Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Духовная сфера общественной жизни и её особенности
Содержание:
- 23 октября 2023
- 14 минут
- 316
Говоря о проблемах духовной и моральной действительности, а также о проблемах человеческого сознания и человеческой психики, необходимо принимать во внимание аспекты духовной составляющей общественной жизни. Духовная реальность представляет собой отражение в сознании и закрепление в психике потенциального и актуального бытия, здесь речь идёт и об общественном, и об индивидуальном.
Индивидуальный и общественный типы
Индивидуальных тип бытия является откровенным выходом на психику и сознание определённого человека: сюда включены его чувства, восприятия, суждения и даже, характерные для него понятия, взгляды, посылки, которые относятся к окружающей реальности.
Общественный тип бытия закреплён на духовном уровне в общественном сознании и общественной психологии через участия людей, коллективов в общественной жизни. Духовная жизнь является широким культурным фоном общества, который представляет самостоятельную сущность и интегративные идеальные качества вместе. Это происходит, потому что имманентно все системообразующие институты общественной жизни отражаются в менталитете нации.
Согласно марксистскому подходу, который определяет направление советской социальной теории, можно говорить о том, что духовная сфера общества представляет собой духовно-идеологическую надстройку над фундаментальной экономической основой, характерной определённой общественно-экономической формации. При этом она может изменяться и реагировать различными способами на ход исторических событий, вместе с тем находясь с ним в полной базисной зависимости. Очевидно, что данный подход может стать причиной экономического детерминизма, более того, он нивелирует самостоятельность, которая характерна для духовной сферы жизни общества, искусственным образом принижая её значимость и роль в общественном развитии.
Суть духовного состоит в едином отражении в общественном и индивидуальном сознании актуально и потенциального бытия, имея при этом закономерные обратные связи. В силу этого, можно утверждать, что духовная сфера жизни общества должна подталкивать к всестороннему развитию и оцениванию действительности для возможности совершенствоваться.
При этом стоит отметить, что воспринимать духовную сферу общественной жизни это совершенно иное, не такое, что продиктовано идеями марксизма и представлено в советской теории.
Советский взгляд на общественную жизнь и её духовную составляющую
В советские времена к сферам общественной жизни относились:
- Экономическая сфера.
- Политическая сфера.
- Социальная сфера.
- Духовная сфера.
Такая позиция целиком отражала марксистский взгляд на развитие общества, без концептуальной интерпретации построения общественной жизни по сферам и объяснения понятия "сфера жизни общества".
Этот подход нельзя воспринимать как диалектический, хотя бы потому, что он сочетает в себе не научные, а партийно-идеологические установки того исторического отрезка времени российского общества. Он метафизичен. Дело в том, что время и действительность предъявляло опредёленные требования, остро сталяла необходимость в поиске новых методов и подходов для относительного понимания сути и построения сфер жизни общества, которые смогут объективно отразить общественные процессы.
Важно отметить, что четырёхсерное построение общественной жизни значительно затрудняет решение многих концептуальных проблем, которые в частности касаются функционирования и нормального развития общества, поскольку происходит искусственное сужение базовых форм деятельности. Они в свою очередь, представляют базу для становления системообразующих институтов общественной жизни. Здесь имеются в виду экономика, экология, управление, педагогика, наука, искусство, медицина, физическая культура, оборона, общественная безопасность и многое другое.
Всё это делает возможным появление сфер общественной жизни только в том случае, если будет происходит постоянное формирование общества в целом с его формами общественной деятельности, которые необходимы для целостной работы общества как единого организма и его развития.
Духовная сфера советского общества, которая представлялась в четырёхмерном диапазоне, изначально была ошибочна на методологическом уровне, как духовно-идеологическая надстройка над экономической основой общества. В силу всех данных обстоятельств, она не имела возможности быть самостоятельным системообразующим институтом общественной жизни с функциями, характерными для него.
Из-за этого в типологический ряд сфер общественной жизни, духовная сфера не могла вписаться, более того, не могла представлять духовную основу общества, по причине отсутствия самостоятельности.
Для понимания духовной серы во всех её проявлениях общественной жизни, необходимо было её освободить, а не идеологизировать.
Анализируя духовное, а также построение сфер общественной жизни, сущности духовной действительности, как отражения в сознании и целостного закрепления в психике личности и общества потенциального и актуального бытия, важно правильно сделать вывод о духовной сфере жизни общества как его духовном мире, духовном пространстве.
