Под самой полезностью И. Бентам подразумевал наслаждение при отсутствии страданий.
В соответствии с теорией прагматизма, которую развивали Ч. Пирс, Дж. Дьюи и У. Джемс, моральное благо – это достижение успеха, которое связано с решением определенных проблемных ситуаций. Прагматисты считают, что ценности – это результат деятельности человека и уверены в этом больше, чем утилитаристы.
Каждое из трех вышеназванных направлений в рамках философии этики имеет как достоинства, так и недостатки. К примеру, этика добродетелей сконцентрирована на том, чтобы понять моральный облик конкретной личности, этика долга превыше всего ценит общие законы морали, а этика ценностей исследует бытие человека в мире. Все три этих пункта актуальны на сегодняшний день.
Однако, объединение данных направлений и их сильных сторон, а также устранение недостатков все еще является неразрешимой проблемой. Все эти направления исключают друг друга, их нельзя собрать воедино в одну теорию. Таким образом, проблема этики иная – не соединить противоречащие друг другу теории вместе, а использовать каждую из них в той ситуации, которой она отвечает в наибольшей мере. В некоторых случаях самой эффективной будет этика добродетелей, в другой – этика долга, а в третьей – этика ценностей. Все эти направления гармонично дополняют друг друга.
Смело можно сказать о том, что в самой фундаментальной в моральной жизни является этика добродетелей. Однако это не значит, что нам следует отказаться от этики долга и ценностей как в теории, так и в реальности. Каждая из конкретных ситуаций всегда укажет, какой из трех подходов будет максимально рациональным и эффективным для того, чтобы разрешить возникший моральный конфликт.
Навигация по статьям