Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Развитие русской философской мысли
Содержание:
- 06 мая 2023
- 7 минут
- 217
Формирование русской философской мысли
В Средние века на Руси философские идеи в основном развивались в религиозной литературе в русле христианского богословия. Несмотря на то, что на Руси были известны произведения как древнегреческих, так и христианских философов, философия, тем не менее, не получила особого развития как самостоятельная дисциплина.
Самым древним произведением на Руси, в котором были отражены политико-правовые проблемы, было «Слово о Законе и Благодати», написанное митрополитом Илларионом (XI в.). Основная проблематика данного произведения отражена в самом его названии – каким образом соотносятся Закон, данный евреям Богом в Ветхом Завете, и Благодать, данная всем людям в Евангелии в Новом Завете. При этом Закон является средством организации общества людей, который спасает их от взаимоистребления. Однако на самом деле осуществить Божественный Закон смогут лишь те, кто постиг и принял в свое сердце истину христианства.
Кирилл Туровский (ок. 1130-не позднее 1182), церковный деятель, также был один из известных мыслителей Древней Руси, которого причислили к лику святых. Он был мыслителем, проповедником, автором поучений, притч, торжественных слов и молитвословий. Он проповедовал мистико-аскетическую идеологию, по которой лишь служение в монастыре соответствовало с жертвенностью, желанной Богу. В своем произведении «Притча о слепце и хромце» Туровский размышлял о том, что душа и тело несут равную ответственность за прегрешения, а духовная и светская власть должны отвечать перед законом и Богом. Туровский также занимался вопросами познания, стремясь к примирению знания и веры. Его можно назвать одним из самых строгих идеологов русской ортодоксальной церкви.
Произведения Владимира Мономаха «Отрывок» (Автобиография), «Поучение детям» и «Послание Олегу Черниговскому также стали значительным этапом в развитии русской политической мысли. В данных работах большое место занимает проблема организации и осуществления верховной власти и суда «по правде». Мономах призывал к милосердному отношению к вдовам, бедным смердам, сиротам и другим плохо защищенным слоям населения. Он призывал людей отказаться от кровной мести и не мстить вообще, а также отвергал смертную казнь даже для тех, кто заслуживал ее по традиционному праву.
Становление национального самосознания и русского типа мудрствования в XIV–XVII вв.
В период возвышения и расцвета Московского государства активно разрабатывались политико-правовые идеи. Центральной в дискуссиях стяжателей (Иосиф Волоцкий и иосифляне) и нестяжателей (Вассиан Патрикеев, Нил Сорский, Максим Грек и др.) была проблема взаимоотношения государства и церкви. Нестяжатели выдвигали требования о том, чтобы церковь отказалась от владения частной собственностью и землей, и стремились разграничить сферу деятельности государства и церкви.
Юрий Крижанич (1617-1683) также сыграл значимую роль в становлении национального самосознания. Крижанич был одним из энциклопедически образованных и развитых людей того времени – он занимался политэкономией, философией, историей, эстетикой, богословием, языкознанием и музыкой. Мыслитель придерживался позиции провиденциализма – он понимал историю как проявление воли внешних к прогрессу сил, Бога, провидения. В то же время Крижанич считал, что лишь коренные повороты в жизни народов определялись божественным промыслом, не отрицая возможности свободного развития исторического процесса. Крижанич разграничивал мудрость, знание и философию. Мудростью он называл познание «наиболее важных и наивысших вещей» (природы, Бога, человека, общества). Знание – это «понимание причин вещей», а философия – желание мудрости. При этом высшей степенью всех видов познания была именно философия. Крижанич также отдельно выделял «политическую мудрость», в которой он видел средство достижения общественного благополучия.
Андрей Курбский (ок. 1528–1583) также был известным мыслителем в то время. Еще находясь в Литве, он начал свою переписку с царем Иваном IV Грозным, в которой описал все свои взгляды на то, как должна развиваться история. "Общим итогом религиозно-философской характеристики Курбского можно считать тот факт, что в борьбе с католицизмом и протестантизмом он обратился к уже существующей в недрах русской культуры философской традиции неоплатонизирующего аристотелизма, подкрепленного авторитетом философствующего богословия Иоанна Дамаскина".
Навигация по статьям