Духовное, которое не прошло через сознание, нет и не может быть материального, созданное человеком.
Для советского времени характерно стирание "духовного" и перевоплощение его в "идеологическое". Общество видело не духовную сферу как самостоятельную, а духовно-идеологическую, которая была крайне жёстко ограничена границами воззрений однопартийно-коммунистической тоталитарной политической системы. Вместе с тем происходило откровенное нарушение связи между вещами, присущими духовному, как общественному, заменённому на административном уровне идеологией, отражающей единичное.
Идеология по сути своей является основным модулем духовного и коррелируется, полагаясь на специфику социальной структуры или менталитет нации. В силу этого необходимо понимать различие научного и идеологического понимания духовной сферы общества.
Исключительно посредством всестороннего переосмысления духовного в связи с реальным, можно установить суть духовной сферы общественной жизни как духовного мира, духовного пространства. Духовная жизнь человека в отдельности и общества в целом не представляет собой нечто абстрактное, это скорее реальная сущность, которая отражает все результату индивидуальной и коллективной деятельности, творчества во всех сферах жизни через систему отношений. Образующей основой в данном случае является общественное и индивидуальное сознание, которое основывается на практике, профессиональной человеческой деятельности и развивающемся творчестве. Духовная жизнь является отражением духовного мира человека и общества. Этот мир – это идеальное отражение бытия по всем сферам общественной жизни с активной преобразующей функцией.
Важно принимать во внимание, что человек сначала строит алгоритм и программу собственной деятельности и только потом это материализует. Так он может сознательно двигаться к практической цели, основываясь на идеях, гипотезах, концепциях или стратегиях, которые являются идеальными построениями.
Что такое общественное сознание
Общественное сознание состоит из двух уровней:
- Теоретический уровень.
- Обыденный уровень.
Более того, общественное сознание состоит из ряда форм общественного сознания, которые проходят этапы собственного становления и функционирования в процессе развития общества. Немаловажен тот факт, что существовать могут такие формы общественного сознания только как экономическое и экологическое, политическое и правовое, научное и художественное, религиозное и светское, оборонное и имперское и т.п. Они играют важную роль в практической деятельности. Но стоит принимать ко вниманию, что общественное сознание – это вовсе не сумма его форм, поскольку каждая его форма имеет собственное духовное содержание, которое является специфическим критерием отношений, оказывающих воздействие на результаты предметной деятельности. Общественное сознание в этом отношении является отражением общего в особенном и не может выполнять его функции.
Духовная жизнь и общественное сознание
В основе духовной жизни общества лежат разнообразные факторы, которые оказывают влияние на состояние и уровень развития общественного сознания. Эти два фактора находятся в постоянной связи и сохраняют специфику, которая присуща системообразующим институтам общественной жизни по десяти сферам жизни современного общества с характерными им отношениями. Это является причиной того, что любая форма общественной жизни не произвольная игра воображения, а сформированная под воздействием определённой общественной практики или общественного бытия отрасль.
Процесс, которые направлен на отражение объективной реальности имеет специфические особенности и проявляется в предмете и способе отражения, иногда в характере и степени воздействия общественного бытия на конкретную форму общественного сознания. Иногда это случается в процессе соотношения общественного сознания и общественного бытия.
Иначе говоря, процесс духовной жизни общества многомерен и никогда не находится в статичном состоянии, метафизичном положении. Он динамичен, диалектичен как внутри сфер общественной жизни, так и в общем. Это его естественное состояние и духовная часть играет в нём важную роль с её материальной основой, без субъективизма с его приоритетами.
Реальная жизнь не предоставляет возможности чётко разделить духовную и материальную составляющие общества, нельзя установить первичность или вторичность каждой из них. Духовное располагается в материальном и это закономерно, так как материальное находится в духовном: обе эти стороны общественной жизни связаны с общественной действительностью и общественным бытие. В силу этого, социально-философское выявление структурно-функциональных механизмов общественного сознания, которые находят своё выражение в многообразных процессах духовной жизни общества, реализуются на практике. Это будет длиться бесконечно, поскольку характер духовной реальности предусматривает не исключительно теоретическое, а практическое применение знаний во всех сферах общественной жизни и областях профессиональной деятельности.
Духовная сфера жизни общества являет собой чётко выстроенный модуль его бытия, которому характерна самостоятельность и интегративный характер проявления. Духовная сфера общественной жизни — её духовный мир, духовное пространство, сформировавшееся во времени.
Навигация по статьям