Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Природа человека и смысл его существования
Содержание:
- 03 августа 2023
- 8 минут
- 237
Проблема человека в историко-философском контексте
У философии человека как самостоятельной области знаний есть своя предыстория. Безусловно, человек был объектом изучения философии с самого ее зарождения. Однако со временем зрела мысль о том, что необходима автономная область знания о человеке в качестве особого рода сущего. И. Кант сформулировал данную идею в европейском общественном сознании. Философ оставил после себя большое количество ценных записей – об эгоизме, лжи и искренности, фантазии, душевных болезнях и мечтах. Одновременно с этим Кант высказался за то, чтобы систематизировать все научные открытия, касающиеся природы человека. Он также выдвигал гипотезу о том, что синтез мировоззренческих интуиций и теоретических постижений человека возможен лишь в рамках философии. Человека он называл самым главным предметом в мире, т.к. он для самого себя является последней целью. В 1798 году он писал об этом в работе «Антропология с прагматической точки зрения». Несмотря на то, что люди являются лишь частью созданий Земли, Кант предлагал назвать знание родовых признаков людей как земных существ, наделенных разумом, «мироведение».
Кант был первым в европейской философии Нового времени, кто глубоко продумал и поставил вопрос о специфике природы человеческого развития и о том, что нельзя сводить данное развитие к природной эволюции живого и неживого. Курс ранней антропологии Канта близок по своим идеям к некритическому человековедению XVII–XVIII веков. Тем не менее, он оказал большое воздействие на зарождение новой науки. В XIX веке появился новый обширный и разносторонний материал для развития науки о человеке. Живое чувствующее создание стало центром метафизических размышлений различных философов. Л. Фейербах хотел утвердить человека во всей полноте его чувственного и духовного, материального, рационально-нравственного бытия. В основу его философии лег антропологический принцип, несмотря на то, что он изучал человека лишь в качестве природного существа.
Развитие науки о человеке связано с зарождением антропологии как науки о его происхождении и эволюции, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. В качестве самостоятельной науки она сформировалась в середине XIX века. В данный период были заложены основные разделы науки: учение об антропогенезе, морфология человека, расоведение. Антропология изучает человека в качестве общественного существа. К числу проблем, которые она рассматривает, относится изучение исторических событий, создавших современные условия, и различных форм жизни общества, процессов появления языков, рас, культур, отношений между человеком и обществом, типов интеллектуальной деятельности в конкретных культурах. Постепенно внутри антропологии выделили разнообразные группы вопросов – психологические, биологические и культурные. Окончательно она оформилась как наука к концу XIX века и была связана с задачей полного познания человека.
В философской антропологии существуют разные подходы к анализу человека:
- Субъективистские концепции (экзистенциальная, психоаналитическая и т.д.);
- Объективистские (идеально-заданные, природно-объективные и социологические).
В условиях радикального антропологического поворота в мировой философии была совершена попытка создать общую антропологию в качестве фундаментальной дисциплины человековедения. Первая – формирование предмета общей антропологии. Здесь необходимо проследить всю историю того, как зарождались антропологические идеи, обозначить границы самой науки, охарактеризовать систему понятий, выражающих комплексное понимание человека. Также немаловажно решение о методологии проводимых исследований. Если нет специфического подхода к человеку, то нет и самостоятельной дисциплины. Суть в том, что с точки зрения позитивизма (объективистких теорий), человек является самым таинственным объектом науки. Сложно собрать его общий портрет из различных данных. Существует огромное количество эмпирических данных, которые были накоплены отдельными дисциплинами и с трудом подвергаются комплексному осмыслению.
Общее знание не может сформироваться в результате соединения разнонаправленных эмпирических достижений. Оно создается при одновременном использовании методик, приемов и жанровых особенностей природы человека.
Общественное и природное в человеке
Человек является биокосмическим созданием. Нельзя осознать феномен человека без понимания космического измерения жизни, идеи ноосферы, разных формулировок антропного космического принципа. Человек является не только микрокосмом, но и макрокосмом. Психический феномен включается в биологическую природу человека. Ее опосредуют и преобразуют социальные факторы. Человеческая социальность же обычно раскрывается через призму исторического феномена, с помощью всего многообразия всечеловеческого опыта. В более общем контексте человеческую природу принято трактовать как некую данность, погруженную в процесс пересотворения, «абсолютного движения становления», как говорил К. Маркс. Человек является открытым существом, переживает огромное количество разнообразных метаморфоз, оказывающих воздействие на его природу.
Навигация по статьям